Сохраним Тибет > О втором дне учений для тайваньских буддистов

О втором дне учений для тайваньских буддистов


4 октября 2023. Разместил: Editor
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 3 октября 2023 г. – Сегодня утром Гаден Три Ринпоче возобновил учения, прочитав строфу, призывающую всех существ вкусить нектар буддийской Дхармы. Он процитировал Шантидеву, написавшего, что у нас есть драгоценное человеческое рождение, жизнь, которую трудно обрести, но в этой жизни мы наделены свободой и возможностями, а потому необходимо понять, какие практики позволят использовать ее наилучшим образом.

О втором дне учений для тайваньских буддистов
Мастер ритуального пения возглавляет молитвы во время второго дня учений, организованных по просьбе тайваньских буддистов. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 3 октября 2023 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ).

Когда разрушительные эмоции овладевают нашими телом, речью и умом, они порабощают нас. Противовесом им служат нравственное поведение и добродетельные поступки, в том числе решимость преодолеть гнев и привязанность. Самое главное – устремиться к пробуждению на благо всех живых существ. Именно с такой мотивацией нам следует слушать учения Будды.

Три Ринпоче объяснил, что, применяя семичастный причинно-следственный метод взращивания бодхичитты, мы медитируем о том, что все существа некогда были нашими матерями. Размышляем об их доброте и стремимся отплатить за нее. Относимся ко всем живым существам с любовью, благодаря чему в нас зарождаются сострадание и особая решимость освободить их всех из круговорота бытия.

Есть и другой метод зарождения бодхичитты – замена себя на других. Он предполагает отношение ко всем существам, как к равным, размышление о недостатках себялюбия и преимуществах заботы о других. В ходе этой практики мы представляем, что принимаем на себя отрицательные аспекты всех живых существ, а взамен отдаем им все свои положительные качества и на этой основе порождаем бодхичитту.

В «Подношении духовному учителю» (лама чопа) дается следующее объяснение:

Самовлюбленность – причина пороков,
А любовь к матерям – основа всех достоинств;
Благословите меня сделать сердцем своей практики
Йогу обмена себя на других.


Зародив бодхичитту, бодхисаттвы выполняют практику шести совершенств (парамит). Мудрецы следуют благим путем, всецело посвящая другим свое тело, имущество и добродетель. Согласно «Введению в мадхьямаку» (Мадхьямака-аватара), если мы сможем увидеть дар, получателя и дарителя пустыми, то есть не существующими независимо, акт даяния станет трансцендентальным. В противном случае он будет просто мирским.

Противоположностью щедрости выступает скупость, жадное цепляние за объект даяния. Осознавая пользу щедрости, мудрецы отдают все на благо других. Три Ринпоче еще раз процитировал «Подношение духовному учителю»:

Благословите меня преобразовать свои тело, богатство и добродетели трех времен
В объекты, желанные для каждого живого существа,
И, следуя наставлениям о практике даяния без привязанности,
Достичь совершенства щедрости.


Нравственность, или этическое поведение, подобна лунному свету, рассеивающему жгучие муки, вызванные беспокоящими эмоциями. Зная это, превосходные строго блюдут правила нравственности, которым они полностью доверяют, как своим собственным глазам.

О втором дне учений для тайваньских буддистов
Гаден Три Ринпоче обращается к слушателям во время второго дня учений, организованных по просьбе тайваньских буддистов. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 3 октября 2023 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ).

В этой связи в «Подношении духовному учителю» говорится:

Благословите меня достичь совершенства нравственности,
Трудясь на благо живых существ, накапливая добродетели
И не нарушая обетов индивидуального освобождения,
Обетов бодхисаттвы или тантрических обетов даже ценой своей собственной жизни.


Так, нас призывают воздерживаться от неблагих деяний, накапливать добродетель и служить живым существам.

Читая текст, Три Ринпоче назвал терпение лучшим украшением сильных духом и лучшей аскезой, способной избавить от беспокоящих эмоций. Это крепкий щит, который укроет от разящей грубой речи. Следующее совершенство – радостное усердие, которое также описано в «Подношении духовному учителю»:

Даже если ради каждого живого существа буду я
Бесчисленные кальпы гореть в огне непрекращающегося ада,
Благословите меня достичь совершенства радостного усердия
И из сострадания устремиться к высшему пробуждению.


Бодхисаттвы всеми силами стараются побороть лень. Три Ринпоче пояснил, что лень бывает трех видов: простое нежелание что-либо делать, озабоченность пустыми делами и уныние, вызванное чувством, что недостоин трудиться на благо живых существ.

Пятое совершенство – сосредоточение, царь, властвующий над умом. Есть девять шагов к обретению сосредоточенного, однонаправленного ума. Сосредоточения достигают путем неоднократного возвращения ума к объекту внимания. Искусные практикующие усердствуют в стабилизации медитативного сосредоточения, которая побеждает враждебные отвлечения. Когда однонаправленное сосредоточение достигнуто, его можно применить для аналитической медитации на сложном объекте.

О втором дне учений для тайваньских буддистов
Буддисты из Тайваня, расположившиеся в главном тибетском храме, слушают учения Гадена Три Ринпоче. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 3 октября 2023 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ).

Мудрость – это око, позволяющее прозреть глубокую таковость. Она известна как ярчайший светоч, рассеивающий тьму смятения. Зная это, мудрецы, которые стремятся к освобождению, всячески стараются продвигаться по этому пути. Однако мудрость без однонаправленного сосредоточения не сможет положить конец беспокоящим эмоциям, как бы долго вы их ни анализировали. Потому мудрость, в совершенстве постигшая действительность, должна оседлать непоколебимого скакуна однонаправленного ума. Удивительны те, кто прилагает усилия, чтобы достичь союза однонаправленного сосредоточения и прозрения в суть вещей. Автор пишет: «Так поступил мой почтенный святой учитель, и я, ищущий освобождения, поступлю так же!».

Три Ринпоче ясно дал понять, что важнее всего добиться понимания пустоты. Без этого невозможно отсечь корень сансары, круговорота бытия. Он напомнил, что существует несколько видов логических доводов, например ваджрные осколки и довод, отрицающий существование как «единичное и множественное».

Ринпоче добавил, что достижение союза однонаправленного сосредоточения и постижения пустоты приводит к переживанию пустоты, подобной пространству, то есть простого отсутствия чего бы то ни было. Тем не менее, отсутствие у явлений независимого бытия не означает, что они не существуют вовсе, поскольку они существуют на уровне мирских условностей. Такое понимание позволяет нам достичь другого берега. Совершенное сосредоточение в союзе с постижением пустоты отсекает корень круговорота бытия.

Чтобы прийти к непревзойденному состоянию будды, необходимо войти в океан тантры и устранить тонкие завесы. Таков путь блаженства и пустоты, вступление на который предполагает встречу с высоко квалифицированным ваджрным наставником и соблюдение обязательств и обетов.

Цонкапа пишет: «Для того чтобы мой собственный ум привыкал, а также ради пользы других удачливых, я объяснил словами, легкими для понимания, полностью совершенный путь, что радует всех будд. Я молюсь, чтобы этой заслугой все живые существа никогда не расставались с этим прекрасным совершенно чистым путем».

Гаден Три Ринпоче прочитал сочинение геше Чекавы «Тренировка ума по семи пунктам». Оно открывается словами: «Сначала упражняйся в предварительных практиках». Собственно практика включает в себя взращивание относительной и высшей бодхичитты. Третий пункт – преобразование неблагоприятных обстоятельств в путь к пробуждению, за которым следует принятие практики как образа жизни. Три последних пункта – это оценка уровня мастерства в тренировке ума, обязательства по тренировке ума и руководство по тренировке ума.

О втором дне учений для тайваньских буддистов
Гаден Три Ринпоче покидает главный тибетский храм по завершении второго дня учений, организованных по просьбе тайваньских буддистов. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 3 октября 2023 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ).

Три Ринпоче завершил учение, прочитав «Восемь строф о преобразовании ума», которые содержат призыв отдать победу другим. Он посоветовал слушателям выучить текст наизусть и поразмышлять над его смыслом. Наставник в шутку добавил, что при следующей встрече непременно проверит, была ли выполнена его просьба. Он также напомнил о совете Его Святейшества Далай-ламы изучать великие трактаты и применять полученные знания на практике. Три Ринпоче попросил учеников молиться о том, чтобы Его Святейшество жил долго.

Наконец, согласно благоприятной традиции, Ринпоче вернулся к «Песни духовного опыта» и принялся читать ее с самого начала.

Перевод: Инна Балтырева.