Сохраним Тибет > Б. Л. Митруев. О печатях Агвана Доржиева и Данзана Норбоева

Б. Л. Митруев. О печатях Агвана Доржиева и Данзана Норбоева


5 октября 2023. Разместил: Editor
Б. Л. Митруев. О печатях Агвана Доржиева и Данзана Норбоева
Реконструкция квадратной печати А. Доржиева
УДК 81-13
DOI 10.48612/IVRRAN/3pkn-udp3-3v32

Б. Л. Митруев
Калмыцкий научный центр РАН

В данной статье представлены сфрагистические данные о печатях Агвана Доржиева и Данзана Норбоева, а также титулах, данных им Далай-ламой XIII Тубтен Гьяцо. В статье вводятся в научный оборот ранее неизвестные легенды на печатях Агвана Доржиева и Данзана Норбоева. Материалами для исследования являются тибетский и монгольский тексты Договора между Монголией и Тибетом 1913 г., отложившиеся в архиве ФСБ РФ по Республике Калмыкия, командировочное удостоверение Балдана Бодиева, направленного в Калмобласть для сбора трав, необходимых для тибетской медицины, опубликованное Г. Ш. Дорджиевой в книге «Репрессированное буддийское духовенство Калмыкии», и тибетская биография Далай-ламы XIII Тубтен Гьяцо «Ожерелье из удивительных драгоценностей», написанная Пхурбучок Тубтен Джампа Цультим Тендзином. Для изучения печати использованы специальные методы, используемые в лингвистике и текстологии. Исследование предоставляет прочтение легенд на печатях А. Доржиева и Д. Норбоева, а также исторические данные о выдаче этих печатей и титулов. Автор приходит к выводу, что печати и титулы А. Доржиева и Д. Норбоева были даны Далай-ламой XIII. Анализ Биографии Далай-ламы XIII позволяет сделать вывод, что подобные печати и титулы, данные А. Доржиеву и Д. Норбоеву, даровались и другим религиозным деятелям Монголии и Тибета.

Ключевые слова: Агван Доржиев, Данзан Норбоев, Ганджурва-гэгэн, сфрагистика, Бурятия.

Об авторе: Митруев Бембя Леонидович, младший научный сотрудник, аспирант, Калмыцкий научный центр РАН (Элиста, Россия). ORCID: 0000-0002-1129-9656.

Благодарность. Исследование проведено в рамках государственной субсидии – проект «Универсалии и специфика традиций монголоязычных народов сквозь призму кросс-культурных контактов и системы взаимоотношений России, Монголии и Китая» (№ госрегистрации: 123021300198-4).

© ИВР РАН, 2023
© Митруев Б. Л., 2023

Введение


Среди письменных источников на тибетском языке, биография Далай-ламы XIII Тубтен Гьяцо (тиб. thub bstan rgya mtsho; 1876–1933) «Ожерелье из удивительных драгоценностей», написанная Пхурбучок Тубтен Джампа Цультим Тендзином (тиб. phur bu lcog thub bstan byams pa tshul khrims bstan ‘dzin), является одним из малоисследованных источников исторической информации. Эта биография предоставляет сведения о А. Доржиеве и Д. Норбоеве, которые лично встречались с Далай-ламой XIII.

Агван Доржиев (1853–1938) был не только выдающимся религиозным деятелем, основателем монастыря и школ буддийского образования «чойра», он также являлся политическим деятелем, принимавшим активное участие в исторических событиях XIX–XX вв. Оттиск его круглой печати стоит на тибетском и монгольском текстах Договора между Монголией и Тибетом 1913 г. Это указывает на его высокий статус в правительстве Далай-ламы XIII.

В 1932–34 гг. при буддийском храме «Гунзэчойнэй» (тиб. kun brtse chos gnas) в Ленинграде, который Доржиев подчеркнуто официально называет «Тибето-Монгольской миссией», вели прием ламы-лекари («эмчи-ламы») Бальжир Зодбоев и Чойни-Дава Томиргонов, практиковавшие традиционную тибетскую медицину [Андреев, 2004. С. 156]. Для сбора трав, необходимых для изготовления тибетских лекарственных препаратов, в Калмобласть в 1933–1934 гг. отправляется Балдана Бодиев. Его удостоверения для поездки, опубликованные Г. Ш. Дорджиевой в книге «Репрессированное буддийское духовенство Калмыкии» [Дорджиева, 2014. С. 173, 175], стали источником оттиска квадратной печати А. Доржиева.

В биографии Далай-ламы среди тех, кто получил от него печати и титул, упоминается и бурят Данзан Норбоев (1888–1935), шестое воплощение Ганджурва-гэгэна. Данзан Норбоев получил первоначальное образование в Цугольском дацане (основан в 1801 г.), затем, с 1905 по 1907 гг. обучался в тибетском монастыре Лавран в провинции Амдо. С 1909 по 1917 гг. обучался в колледже Гоманг монастыря Дрепунг, где получил степень геше лхарамбы [1].

Вернувшись в Бурятию в 1918 г., Данзан Норбоев стал настоятелем Цугольского дацана, ставшего источником института перерожденцев в Бурятии. Оттиск квадратной печати Д. Норбоева, сделанный красной тушью или чернилами, стоит на желтом шелковом свитке устава (тиб. bca’ yig) медицинской школы Цугольского монастыря, который был написан самим Д. Норбоевым в его резиденции в Цуголе, в алтарной комнате год Воды Собаки (1922–1923 г.) пятнадцатого рабджуна [2] (тиб. rab byung) [Бардалеева, 2015. С. 26].

Цель данного исследования – проанализировав оттиски печатей А. Дожиева и Д. Норбоева, установить содержание их легенд, а также, опираясь на упомянутые выше документы, выяснить их происхождение и значение.

[1] Высшая ученая степень в школе гелуг тибетского буддизма.
[2] Шестидесятилетний цикл тибетского календаря.

Скачать текст статьи: o-pechatyah-agvana-dorzhieva-i-danzana-norboeva.pdf [1.76 Mb] (cкачиваний: 50)