Сохраним Тибет > Видео. Снежные львы заняли места у входа в главный монастырь Тувы

Видео. Снежные львы заняли места у входа в главный монастырь Тувы


17 января 2023. Разместил: savetibet


У входа в главный монастырь Республики Тыва "Тубтен Шедруб Линг", строительство которого в эти дни завершает Культурный фонд Кужугета Шойгу, установлены львы-охранители. Буддийский монастырь находится под покровительством Его Святейшества Далай-ламы, который преподнес ему в дар священную реликвию Будды Шакьямуни, свои одеяния и другие реликвии. "Тубтен Шедруб Линг" будет местом соблюдения чистой монашеской дисциплины.

В буддизме лев является традиционным символом защиты и охраны, а также власти.

В Индии со львом отождествлялся Будда: к нему относится такой эпитет как Шакьясимха (санскр.) «Лев из рода Шакья» – олицетворение внутренний силы и величия. Существует легенда, согласно которой Будду в его странствиях сопровождала маленькая собака, в момент опасности для защиты хозяина превращавшаяся во льва.

Образ «львов Будды» (ши-фо) проникает в Китай вместе с распространением буддизма в эпоху Хань (III в. до н. э. – III в. н. э.). Именно здесь, в Китае, эти львы обретают тот самый уникальный облик, напоминающий собак с пышной гривой и укороченной мордой. Считается, что произошло это потому, что в Китае, в отличии от Индии, в качестве натуры для статуй использовали не львов, а собак чау-чау, которые по-китайски называются сунши-цюань – «косматая львиная собака». Так и возник образ китайского мифического льва, сочетающего качества двух разных животных.

Постепенно образ и символика «львов Будды» распространяются в соседние регионы: Японию, Корею, Вьетнам, Монголию и т.д., получая в каждой культуре новое название. В Корее ему соответствует огнеядная собака хэтэ, внешне похожая на льва и иногда изображающаяся с рогом единорога; ее задача – оберегать жилище от бедствий и вреда. В Японии китайского льва называют сиши; здесь он считается ездовым животным бодхисаттвы Манджушри – легендарного сподвижника Будды Гаутамы. Есть ещё несколько похожих существ: дзици – охранная собака по образу льва фо и сиса – парные звери-статуэтки, внешне представляющие собой помесь собаки и льва. В Монголии лев арслан также сохраняет значение сакрального стража, а по облику более всего походит на тибетского «снежного льва».

В тибетском искусстве лев индийского буддизма нашел свое культурное воплощение как мифический «снежный Лев», населявший снежные горы Тибета, и стал одним из главных символов государства. Снежный лев украшает национальный флаг Тибета, правительственные печати, монеты, банкноты и марки, а также образует знак отличия Далай-ламы. Одно из излюбленных зрелищ среди тибетцев – костюмированный «танец снежного льва».

Снежных львов часто располагают в гармоничном сочетании самца и самки; при симметричном изображении лев, как правило, находится слева, а львица — справа. Отличить самку от самца нетрудно: у льва одна из передних лап опирается на шар (в тибетской иконографии его сравнивают с драгоценностью или солнечным диском), а под лапой у львицы располагается ее детеныш.

В тибетской традиции снежный лев наряду с драконом, тигром и птицей Гарудой является одним из четырех главных «сверхъестественных» существ.

В древнем Китае четыре стороны света приравнивались к четырем временам года: восходящее солнце на Востоке символизировало весну; полуденное солнце Юга – лето; заходящее солнце на Западе – осень; и бессолнечные области Севера – зиму. Каждой из сторон света было присвоено также одно из четырех «сверхъестественных» существ: синий дракон символизировал Восток; красная птица – Юг; белый тигр – Запад, черепаха – Север.

Тибетская традиция приняла и сохранила трех из этих животных: дракона, птицу и тигра. Черная черепаха или «черный воин» – национальная эмблема Китая – была заменена белым снежным львом.

Расположение четырех животных на изображениях символически соответствовало расположению цветов и элементов на традиционных молитвенных флагах. В центр помещался «конь ветра» Лунгта, несущий на своей спине драгоценный камень, исполняющий желания, а по четырем углам от него располагались мифические животные-хранители. На тибетском варианте молитвенного флага красная птица Гаруда находится на западе; бирюзовый дракон на юге; желтый тигр на востоке; и белый снежный лев на севере. Хотя существуют и другие варианты ориентации этих животных (меняются местами Гаруда и дракон, тигр и снежный лев), неизменным остается одно: будучи наземными существами, тигр и снежный лев должны располагаться внизу. При этом, как это не парадоксально, считается, что ноги тибетского снежного льва никогда не касаются земли, хотя он и не является летающим животным.

Бирюзовый лев пребывает в пространстве
Тело его как у змея
Но парит он подобно птице в небесах!
Не птица он, не змей, ничто такое!
Он — бирюзовый лев.


Образ снежного льва заключает в себе жизненную силу природы, юность и задор. Его мех бел как снег, а развевающиеся волосы на гриве и хвосте – цвета тибетской бирюзы. Снежный лев с бирюзовой гривой совершает легкие прыжки с одной горной вершины на другую, никогда не касаясь земли, символизирует бесстрашие и победу над всеми трудностями.

Рев снежного льва олицетворяет звук «пустоты», мужество и истину, и из-за этого часто воспринимается воплощением самого буддизма как учения, поскольку подразумевает освобождение от кармы и призыв к пробуждению. Этот рев считался настолько мощным, что всего один его звук мог заставить упасть с неба семь драконов.

Образ снежных львов также соотносят с отшельниками и йогами, живущими высоко в горах. Существует история, согласно которой, великий древний йогин и поэт Тибета — Миларепа однажды увидел пророческий сон, в котором фигурировал снежный лев. Его гуру Марпа интерпретировал этот сон так: «Лев, прижимающийся к вершине колонны, являет львиную природу йогина. Его роскошная грива показывает, как он украшен мистическими учениями. Четыре лапы льва представляют четыре «возвышенных состояния» (любящая доброта, сострадание, сорадование и невозмутимость). Глаза льва, обращенные к небу, показывают отречение йогина от сансарической жизни. Свободное хождение льва по горным вершинам показывает, что йогин обрел царство абсолютной свободы».

Материалы предоставлены Культурным фондом Кужугета Шойгу.