Сохраним Тибет > Незримый ум. Геше Лхакдор и проф. Александр Каплан

Незримый ум. Геше Лхакдор и проф. Александр Каплан


6 ноября 2023. Разместил: savetibet



Буддийские техники тренировки и преобразования сознания все чаще оказываются в поле исследований современной науки. Как общаются ученые-исследователи мозга и выдающиеся ученые-философы Тибета? Как проходят исследования? Короткометражный фильм «Незримый ум» (проект Андриана Мельников) позволит вам на несколько мгновений проникнуть в святая святых исследований буддийской медитации.

Авторы фильма попросили досточтимого геше Лхакдора, директора Библиотеки тибетских трудов и архивов в Дхарамсале (Индия) выполнить медитацию о единстве двух видов бодхичитты: относительной (устремления к полному пробуждению ради блага всех живых существ) и абсолютной (мудрости постижения пустоты). Практика всеобъемлющей йоги стала предметом научного исследования профессора МГУ Александра Каплана, после чего между ученым и испытуемым состоялась интереснейшая беседа об отрицательных и положительных эмоциях, ясности ума и пользе нейрофизиологических исследований медитации для всего человечества.

Полная версия этого уникального диалога будет представлена позже. Пока же короткая зарисовка и цифровая картина медитации на два вида бодхичитты.

Приятного просмотра!

Андриан Мельников о создании цифровых картин медитации

Впервые в мире мы объединили два прибора ЭЭГ и fNIRS для записи медитативных переживаний. Первый для записи электрической активности мозга, то есть информационной части мозгового процесса, а второй для записи кровотока мозга – метаболической, или энергетической, части мозгового процесса.

В оборудовании много десятков каналов. Каждому каналу соответствует отдельный датчик, располагаемый на голове испытуемого. Сигналы с каждого датчика разбиваются на фреймы 0.01 сек каждый. При оцифровке сигнала в 500 Гц, в каждом фрейме оказывается 5 отсчетов, или 5 амплитудных значений ЭЭГ сигнала. Эти амплитуды усредняются и нормализуются в шкале от 0 до 360 по всем фреймам. Таким образом, каждый фрейм записи ЭЭГ представлен в каждом канале целым числом от 0 до 360.

В графическом отображении число первого фрейма представляется отрезком стандартной длины, повернутым на угол, равный этому числу в градусах. То есть чем больше средняя нормализованная амплитуда сигнала ЭЭГ во фрейме, тем больше угол, на который повернут относительно вертикали очередной стандартный отрезок, обозначающий данный фрейм. На конце этого отрезка строится отрезок, обозначающий следующий фрейм и повернутый на угол, соответствующий амплитуде сигнала в этом фрейме. И так по каждому каналу в отдельности при условии, что начальная точка первого отрезка у всех каналов одна и та же.

Таким образом, последовательность фреймовых амплитуд ЭЭГ сигнала в графическом отражении выстраивается в древовидную разноцветную структуру, отображающую ровно ту информацию, что была в исходном сигнале, но в «художественной» форме. С помощью нашего авторского программного обеспечения записи сигналов энцефалограммы и fNIRS в буквальном смысле слова рисуют на плоскости уникальное для каждой записи изображение.

Эти изображения фактически соответствует состояниям мозга и могут различаться в зависимости от того, каковы эти состояния: утомление, переживание, радость и так далее. Назовем такие изображения «нейрообразами» эмоциональных состояний. Особый интерес для нас представляют нейрообразы медитативных состояний, например, состояния однонаправленного сосредоточение на объекте, когда в результате практики ум становится спокойным, стабильным и ясным; или описываемых в буддийском учении «четырех безмерных состояний»: любви, сострадания, сорадования и беспристрастия.

Если собрать эталонную базу нейрообразов, например, при записи ЭЭГ и fNIRS у медитирующих буддийских наставников и опытных практикующих, то получится датасет записей, на котором с помощи искусственной нейронной сети можно выделить характерную для всех созерцателей картину нейрообразов для каждого из ментальных состояний. В практическом отношении это было бы полезно помимо всего еще и тем обстоятельством, что люди, находящиеся на первых этапах овладевания практикой шаматхи, получили бы ориентир в виде эталонных нейрообразов, характерных, например для состояния шаматхи, а люди, не имеющие времени и навыка обращения к медитативным практикам, могли бы, рассматривая картины эталонных нейрообразов, получить первый опыт этих состояний, например сорадования или сострадания.

Мы спрашивали уважаемых буддийских наставников и практикующих высокого уровня – Ринпоче и геше: ламу Сопу, геше Сопу, Чокьи Ньиму, Сангнака Римпоче и других: «Представьте, что человек на протяжении многих лет практикует, например, классическую аналитическую медитацию на четырех безмерных (безмерной любви, безмерном сострадании и безмерном сорадовании и безмерном беспристрастии).

Мы исследуем его в состоянии медитации и получаем данные, скажем, по аспекту сострадания. Что если перевести полученные данные в цветное изображение и использовать его как предмет искусства – цифровое искусство, или же напечатать полученное изображение на холсте и представить в экспозиционном пространстве? В офисе, в доме, на улице, в метро. Может ли такое искусство быть полезным для тех, кто себя им окружает»?

Все наставники говорили «да» и объясняли почему. Это были весьма любопытные, я бы сказал, научные объяснения.

Возможно, такие визуальные объекты будут полезны и для ученых – в будущем они смогут видеть результаты своих исследований в реальном времени. Смогут показать, как медитация или молитва воздействуют на процессы мозга, как ум действительно становится податливым и пластичным. Как появляется больше свободы и осознанности. Как становятся здоровыми наши тело, речь и ум.

Также подобные исследования и их визуализации смогут лечь в основу будущих нейроинтерфейсов. Возможно, это станет началом создания карты эмоций, формирования нравственной гигиены ума. Одно можно сказать с уверенностью – это может стать новой формой современного искусства, которое привнесёт в наш мир больше гармонии и счастья.


НЕЗРИМЫЙ УМ

Проект Андриана Мельникова


В фильме принимают участие:

Геше Лхакдор
Директор Библиотеки Тибетских трудов и архивов (Дъарамсала, Индия)

Проф. Александр Каплан
Заведующий Лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва (Россия)

Андриан Мельников

Владелец художественной галереи «Академия художеств», коллекционер, меценат

Операторы: Александр Ларионов, Антон Ананьин
Режиссер монтажа: Александр Ларионов
Компьютерная графика: Дмитрий Дорожкин
Визуализация: Максим Максимов
Цветокоррекция: Михаил Килозин
Звукорежиссер: Самвел Григорянц

Перевод: Инна Балтырева
Редактор перевода: Наталья Иноземцева
Озвучивание: Игорь Янчеглов

Координатор проекта: Юлия Жиронкина

Благодарим Библиотеку тибетских трудов и архивов Институт «Норбулингка» (Дхарамсала, Индия) за предоставление площадки для съемок.

Центр искусств «Москва»
Фонд «Сохраним Тибет»

2023