Сохраним Тибет > Далай-лама даровал учения по случаю Дня явления чудесных сил Будды Шакьямуни
Далай-лама даровал учения по случаю Дня явления чудесных сил Будды Шакьямуни25 февраля 2024. Разместил: Editor |
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 24 февраля 2024 г. – Сегодня утром главный тибетский храм Цуглакханг был переполнен. В стенах и во дворе храма расположилось около 8000 человек – тибетцы, жители гималайского региона и паломники из разных стран мира. Все они собрались, чтобы послушать традиционные учения Его Святейшества Далай-ламы по случаю Дня явления чудесных сил Будды Шакьямуни (Дня подношений), полнолуния первого месяца по тибетскому календарю и главного события Великого молитвенного фестиваля.
Утром в День явления чудесных сил Будды Шакьямуни (День подношений) Его Святейшество Далай-лама прибывает во двор главного тибетского храма. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 24 февраля 2024 г. Фото: дост. Замлинг Норбу (офис ЕСДЛ). Его Святейшество вышел из ворот своей резиденции и прошествовал к трону, установленному во дворе храма. Перед ним шли монахи, которые играли на тибетском рожке – гьялинге, – а один размахивал курильницей для благовоний. Монах, следовавший за духовным лидером, нес большой желтый церемониальный зонт. Слева от трона, на который сел Его Святейшество, расположились именитые ламы, а справа сели члены Центральной тибетской администрации. На столе рядом с Далай-ламой стояла цветущая белая орхидея. Мастер ритуального пения прочитал с собравшимися «Сутру сердца», а также строфы почтения Будде Шакьямуни, Манджушри, Майтрее и Нагарджуне из сочинения Дже Цонкапы «Краткое руководство к этапам пути Пробуждения». Тем временем подали молочный чай и сладкий рис. Калон (министр) образования ЦТА Тхарлам Долма Чангра, а затем настоятели монастырей Гьюто и Намгьял поочередно совершили подношение мандалы и обратились к Далай-ламе с просьбой даровать учения. Слушатели вместе прочли строфы принятия прибежища и зарождения бодхичитты. Мастер ритуального пения совершает подношение мандалы во время учений Его Святейшества Далай-ламы по случаю Дня явления чудесных сил Будды Шакьямуни. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 24 февраля 2024 г. Фото: дост. Замлинг Норбу (офис ЕСДЛ). «Итак, сегодня мы все собрались здесь, во дворе главного храма, чтобы побеседовать о Дхарме, – объявил Его Святейшество. – Сегодня в мире все больше людей интересуется внутренним развитием, особенно это касается тех, чья жизнь до сих пор вертелась вокруг материальных ценностей. Сейчас они стали проявлять интерес к тренировке ума». «Теистические религиозные традиции прекрасны, но буддизму, в отличие от них, свойственно глубокое понимание устройства ума. Именно это и привлекает современных ученых. Наш подход к достижению внутреннего покоя с помощью тренировки ума одновременно реалистичен и научен. Эта традиция поддерживается в Тибете и прилегающих к нему регионах». «У меня есть друзья, преисполненные сильной теистической веры, которые ищут душевного покоя в вере в Бога-творца. Однако, мы считаем, что для обретения внутреннего покоя необходимо задействовать свой ум, тренировать его. На Западе есть люди, которые не являются приверженцами ни одной религии, но при этом интересуются учениями Будды о том, как ослабить привязанность и гнев. Поистине, главным противоядием от гнева служит сострадание». «Трактат индийского наставника Чандракирти “Введение в мадхьямаку” (Мадхьямака-аватара) открывается строфами почтения великому состраданию в начале, середине и даже в конце пути к пробуждению. Сострадание приносит благие плоды». «В повседневной жизни без сострадания не обойтись. В современном мире, когда люди прибегают к насилию и вредят другим, сострадание играет важную посредническую роль». Его Святейшество Далай-лама обращается к слушателям во время учений, организованных по случаю Дня явления чудесных сил Будды Шакьямуни. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 24 февраля 2024 г. Фото: дост. Замлинг Норбу (офис ЕСДЛ). «Своей основной практикой я выбрал практику сострадания, которую совмещаю с постижением пустоты. Это приносит покой ума, состояние, которое не нарушат омрачающие эмоции, что, в свою очередь, дарует крепкое здоровье и ведет к долголетию». Его Святейшество объяснил, что Учение Будды, пришедшее в Тибет из университета Наланда, основано не на вере, а на логических доводах. Часть его посвящена развитию понимания устройства ума. Далай-лама подчеркнул, насколько важно осознать, причиной каких бед могут становиться эмоции. Его Святейшество отметил, что тибетский религиозный царь Сонгцен Гампо, судя по всему, был человеком решительным. Несмотря на то, что он был женат на китайской принцессе, когда речь зашла об основе для создания тибетской письменности, его выбор пал на индийский алфавит деванагири. Затем, во времена царя Трисонга Децена, в Тибет пригласили Шантаракшиту. Он ввел традицию тщательного изучения трудов таких наставников Наланды, как Нагарджуна, ключом к которой служит использование логических доводов. Далай-лама подчеркнул, что чем больше вы будете применять логические доводы, тем глубже поймете Учение Будды. Он повторил, что вдумчивое размышление о том, что вы узнали, очень действенно. По его словам, сочетание изучения и анализа буддийской философии, лежащее в основе традиции Наланды, – одно из мировых сокровищ. «В мире, который переживает великие потрясения, важно понимать, что гнев, гордыня и высокомерие лишают нас покоя ума. Во многих частях света есть люди, которые причиняют другим боль и вред. Им действительно могли бы принести пользу учения о сострадании, составляющие основу традиции, которую мы сохранили. И мы сохранили эту традицию, применяя учения на практике. Наши китайские друзья признают, что тибетцы по своей природе добросердечны. Обстоятельства в мире могут меняться, но внутренний покой остается неизменным». Вид на двор главного тибетского храма, где сидят слушатели, собравшиеся на учения Его Святейшества Далай-ламы по случаю Дня явления чудесных сил Будды Шакьямуни. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 24 февраля 2024 г. Фото: дост. Замлинг Норбу (офис ЕСДЛ). «При любой возможности мы должны стараться объяснять свое поведение и ценности. У нас есть традиция, которая порождает внутренний покой, а он служит неотъемлемым условием для достижения мира во всем мире. Важно осознавать, что в минуты гнева вы лишены внутреннего покоя, но когда вами движут любовь и сострадание, ваш ум спокоен». «Сутью моей практики служат практики взращивания бодхичитты и постижения пустоты. Как я уже заметил, они приносят мне спокойствие. Я призываю всех вас взращивать сострадание и мудрость и основывать свою практику на добросердечии». «Теперь я хотел бы провести с вами практику всеобъемлющей йоги – практику, которую я выполняю ежедневно, и которая, на мой взгляд, будет полезна и вам. Все мы, люди, одинаковы. Все мы хотим быть счастливыми, а не страдать. Мы хотим получать хорошие новости, а не плохие. Если у вас доброе сердце, вы сможете снискать всеобщее уважение, а если вы горды и высокомерны, люди этого не одобрят». «Во “Введении в мадхьямаку” Чандракирти отдает дань почтения состраданию в начале пути, потому что это не только семя пробуждения, но также вода и почва, которые позволяют ему расти. Сострадание стало моей основной практикой, потому что оно дарует мне покой ума и крепкое здоровье. Даже животные ценят сострадание». «Просыпаясь по утрам, я размышляю о бодхичитте. Затем я размышляю о том, что явления, казалось бы, существуют объективно. Однако в итоге я прихожу к выводу, что в действительности они так не существуют. Подобным размышлениям я предаюсь ежедневно». Его Святейшество Далай-лама дарует учения по случаю Дня явления чудесных сил Будды Шакьямуни. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 24 февраля 2024 г. Фото: дост. Замлинг Норбу (офис ЕСДЛ). «Давайте помедитируем о бодхичитте, о желании быть по-настоящему полезными другим существам. В краткосрочной и долгосрочной перспективе бодхичитта приносит пользу не только тем, кто нас окружает, но и нам самим. Теперь представьте, что этот добросердечный, альтруистический настрой превращается в белый лунный диск в вашем сердце». «Далее вспомните, как вы считаете себя тем или иным и как вам кажется, будто вы существуете незыблемо, независимо. Когда ищешь, но не находишь ничего, что существовало бы таким образом, то признаешь, что существуешь лишь как обозначение, которое зависит от языка и общепринятых концепций. Теперь представьте, что это понимание пустоты, то есть отсутствия независимого бытия, становится белой ваджрой, стоящей на лунном диске в вашем сердце». «Осознание не приходит сразу, но оно придет, если вы будете практиковать на постоянной основе». Его Святейшество вместе со слушателями прочитал мантру всеобъемлющей йоги: «Ом сарва йога читта утпадайя ми». Затем, чтобы умы учеников лучше восприняли всеобъемлющую йогу, он попросил их повторять за ним: «Ом сурате самайа сатвам хо сиддхи ваджра йатха сукхам». Далее Его Святейшество прочитал строфу восхваления Авалокитешваре – Ченрезигу – и шестислоговую мантру «ом мани падме хум». Восхваляемый всеми буддами, Ты обрел все благородные качества, Тебя именуют Сострадательно взирающим, О Бесконечно сострадающий, пред тобой я склоняюсь в почтении! После духовный лидер вознес хвалу Манджушри и прочитал его мантру «ом ара паца на дхи». О Манджушри, юный обликом, Чья мудрость способна устранить Неведение трех миров, Я простираюсь перед тобой. Наконец, как принято в День подношений, Его Святейшество прочитал одну из джатак, повествований о предыдущих рождениях Будды Шакьямуни. Некогда бодхисаттва был царем шибийцев. Он неустанно призывал своих подданных отвернуться от зла и принять праведность. Слушатели во время учений Его Святейшества Далай-ламы, организованных по случаю Дня явления чудесных сил Будды Шакьямуни. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 24 февраля 2024 г. Фото: дост. Замлинг Норбу (офис ЕСДЛ). В те времена в царстве жила девушка невероятной красоты. Звали ее Унмадаянти, «сводящая с ума». Отец захотел выдать ее замуж за государя, однако тот, прислушавшись к своим советникам, отверг это предложение. Тогда она вышла замуж за одного из придворных. Однако когда царь встретил ее, проезжая по городу, он влюбился до беспамятства. Супруг Унмадаяанти постарался убедить царя принять ее в дар, на что царь ответил: «Этого не должно быть. И вот почему: я не бессмертен и своих заслуг лишусь; кроме того, народ узнает о грехе моем; тебя ж в разлуке с нею любовь сожжет с такой же быстротой, с какой огонь сухой кустарник истребляет». На этом Его Святейшество завершил учения. Поднесли благодарственную мандалу и прочитали молитвы о процветании Дхармы. Улыбаясь и махая рукой своим последователям, Его Святейшество уверенным неторопливым шагом направился обратно к воротам храма, откуда на гольфкаре поехал в свою резиденцию. Фоторепортаж о событии |