Сохраним Тибет > Ушел из жизни Кьябдже Ризонг Ринпоче, 102-й держатель трона Ганден
Ушел из жизни Кьябдже Ризонг Ринпоче, 102-й держатель трона Ганден9 декабря 2022. Разместил: Editor3 |
В Индии, монастыре Дрепунг ушел из жизни Кьябдже Ризонг Ринпоче. Ринпоче был известен своими достижениями в практике и учености в традициях сутры и тантры и особой силой исцеления. Ринпоче также носил титул джангце чодже (Дхарма-мастер Северного пика), один из трех высших духовных постов в традиции гелуг тибетского буддизма. А в октябре 2009 года Ринпоче был назначен Ганден Трипой, став 102-м духовным главой линии гелуг. «Я хотел бы выразить свои искренние соболезнования всем, кто скорбит о потере нашего почитаемого Учителя, Кьябдже Ризонга Ринпоче. Уход Ринпоче – это огромная утрата для всего буддийского сообщества. Жизнь Кьябдже Ризонга Ринпоче была замечательным примером успешного использования этого драгоценного человеческого рождения в служении Дхарме Будды на благо бесчисленных живых существ. Добродетельные пожелания и устремления Ринпоче были безграничны. Я молюсь о том, чтобы каждое из них было исполнено в совершенстве. Я молюсь о скорейшем возвращении Кьябдже Ризонга Ринпоче в этот мир, чтобы он продолжил свою неустанную работу по наставлению и принесению блага живым существам», – поделился на своей странице Линг Ринпоче. Сегодня в Дхарамсале Центральная тибетская администрация организовала молебен по случаю ухода Ринпоче, который скончался вчера около 21:15 вечера (по индийскому времени) в монастыре Дрепунг в Мундгоде, штат Карнатака, и пребывает сейчас в особом медитативном состоянии. Краткая биография Кьябдже Ризонга Ринпоче Кьябдже Ризонг Ринпоче родился в Ладаке в конце 1920-х годов, был признан и возведен на престол Его Святейшеством Далай-ламой XIII в начале 1930-х годов как реинкарнация основателя прославленного места затворничества Ризонг. В середине 1940-х годов Ринпоче поступил в монастырь Дрепунг Лоселинг в Лхасе для получения высшего образования, а затем присоединился к Его Святейшеству Далай-ламе XIV и тибетской общине в эмиграции в Индии после захвата Тибета Китаем. Его Святейшество назначал его настоятелем тантрического монастыря Гьюмед и монастыря Дрепунг Лоселинг, двух величайших цитаделей тибетского духовного знания. Ринпоче также носил титул джангце чодже (Дхарма-мастер Северного пика), один из трех высших духовных постов в традиции гелуг тибетского буддизма. В октябре 2009 года Ринпоче был назначен Ганден Трипой, духовным главой линии гелуг. Ринпоче сделал практику медитации своей главной целью в жизни и провел множество обширных ретритов, включая трехлетний тантрический ретрит по мандале Ямантаки в отдаленном ските в Ладаке. Он известен своими достижениями в практике и учености в традициях сутры и тантры и особой силой исцеления. Ганден Трипа – «Держатель трона Ганден» – это титул духовного главы школы гелуг тибетского буддизма. Ганден трипа – это назначаемая должность, а не реинкарнационная линия. Назначение на нее происходит раз в семь лет. Этот титул поочередно присваивается одному из двух чодже – шарпа чодже или джангце чодже. Должность присуждается на основании академических заслуг, и только лучшие буддийские ученые и практики могут взойти на золотой трон в качестве Ганден Трипы. Его Святейшество Ганден Трипа, также известный как Ганден Три Ринпоче или Тричен Ринпоче – верховный глава школы гелуг тибетского буддизма является приемником царя Дхармы Чже Цонкапы. Ганден Трипы были не только духовными главами школы гелуг, но и часто – наставниками Далай-лам и Панчен-лам, а также выполняли функции регентов Тибета в отсутствие Далай-ламы. Согласно одной легенде, Будда поручил своему ученику Маудгальяяне спрятать раковину в отдаленной местности на севере Индийского субконтинента. Эта территория должна была стать Тибетом в грядущие времена. Таким образом, семя буддизма было посеяно в Тибете уже за 500 лет до нашей эры. Алекс Берзин об истории линии гелуг: Будда Шакьямуни пророчил, что Дже Цонкапа Лозанг Драгпа (rJe Tsong-kha-pa Blo-bzang grags-pa) (1357 – 1419) станет основателем монастыря Ганден Нампар Гьелве Линг (dGa'-ldan rnam-par rgyal-ba'i gling dGon-pa). В «Коренной тантре Манджушри» ('Jam-dpal rtsa-rgyud) Будда сказал: «После того как я покину этот мир, когда земля станет безрадостной, ты родишься и будешь вершить деяния будды. Тогда в Стране снегов появится большой монастырь Рабга (Rab-dga')». «Га» – первый слог в слове «Ганден». В предыдущей жизни, когда Цонкапа был маленьким мальчиком, он поднёс Будде хрустальные чётки, и в «Сутре наставлений царю Дам Нгаг Богпе» (mDo-sde gDams-ngag 'bog-pa'i rgyal-po'i bstan-pa) Будда предсказал: «Ананда! Этот маленький мальчик, который дал мне хрустальные чётки, возродит мои учения. В будущем, во времена вырождений, он станет основателем монастыря Ге (dGe) на границе между Дри ('Bri) и Ден (lDan). Его будут звать Лозанг». «Ге» – видоизменённый первый слог в слове «Ганден». Взамен чёток мальчик получил раковину, которую Будде подарил король нагов. Будда отдал эту раковину своему ученику Маудгальяяне, а он закопал её в Тибете как сокровище на благо будущего распространения учений. В 1409 году Цонкапа учредил великий молитвенный фестиваль (sMon-lam chen-mo) в лхасском храме Джокханг (Lha-sa Jo-khang, Джоканг). Впоследствии ученики, обеспокоенные тем, что постоянные путешествия отразятся на здоровье их учителя, предложили ему построить монастырь в любом месте, где он только пожелает. Цонкапа согласился и выбрал гору Дрогри ('Brog ri-bo-che), приблизительно в пятидесяти километрах к востоку от Лхасы. Он лично освятил землю и назвал монастырь «Ганден», или, на санскрите, «Тушита», – в честь чистой земли грядущего будды Майтрейи. Строительство главного храма и более семидесяти зданий монастыря было завершено в том же 1409 году – в строгом соответствии с индийскими монастырскими правилами. В следующем году Цонкапа извлёк драгоценную раковину из холма за Ганденом, которую зарыл там Маудгальяяна. Таким образом, сбылись все предсказания о монастыре Ганден. В 1416 году Цонкапа передал раковину Гандена своему ученику Джамьянгу Чодже ('Jam-dbyangs Chos-rje bKra-shis dpal-ldan) (1379 – 1449), который позднее в том же году основал монастырь Дрепунг ('Bras-spungs dGon-pa). С тех пор раковина хранится в Дрепунге. В 1419 году, когда Цонкапа покинул этот мир, другой его ближайший ученик Джамчен Чодже (Byams-chen Chos-rje Shakya ye-shes) (1354 – 1435) основал монастырь Сера (Se-ra dGon-pa). До конца своих дней Цонкапа часто бывал в Гандене, он умер в этом монастыре и там были сохранены его останки. Строительство главного храма Гандена с огромными статуями и трёхмерными мандалами считается четвёртым великим деянием Цонкапы. Со времени основания Ганден стал резиденцией Гандена Трипы (dGa'-ldan Khri-pa) – держателя золотого трона Гандена и главы традиции гелуг. Эту традицию основал Цонкапа, её также называют традицией ганден (dGa'-ldan lugs) в честь монастыря Гандена. «Луг» означает традиция, а «гелуг» – сокращение от «ганден луг». Первым Ганденом трипой стал Гьелцаб Дже (rGyal-tshab rJe Dar-ma rin-chen) (1364 – 1432), перед смертью Цонкапа отдал ему свою мантию и посох. Вторым был Кхедруб Дже (mKhas-grub rJe dGe-legs dpal-bzang) (1385 – 1438). Срок полномочий Гандена Трипы – семь лет. Монастырь Ганден располагает двумя колледжами: Джангце (Byang-rtse Grva-tshang) и Шарце (Shar-rtse grva-tshang), что означает Северный пик и Восточный пик соответственно. Согласно одной из традиций эти названия даны из-за их расположения – к северу и к востоку от главного храма Гандена. Во времена второго Гандена Трипы Кхедруба Дже монастырь Ганден был разделён на четыре колледжа. Позднее, при нём же, колледжи Палден (dPal-ldan Grva-tshang) и Ярдрог (Yar-'brog Grva-tshang) объединили в Джангце, а колледжи Панчен Шакья Шри (Pan-chen Sha-kya-shri Grva-tshang) и Чодраг (Chos-grags Grva-tshang) – в Шарце. Основателем колледжа Джангце считается Хортон Намкха Пелзанг (Hor-ston Nam-mkha' dpal-bzang) – автор текста «Тренировка ума, подобная солнечным лучам» (Blo-sbyong nyi-ma'i 'od); колледжа Шарце – Нетен Ринчен Гьелцен (gNas-brtan Rin-chen rgyal-mtshan). Колледж Сангпху Ньяронг (gSang-phu nyag-rong Grva-tshang), который возник позднее, во времена двадцать первого Гандена трипы, также слился с Шарце. По материалам: tibet.net gandentripa.com, iltk.org studybuddhism.com |