Сохраним Тибет > Прихожане под защитой белого зонта Тары

Прихожане под защитой белого зонта Тары


21 марта 2023. Разместил: Editor3
Прихожане под защитой белого зонта Тары

Созерцать и практиковать перед прекрасным священным образом Белозонтичной Тары теперь может каждый прихожанин и посетитель петербургского Дацана Гунзэчойнэй: в одной из ниш в стене алтарного зала разместилось новое мозаичное панно с образом Ситатапатры.

Белая и Зелёная Тары, бодхисаттва Авалокитешвара, бодхисаттва Манджушри, Будда Грядущего Майтрея, Будда Медицины, Ваджрасаттва и новая мозаика Белозонтичной Тары выполнены в особой технике и в едином стиле петербургской художницей Региной Дербенёвой. Еще один мозаичный образ, созданный мастером специально для тантрической практики лам Дацана — тантрическое божество йидам Гухьясамаджи, воплощённый в стекле — находится в отдельной священной комнате для лам, на 5-м этаже Дацана, и скрыт от глаз прихожан.

Петербургский буддийский храм известен не только своей богатой историей, библиотекой с редкими священными книгами и подарочными экземплярами литературы по буддизму, витражами по эскизам Николая Константиновича Рериха и в современном исполнении авторства члена Союза художников России Елены Константиновны Зонхоевой - в главном молельном зале, дугане, разместилась уникальная религиозная галерея из семи (теперь уже восьми) мозаичных панно, с полотен которых смотрят на всех присутствующих одни из самых почитаемых сакральных образов в буддизме. Это единственное подобное собрание буддийских мозаичных образов в России.

Белозонтичная Тара (на санскрите — Ушниша-Ситатапатра, по-тибетски — Дугкар, что переводится как «Белый зонт») известна как божество Ваджраяны. Встречаются изображения Ситатапатры с тысячей ликов, рук и ног (основные — две руки и две ноги, остальные изображаются в виде огибающего её круга), а также и в человеческом облике (что является более мирным проявлением), с многочисленными зоркими глазами на разных частях тела, от внимательного взгляда которых ничто не скроется. Характерной, отличительной деталью этого образа является наличие белого («чистого», «величественного») зонта, взмах или вращение которого отбрасывает всё негативное от «подопечных». По древней легенде, появившаяся из ушниши (выступа на голове) Будды Шакьямуни, по его осознанию Белозонтичная Тара была проявлена в мире для защиты всех живых существ от злых, вредоносных сил и любых иных неблагоприятных воздействий. Как истинная Тара, сострадающая всем существам и спасающая их, Ситатапатра смело побеждает демонов, духов, одолевает любые «чёрные» влияния, защищает от зла, бед, болезней, последствий магических и других разрушительных негативных ритуалов.

Юная, прекрасная, с сияющей белой кожей дева Просветлённой природы на буддийских тханках восседает на солнечном диске, расположенном на цветном лотосовом троне. Своей силой уверенно отгоняет все страхи и невидимых вредоносных существ, представленных в разной форме. На Белозонтичной Таре восемь золотых украшений, в её наряде присутствует красный пояс и разноцветная юбка. Принято считать, что у этой формы Тары, как упоминалось выше, проницательные глаза, смотрящие во все стороны, зоркие и сострадающие. И в левой руке рядом с сердцем она держит позолоченную трость своего большого всемогущего белого зонта. Белозонтичная Тара своим зонтом словно куполом укрывает взывающих к ней, с уважением обращающихся за помощью, и раскрученный ею зонт над человеком как бы отбрасывает всё дурное от него.

Белый зонт согласно буддийской традиции обладает великой защитной силой, впрочем, он может присутствовать в религиозных ритуалах не только в единичном экземпляре: можно увидеть три, пять, семь, девять, одиннадцать или тринадцать зонтов, которые соответствуют Будде, вселенскому монарху (чакравартину — «повелителю круга мира») и количеству колец, венчающих буддийские ступы — рукотворные архитектурные сооружения, способствующие сохранению мира во всем мире за счёт создания особого тонкого поля воздействия на Вселенную.

Многим прихожанам Дацана Гунзэчойнэй известны молитвенные практики и особые ритуалы с обращением к Белозонтичной Таре для защиты от любого внешнего негативного воздействия. На хурале по случаю наступления Сагаалгана, в первую очередь, молитвы обращены тоже к Ситатапатре, дабы она оградила от всевозможных напастей, от восьми страхов, семи негативных проявлений.

Прихожане под защитой белого зонта ТарыПрихожане под защитой белого зонта ТарыПрихожане под защитой белого зонта Тары

Для всех мозаик, представленных в Дацане Гунзэчойнэй, закупались высококачественные материалы. Кропотливая работа над одним таким панно может длиться от пяти месяцев и дольше в зависимости от сложности исходного изображения и сопутствующих факторов. Затем мастеру необходим продолжительный отдых для восстановления сил и творческой энергии. Так, заказ на создание Белозонтичной Тары для Дацана поступил художнице в конце июня 2022 года, а радостной новостью о размещении нового мозаичного панно в Дацане поделились в феврале 2023.

В процессе создания цветные фрагменты будущего панно наклеиваются на оракал (специальную прозрачную художественную пленку), затем переворачивают и фиксируют на клеевую основу. Новая мозаичная "тханка" выполнена в вертикальном формате и имеет внушительные размеры: высота — 2 метра (как и у предыдущих панно, кроме мозаики с Авалокитешварой — 2,20 метра), ширина — 1,65 метра. Буддийский образ для нового мозаичного панно из цветного стекла рекомендовал лично досточтимый настоятель Дацана Гунзэчойнэй лама Джампа Доньёд (Буда Бадмаев).

Авторская тханка Белозонтичной Тары из стекла, стоимость создания которой достигает 450 тысяч рублей, была создана благодаря денежным подношениям прихожан, и их добрым намерениям даровать всем людям возможность практиковать, а значит — получать помощь, защиту от почитаемого божества Тары Ситатапатры в стенах храма, лично обращаясь к её реализованному опыту через освящённый образ!

Увидеть новое мозаичное полотно в дугане можно в часы работы Дацана Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге на Приморском пр., д. 91, ежедневно, кроме среды, с 10:00 до 19:00.


По материалам официального сайта Дацана Гунзэчойнэй
Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (автор — Саян Цыбиков), из личного архива Регины Дербенёвой.