Сохраним Тибет > Видео. Далай-лама. Краткое учение у статуи Будды в Стоке (Ладак)

Видео. Далай-лама. Краткое учение у статуи Будды в Стоке (Ладак)


23 августа 2023. Разместил: savetibet


Видео: VOT
Перевод с тибетского и озвучивание: ачарья Чеченбай Монгуш
savetibet.ru


31 июля 2023 года Его Святейшество Далай-лама совершил паломничество к статуе Великого Будды, воздвигнутой на высоком холме у деревни Сток (Ладак).

Представитель жителей деревни Сток геше Цеванг Дордже сообщил, что с тех пор как в 2016 году была возведена величественная статуя Будды, жители деревни каждый год вместе читают Кангьюр и Тенгьюр. Они также создали условия для того, чтобы вместе изучать буддизм и тибетский язык.

Пожилые люди, у которых раньше не было такой возможности, научились читать тексты и молитвы. Есть также занятия, на которых люди изучают буддизм и науку. Пятнадцатого и тридцатого числа каждого лунного месяца жители деревни Сток собираются, чтобы помолиться о долголетии Его Святейшества и других великих существ.

Однако, продолжил представитель, они не ограничиваются чтением молитв. В соответствии с наставлениями Его Святейшества, они также изучают этапы пути (ламрим) и техники тренировки ума (лоджонг).

Расшифровка видео:


На этом месте возведена величественная статуя Будды, которая видна издалека. Сегодня мне посчастливилось воздать ей почтение. Находясь здесь, я волей-неволей начинаю думать об Учении Будды, о чудесном проявлении его речи, и испытывать глубокое чувство благодарности Будде.

Человечество было свидетелем расцвета и заката многих религий. Было много духовных основоположников, которые проповедовали свое учение, но среди них только Будда учил о зависимом возникновении.

Именно он привнес в этот мир учения о взаимозависимом принципе всего сущего.

Учение о зависимом возникновении – это очень глубокое учение.

Я каждый день размышляю о том, что, поскольку всякое явление возникает благодаря совокупности многих факторов, никакое явление не может существовать в силу своей собственной природы. Так я медитирую о пустой природе явлений.

Почему следует медитировать о пустоте? Когда вещь предстает в опыте как нечто настоящее и объективное, как будто она существует сама по себе, то именно такое её восприятие и обуславливает привязанность к этой вещи или же неприязнь к ней.

Но когда до нас начинает доходить, что эта вещь устроена совсем не так, как нам кажется, что она существует как нечто взаимозависимое и в этом смысле не отличается от иллюзии или миража, то такое понимание пустоты приносит огромную пользу.

Нагарджуна учил:

Свобода обретается, когда нет кармы и омрачений.
Карма и омрачения возникают из измышлений,
Основанных на ложных построениях,
Которые устраняются постижением пустоты от самобытия.


Эти чрезвычайно сильные строки. В них содержится глубокая мудрость.

Почему следует созерцать пустоту? Чтобы превозмочь омрачения ума и тем самым достичь непреходящего счастья. В этом и состоит цель.

Вместе с этим мы должны помнить вот о чём. Если постижение пустоты рассматривать сугубо как средство достижения личного счастья, то подобная установка становится крайне ограниченной.

Цель созерцания пустоты не должна быть такой. По вине цепляния за самобытие живые существа находятся во власти неведения, которое вызывает привязанность, гнев и другие омрачения. Они, в свою очередь, приводят к разрушительным действиям, которые ввергают весь мир в пучину насилия.

Полагая, что всё существуют объективно, и, цепляясь за подобное мировосприятие, люди привязываются к себе подобным, а ко всему чужеродному испытывают непримиримость.

В этом кроется корень разного рода конфликтов и столкновений. Сколько людей погибло в войнах! Сколько несчастья было принесено в этот мир!

Каждый из нас должен стараться взращивать доброе сердце. Думайте не только о себе!!

Нас сейчас восемь миллиардов. Никто не желает боли и мучений. Все мы стремимся к счастливой жизни. В этом мы все похожи друг на друга. И поэтому нам надо учиться заботиться обо всех остальных.

Сегодня я с вами, здесь, на земле Ладака. Вы, жители гималайского региона, исповедуете буддизм. Будда и Авалокитешвара – это те, в ком вы принимаете прибежище.

Буддизм – это не традиция или обычай. Буддизм – это то, что приводит к покою и умиротворению.

Созерцая шестислоговую мантру Авалокитешвары и взращивая сострадание, вы заметите, что в определённый момент ваш ум начнёт успокаиваться. Так происходит на самом деле.

Каждый день поутру я декламирую взывание к Будде. Затем, представляя перед собой Авалокитешвару, я повторяю мантру Ом мани падме хум. Это наполняет мой ум покоем.

Хотя никто не желает страданий, и все хотят только лучшего, но в разных уголках нашего мира то и дело вспыхивают конфликты, которые уносят жизни многих людей. Это очень печально.

Только скрепляя мир в своем сердце, мы сможем укрепить мир на Земле. Я всегда возношу молитвы об этом. И, с другой стороны, всегда стараюсь донести до всех моих знакомых простую мысль, что мир во всем мире начинается с мира в своем сердце.

Согласно буддийским писаниям, существует не только эта жизнь, но также прошлые и будущие жизни. Тот, кто взращивает доброе сердце и возносит молитвы Авалокитешваре, в грядущих рождениях благодаря благословению Авалокитешвары будет обретать счастье.

И что самое главное – в конце своего пути он сам станет источником блага для бесчисленных существ. На этом все. Спасибо большое!