Сохраним Тибет > Интервью. Дзонгсар Джамьянг Кхьенце Ринпоче о сохранении биоразнообразия и незаконной торговле дикими животными в Азии
Интервью. Дзонгсар Джамьянг Кхьенце Ринпоче о сохранении биоразнообразия и незаконной торговле дикими животными в Азии19 сентября 2022. Разместил: Editor |
Фото: Pawo Choyning Dorji. – Согласно данным науки, для выживания человечества и поддержания благополучия в нашем мире чрезвычайно важно биоразнообразие. Что буддисты думают о биоразнообразии в целом? – Я могу с уверенностью утверждать, что первым на этой земле, кто постиг и показал нам зависимую природу всех явлений, стал Будда. Он сделал это 2500 лет назад, задолго до того, как человеческая психология разработала такие современные понятия, как биоразнообразие и его сохранение. То, как Будда понимает [природу реальности], и есть самый корень и суть биоразнообразия: как таковые выживание и бытие не только людей, но и всех других существ полностью зависят от причин и условий. Нет, это не какая-то отвлеченная, возвышенная идея и не нравоучение, не простой рассказ о том, какие поступки считаются хорошими, а какие – плохими. Будда учил, что мы не существуем как отдельные и независимые виды, что все в нашем мире зависимо. И мы, люди, конечно, не отделены от других видов существ. Наиболее цитируемая из всех буддийских учений строка гласит: все обусловлено и нет ничего, что само не было бы условием или не возникало бы зависимо от условий. Что касается обусловленности, здесь важнее всего обусловленность ума. Вот почему первостепенное значение имеет правильный настрой ума, то есть стремление сохранить биоразнообразие не только ради выживания людей, но ради блага всех существ. – Буддисты верят в существование различных миров: богов, людей, животных, духов. Действительно ли к рождению животным, например, тигром, золотым лангуром или рыбой, приводит накопленная в прошлом «плохая» карма? – Буддисты и правда верят в разные миры, но наши представления не похожи на христианские представления о рае и аде. В буддизме наличие разных миров часто объясняют с психологической точки зрения, то есть один и тот же человек может за день пройти через все миры – например, испытывая присущую богам гордость, свойственную людям жадность, естественную для обитателей адов агрессию, характерную для голодных духов ненасытность и так далее. Кроме того, понятия «плохое» и «хорошее» совершенно относительны. То, что вы называете плохой или хорошей кармой, также полностью субъективно и относительно. Можно предположить, что в некоторых случаях к рождению человеком приводит худшая карма, нежели та, что становится причиной рождения животным. Буддисты часто упоминают о «драгоценном человеческом рождении», дабы показать, что при правильном использовании человеческое тело может быть драгоценным сосудом. Такая точка зрения основана исключительно на том, что люди способны чувствовать печаль и смущение и, следовательно, могут устремляться к высшей истине. Это значит, что у них есть возможность постичь эту истину. Большинство животных лишено ее просто потому, что они слишком заняты выживанием. – У нас, людей, есть превосходство над животными? Значит ли это, что мы наделены правом плохо обращаться с животными, будь то домашними или дикими? – Как я только что сказал, этим предполагаемым превосходством обладают не все люди. То, что мы называем драгоценным человеческим телом, имеют только те, кто ищет истину. Великий поэт и святой Миларепа в песне к охотнику выражает мнение, что не у всех людей есть драгоценное человеческое тело. Вы также спрашиваете о том, что мы якобы «наделены правом» плохо обращаться с животными. Такое высказывание само себе похоже на монотеистические положения, которые мы находим в авраамических и, в частности, христианских традициях. Согласно буддизму, никто не имеет полномочий наделять кого бы то ни было правом делать других счастливыми или несчастными. По этой причине ни у кого нет права плохо обращаться с другими, вредить другим. Люди все равно так поступают, но только потому, что находятся в плену неведения, а не потому, что у них есть на это право. – Люди обычно испытывают некоторую неприязнь к змеям, независимо от того, ядовитые они или нет. Во многих историях змеям отводится участь быть отрицательными персонажами, некими вредоносными существами. Может ли это быть одной из причин, почему в нас зародилась неприязнь к змеям и другим диким животным? – Подобные чувства возникают в людях из-за особенностей их культуры, а не из-за буддизма. Очень многие ученики Будды были нагами, а некоторые из самых щедрых покровителей Дхармы были царями и царицами нагов. Поэтому, на мой взгляд, если змеи, пауки и скорпионы вызывают у многих людей неприятные чувства, это не имеет с буддизмом ничего общего. Такие проявления уже сродни расизму. – В наши дни широко распространена незаконная торговля дикими животными, и она особо процветает в азиатских странах, большинство из которых опять-таки буддийские. Что вы скажете по этому поводу? – Здесь нужно поразмышлять о спросе и предложении. По причинам, на рассмотрение которых у нас нет времени, многие буддийские страны очень бедны. Однако многие из сегодняшних так называемых богатых стран разбогатели потому, что на протяжении веков грабили эти бедные страны. Таким образом, ответственность за торговлю дикими животными в равной мере лежит как на тех, кто поставляет продукт, так и на тех, кто его использует. В любом случае, здесь нет ничего общего с буддизмом, и то, что страна буддийская, вовсе не значит, что там больше возможностей для незаконной торговли дикими животными. – Слоновая кость имеет большую ценность, а ввиду того, что изделия из нее украшают алтари (тиб. чосум) в буддийских храмах, она считается священной. Приносит ли наличие слоновой кости на алтарях больше заслуг? – Опять же, слоновая кость рассматривается как нечто ценное лишь с точки зрения культуры. Ее использование никак не связано с буддизмом или заслугами. После того, как Ашока поднес тысячам монахов золотые монеты, нищая старушка преподнесла монахам, которые испытывали жажду, немного воды. Когда Ашока спросил главного монаха о заслугах, тот ответил, что скромный дар пожилой женщины принес ей больше заслуг, чем накопил Ашока подношением всех золотых монет. Буддисты верят, что заслуги полностью зависят от мотивации. При наличии искренней, правильной мотивации даже подношение высохшего листа поможет накопить множество заслуг. Если же мотивация неправильная, строительство целого замка из слоновой кости только причинит страдания животным и не даст никаких благих плодов. – В Бутане для ритуальных сосудов бумпа на алтарях мы используем высококачественные павлиньи перья. Важно ли это? Можно ли их чем-то заменить? – Ни в одном тантрическом тексте павлиньи перья даже не упоминаются. Лучше и правильнее всего вместе с сосудом бумпа использовать стебли или листья травы куша. Как я уже сказал, все перечисленное не имеет ничего общего с буддизмом, это не более чем культурный багаж. Фото: Pawo Choyning Dorji. – Для изготовления бутанских традиционных лекарств необходимо сырье животного происхождения, например, медвежья желчь. Созвучно ли это с буддийскими верованиями о том, что животным нельзя причинять вред? – Опять же, традиционная бутанская медицина не имеет ничего общего с буддизмом. Искусство исцеления есть искусство исцеления. Буддизм – это Дхарма, которая учит таким истинам, как непостоянство, дуккха и пустотная природа явлений. Что касается буддийской точки зрения, не будем сейчас о медвежьей желчи, приведу другой пример. Даже если веточку лаванды сорвать с неправильной мотивацией, это уже противоречит буддийским принципам. – Можем ли мы сказать, что существует острая необходимость положить конец браконьерству и торговле дикими животными и заняться защитой дикой природы и биоразнообразия в целом? – Без сомнений. Совершенно необходимо остановить браконьерство и торговлю дикими животными, а также встать на защиту дикой природы и биоразнообразия. Я не ученый, но понимаю, что защита дикой природы, биоразнообразия, экологического равновесия и окружающей среды имеет первостепенное значение. Но кто всем этим занимается? На мой взгляд, немногие. Если опасения экологов и других ученых окажутся обоснованными, то скоро у нас не будет ни пресной питьевой воды, ни чистого воздуха, и мы столкнемся с катастрофическим глобальным потеплением. Даже на протяжении моей жизни произошли очевидные и повсеместные изменения климата. При этом я почти не вижу никого, кто боролся бы за защиту нашей хрупкой природы. Если не считать газету The Guardian, как часто мы видим новости об экологии на первых полосах ведущих СМИ? На какую страну наложены санкции за то, что она разрушает свою окружающую среду? Какая страна страдает от торгового эмбарго потому, что уничтожает дикую природу? Сколько слов в защиту окружающей среды и дикой природы регулярно произносят политические лидеры самых могущественных стран мира? Если научные данные верны, какова польза плюрализма, всеобщего избирательного права, свободы слова и всех остальных ценностей, которыми мы якобы так дорожим? Они совершенно бесполезны. Так много войн под предводительством США якобы ведется за свободу и демократию. Я очень хочу проснуться однажды утром и прочитать в газете, что США и НАТО борются с какой-то страной из-за того, что она не защищает окружающую среду и не поддерживает биоразнообразие. – В Бутане все большую озабоченность вызывает конфликт человека и дикой природы. Когда из-за диких животных фермеры теряют урожай или домашний скот, они осуждают политику сохранения биоразнообразия и возлагают вину на самих животных, таких как тигры, дикие кабаны, обезьяны, птицы. Что о конфликтах человека и дикой природы говорит буддизм? – Человек против дикой природы, человек против человека, человек против машин. Конфликтам нет конца. Через сто лет, когда бутанцы вступят в конфликт с искусственным интеллектом, у нас возникнут проблемы иного порядка. – Могут ли люди и животные сосуществовать в гармонии? Что о сосуществовании человека и дикой природы говорит буддизм? – В некоторых случаях да, животные и человек могут гармонично сосуществовать. Доказательством тому служат домашние собаки. Но что касается идеи о том, что человек, дикая природа и все другие явления будут сосуществовать и жить долго и счастливо, – такое мышление буддистам не свойственно. – Что вы как буддийский учитель посоветовали бы нашим читателям для сохранения биоразнообразия в Бутане и во всем мире? – Кто я такой, чтобы давать советы подобного рода? Пожалуй, некоторые мои мысли о сохранении биоразнообразия отражены в данных мной ответах. Но если вы настаиваете на том, чтобы я выразил свое мнение, я бы сказал, что капитализм должен умереть. Дзонгсар Джамьянг Кхьенце Ринпоче, также известный как Кхьенце Норбу, – высокочтимый бутанский лама, кинорежиссер и писатель. Четыре наиболее известных снятых им фильма: «Кубок» (1999), «Маги и странники» (2003), «Вара: благословение» (2013) и, наиболее поздний, «Хема Хема: спой мне, пока я жду» (2017). Он автор книг «Отчего вы не буддист», «Не счастья ради. Руководство по так называемым предварительным практикам тибетского буддизма», «Гуру пьет бурбон?», «Уверенным шагом: путеводитель паломника по святым местам Будды» и «Яд – это лекарство». kuenselonline.com Перевод: Инна Балтырева. |