Сохраним Тибет > Видео. Геше Дордже Дамдул. Краткое объяснение мантры Сутры Сердца и ее практической пользы

Видео. Геше Дордже Дамдул. Краткое объяснение мантры Сутры Сердца и ее практической пользы


8 сентября 2022. Разместил: savetibet


Перевод: Алексей Емельянов
Озвучивание: Игорь Янчеглов
savetibet.ru


Мы продолжаем публикацию серии коротких учений геше Дордже Дамдула, директора Тибетского дома в Нью-Дели, известного российским буддистам по его блестящей работе в качестве переводчика Его Святейшества Далай-ламы.

В этом фрагменте учений геше Дордже Дамдул дает краткое объяснение мантры Сутры Сердца и ее практической пользы.

Геше Дордже Дамдул — известный буддийский учёный, чьи интересы лежат в области тибетского буддизма и современной науки, участник нескольких диалогов Его Святейшества Далай-ламы с западными учеными, официальный переводчик Его Святейшества Далай-ламы с 2005 года.

Видеозапись любезно предоставлена Тибетским домом в Нью-Дели.

Расшифровка видео:


Позвольте я дам краткое объяснение мантры ТАДЬЯТХА ГАТЭ ГАТЭ ПАРАГАТЭ ПАРАСАМГАТЭ БОДХИ СВАХА. Я кратко ее объясню. Эта мантра говорит нам: «Не оставайтесь там, где вы сейчас; не оставайтесь в состоянии страдания. Из этого состояния страдания двигайтесь к высшему счастью». Как? Здесь две составляющие: процесс и его движущие силы.

Основным двигателем служит мудрость постижения пустот. Мудрость постижения пустоты должна сопровождаться мощной поддержкой в виде безусловной любви – бодхичитты. Эти две вещи – движущие силы всего процесса. А каков сам процесс? Это как раз ГАТЭ ГАТЭ ПАРАГАТЭ ПАРАСАМГАТЭ БОДХИ СВАХА.

Итак, это процесс.

ТАДЬЯТХА значит – «Это так». Вот процесс. Каков же он? Гатэ, Гатэ… У этой мантры есть буквальное прочтение и есть более глубокий смысл. Буквальное прочтение – это 5 этапов:
Первый этап – иди
второй – иди
третий – выйди за пределы.
ГАТЭ ГАТЭ ПАРАГАТЭ
Парагатэ значит «выйти за пределы».
Парасамгатэ – значит «полностью выйди за пределы».

И, наконец, – достигни полного пробуждения (Бодхи Сваха), полностью пробудись. Пробудись окончательно. Достигни полного пробуждения.

Вот буквальное прочтение, нуждающееся в толковании. Первый этап – Гатэ – Иди. Уходи от состояния страдания. Первое слово «иди» относится к первому пути – пути накопления. Второе – к пути подготовки. Третье слово – Парагатэ – к пути видения. А четвертое – Парасамгатэ – к пути медитации. Пятый путь – Бодхи Сваха – путь не учения более.

Таким образом, даны пять путей, пять путей для достижения полного пробуждения в виде последовательных этапов. Как начать продвижение по этим путям? Как вступить на первый Гатэ? Как начать? Надо всегда начинать с чего-то и потом двигаться дальше.

ГАТЭ ГАТЭ ПАРАГАТЭ.

Так как же начать? Это вопрос, следующий вопрос. Необходимо зародить очень сильное устремление дойти до «Бодхи Сваха». Всякий, кто зародил в себе искреннее устремление достичь состояния Бодхи Сваха, то есть стать буддой, стать совершенным, чтобы приносить пользу всем живым существам – как только зарождается такое чувство, такой человек вступает на первый путь – Гатэ. И далее мы можем двигаться вперед.

Нам нужен настрой: «Я достигну совершенства там, где любовь и доброта; там, где любовь и доброта – там польза для всех. Там, где любовь и доброта без страдания, там окончательное состояние будды. Пусть я стану буддой на благо всех живых существ». Ум, устремленный к такому состоянию, называется бодхичиттой. Это такой драгоценный настрой! Когда у вас спонтанно и от всего сердца возникает такое устремление, вы становитесь бодхисаттвой-махасаттвой.

Вы получаете два вида пользы. Одна – скрытая, которую вы сможете оценить гораздо позже, не сразу. Скрытая польза, невероятная! Это когда ваш ум получает благословение. На данный момент я не буду объяснять, что это значит. Отложим это в сторону. Я буду здесь придерживаться рациональной стороны вопроса. Я не отрицаю и скрытую пользу, я знаю, что этот эффект тоже есть. Но людям с современным западным образованием, поскольку эта идея благословения относится к частично скрытым явлениям, она может быть объяснена только после того, как человек получит хоть какое-то понимание того, что такое пустотность, и хоть немного почувствует, что такое бодхичитта. Пока отложим это в сторону.

Для меня более полезно и ценно, с практической точки зрения, то, что я со всей очевидностью могу увидеть. Каждый раз, когда я произносил эту мантру, начиная с пятилетнего возраста, а я произнес ее, если не миллиарды, то как минимум уже несколько сотен тысяч раз. Когда я повторяю эту мантру сейчас – Гатэ Гатэ Парагатэ Парасмагатэ Бодхи Сваха – я чувствую некоторый трепет. Вы знаете почему? Потому что это как напоминание от учителя, который мне говорит: «Эй, Дордже, не застревай навсегда в первом классе, переходи во второй класс, далее двигайся в третий, четвертый. Это напоминание – Гатэ, Гатэ, Парагатэ – Иди, иди, выйди за пределы, полностью выйди за пределы, достигни полного пробуждения. Иду ли я на самом деле? Я повторяю эту мантру на протяжении многих лет, а сделал ли я реальные шаги? Вступил ли я на путь Гатэ? Нахожусь ли на нем? Это порождает во мне чувство необходимости срочно действовать – «Эй, Дордже, не стой на одном месте, надо действовать. Надо продолжать учиться».

Как же этого добиться? Как вступить, как продвинуться на первый этап Гатэ? – Зароди в себе ум, исполненный любви и сострадания – бодхичитту. Этот альтруистический настрой, стремление стать буддой на благо всех живых существ – зароди его как можно скорее, иначе повторение этой мантры даже на протяжении многих лет будет бесполезным! Это очень важное и действенное напоминание.

И при этом… будьте счастливы! Будьте добры к себе! Не забывайте о доброте к себе.

И эта мантра должна напоминать нам об этом. Будьте добры к себе – это первое. Второе – будьте разумны в своей доброте к себе.

Быть добрым к себе – значит идти к пробуждению Бодхи Сваха, не оставаться здесь с болезнями, старением, смертью, ковидом-19… Идите к Бодхи Сваха, где полная свобода от всех страхов. Но как? Нужно быть разумным в своей доброте к себе – идти по пути, делать шаги, ведущие к цели и не сворачивать назад. Это мой вам совет. Не сворачивайте назад. Делайте шаги для развития сострадания, делайте шаги для развития понимания взаимозависимости, чтобы проснуться ото сна неведения. Если вы станете делать эти шаги, то, безусловно, будете разумны в своей доброте к себе и приведете себя к максимальному счастью состояния будды, полному пробуждению, абсолютному счастью…