Сохраним Тибет > Новая книга. Индийские философы о природе восприятия: Дигнага и его оппоненты

Новая книга. Индийские философы о природе восприятия: Дигнага и его оппоненты


3 октября 2022. Разместил: Editor3
Новая книга. Индийские философы о природе восприятия: Дигнага и его оппоненты
Виктория Лысенко. Индийские философы о природе восприятия: Дигнага и его оппоненты
Издательство: Наука, Восточная литература
Год издания: 2022
ISBN: 978-5-02-039881-8
Кол-во страниц: 598
Переплет: в пер.
Тираж: 200


Приобрести книгу можно на сайте издательства Наука.

Издание содержит антологию переводов с санскрита текстов буддийского философа Дигнаги (ок. 48О-54О) и сочинений его учителя Васубандху, сопровождаемую историко-философской реконструкцией. Впервые в отечественной индологии кaртина становления и раннего развития индийской эпистемологии воссоздается на основе текстов не только самого Дигнаги, но и фрагментов буддистско-брахманистской полемики, датируемой «эпохой Дигнаги» (V-VI вв).

Большое внимание в работе уделено анализу современных исследований западных и индийских индологов и буддологов, в которых раскрывается значение концепций Дигнаги для понимания историко-философского процесса в Индии, а также для современных дискуссий о природе познания и сознания.

Книга предназначена не только для индологов и буддологов, но и для философов и ученых, которые заинтересованы в расширении своей общей эрудиции в области когнитивных исследований путем знакомства с традициями изучения сознания в других культурах.

От автора:

Представляю «своего» читателя прежде всего интеллектуалом: философом, психологом или ученым, для которого идеи представляют самостоятельную ценность, а не только «путь» к «состояниям сознания». Мне видится читатель, которому трудности бросают вызов, читатель, который не ищет легких путей и готов вложить в чтение свой собственный интеллектуальный труд. Акцентирование на интеллектуальных усилиях и интеллектуальных интересах служит антирекламой этой книги для тех буддийских практиков, кто ориентирован исключительно на приоритет личностного духовного опыта, связанного с трансгрессией, трансценденцией и трансперсональными состояниями сознания. Для автора этой книги приоритетом являются идеи и их интеллектуальная реализация в поле дискурса и дискуссий, т.е. именно то, что в системе ценностей практиков есть продукт «беспокойного ума», погруженного в «эмпирическое существование» (сансару).


Лысенко Виктория Георгиевна — российский индолог и буддолог, доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии Российской академии наук, руководитель сектора восточных философий. Преподавала в Московском государственном университете, в Сорбонне (Париж-IV), в Государственном академическом университете гуманитарных наук (Москва), а также в Русской антропологической школе (под руководством акад. Вяч.Вс. Иванова) при Российском государственном гуманитарном университете (Москва). Была приглашенным профессором в Индии, во Франции, в Литве, аффилированным сотрудником в Венском университете.

Сфера научных интересов В.Г. Лысенко — история древней и раннесредневековой индийской санскритской философии, сравнительная и межкультурная философия, герменевтика перевода. Автор 200 публикаций на русском, английском и французском языках. Среди монографий: «Ранняя буддийская философия» (1994), «Универсум вайшешики» (2003), «Прашастапада. „Собрание характеристик категорий“ с комментарием Шридхары» (2005), «Непосредственное и опосредованное восприятие: спор между буддийскими и брахманистскими философами (медленное чтение текстов)» (2011). Более 200 статей опубликованы в энциклопедических изданиях: «Индийская философия» (отв. ред. М.Т. Степанянц, 2009), «Философия буддизма» (отв. ред. М.Т. Степанянц, 2011), «Новая философская энциклопедия» (2000–2001), «Большая российская энциклопедия» и др.