Сохраним Тибет > В Эрмитаже отреставрировали и заново освятили статую Будды Майтреи XIX века
В Эрмитаже отреставрировали и заново освятили статую Будды Майтреи XIX века14 марта 2024. Разместил: Editor |
Фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог». Реставраторы Государственного Эрмитажа восстановили в историческом виде медную статую Будды Майтреи XIX века. По информации ТАСС, скульптура высотой около 1,7 м, изготовленная в смешанной технике выколотки и литья, – самое большое в Санкт-Петербурге изображение Будды Майтреи. Как сообщает ИА «Диалог», отреставрированную статую представили в реставрационно-хранительском центре Эрмитажа «Старая деревня» в среду, 13 марта. Теперь ее можно увидеть в постоянной экспозиции памятников тибетского буддизма. «Мы представляем замечательную скульптуру, вышедшую из реставрации. Это часть нашей общей музейной миссии: сегодня музей ведет диалог Востока и Запада. Сегодня я объявляю начало нового этапа нашей буддийской программы, которая состоит из ряда частей. Мы делали выставки в Улан-Удэ – и планируем большую выставку, посвященную 110-летию Иволгинского дацана. В этом году мы делаем большую выставку Рериха, причем она будет посвящена как раз «восточной» части его жизни и творчества – и это напрямую связано с Майтреей. Также мы готовим – совместно с Театральным институтом – очередную театральную мистерию, посвященную нашей запасной галерее Востока на третьем этаже Зимнего дворца, и многие ее сцены будут связаны с буддизмом и буддийским искусством», – сообщил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Итак – Майтрея, «Будда Грядущего». Изваяние с примечательной историей, созданное в Монголии в XIX веке, находилось в плохом состоянии, поэтому специалисты работали с ним больше двух лет. «Мне выпала большая честь – заниматься этим экспонатом. Конечно, очень длительное время шла работа – с марта двадцать первого года по декабрь двадцать третьего. Нужно сказать, что у тех, кто занимается прикладной реставрацией, существуют две концепции. Первая из них основывается на том, что нужно минимально вмешиваться в состояние предмета – нужно его сохранять. А есть другая концепция, которая предполагает, что реставрация – это комплекс мероприятий, направленный на придание объекту состояния, максимально приближенного к авторскому исполнению… но с учетом тех изменений (зачастую – катастрофического характера), которые могли произойти на этапе бытования. Работа над Майтреей в какой-то степени примирила эти две концепции», – рассказал Алексей Бантиков, реставратор высшей категории, работавший над скульптурой. Он напомнил (а представленные на специальном стенде фотографии – подтвердили), что изображение Будды Майтреи имело серьезные повреждения и утраты. Например, правая нога была вместо основного материала – бронзы или меди – сделана из гипса, так как оригинальная деталь пропала. Во многих местах было повреждено серебрение (серебро, отметил специалист, вообще имеет плохую адгезию к меди при такой технике покрытия), имелись вмятины – особенно на руках и голове. Были утеряны некоторые медные листы, покрывавшие престол, а само деревянное основание пришлось заменить: материал был в неважном состоянии, и отдельные элементы плохо стыковались друг с другом. Выставлять скульптуру в таком виде было просто недопустимо. Ее реставрация стала, по словам специалиста, примером взаимодействия между разными структурами. «Очень много людей мне помогали искренне, доброжелательно и очень достойно. Это реставраторы из других лабораторий – реставрации керамики и витражей, живописи, мебели. Вероятно, без их помощи и не сложилась бы эта реставрация, или она была бы в другом виде, потому что здесь включено очень большое количество работ, которые ранее мне не приходилось делать – например, выправление деформаций на правом локте. Как через запястье пробраться туда, как выпрямить все эти вмятины? Или, например, как провести серебрение, чтобы никто из нас с вами не сказал, что она была сделана вчера или месяц назад? Для этого был придуман целый комплекс мероприятий», – сказал Алексей Бантиков. Как рассказал ТАСС Алексей Бантиков, работа со скульптурой велась с учетом ее религиозного значения. «Мы действовали в соответствии со всеми правилами и относились с большим уважением к этому памятнику», – сказал он. По информации ИА «Диалог», из «новоделов» имеются два изображения слонов на престоле, которые полагаются по канонам – но они отсутствовали после поступления скульптуры в собрание Эрмитажа (это произошло в 1999 году, когда статую приобрели из коллекции Феликса Вишневского, основателя московского музея Тропинина). Их восстановили по имевшимся образцам. «Это вещь явно с хорошей историей, и она представляет Будду Майтрею. Майтрея – это единственный Будда или Бодхисатва, которого почитают все школы тибетского буддизма. В переводе его имя означает «Любящий»; он сидит со спущенными ногами (не в позе лотоса – ИА «Диалог»), потому что он готовится прийти в наш мир. Здесь присутствует определенная иконография образа: и поза, и жесты – все имеет определенное объяснение. Жест его рук называется «дхарма чакра мудра», то есть «поворот колеса учения». Майтрея – это персонаж тибетского буддизма, который занимается проповедью учения. Когда он придет в наш мир, наступит, по буддийским представлениям, следующий период истории – эра процветания и благоденствия. Поэтому это один из главных персонажей тибетского буддизма, и все очень ждут его прихода», – пояснила Юлия Елихина, хранитель тибетской, монгольской и хотанской коллекции Государственного Эрмитажа. Мандала, которая находится перед изображением Майтреи, не имеет к нему отношения, хотя и сама очень примечательна. Ее построили ламы петербургского дацана Гунзэчойнэй из песка с берегов Байкала, затем она была раскрашена и подарена Эрмитажу. «Она относится к гневному божеству, которое называется Ваджрабхайрава – это гневное воплощение божества мудрости [Манджушри]. Мы очень почитаем это соединение микро- и макрокосмоса, и это, наверное, у нас единственная такая песчаная мандала, которая не разобрана. Дело в том, что буддизм учит: все в мире – это пустота и иллюзия, и разрушение мандалы обычно как раз демонстрирует эту пустотность и эту иллюзорность мира. В данном случае мы сохраняем ее как подарок», – добавила Елихина. Заново освятить статую пришли ламы из дацана Гунзэчойнэй (расположенного, кстати, совсем рядом: на Приморском проспекте) во главе с его настоятелем Будой Бальжиевичем Бадмаевым. Он поделился своим впечатлением от факта восстановления скульптуры в ее близком к изначальному виде. «Для нас это очень почитаемый экспонат, связанный с тем, что мы действительно ждем прихода того, кого в христианстве принято называть мессией. В буддийском учении говорится, что когда наступят благие времена, появится Будда, Будда Майтрея. На самом деле, для становления Будды требуется три больших периода, а в этих трех больших периодах есть по три большие кальпы. Мы сейчас находимся в благой кальпе, потом будет нейтральная, потом неблагая. Каждая из них – это примерно 16 тысяч лет, так что прихода Майтреи придется ждать примерно 90 тысяч лет (а по другим оценкам – ближе к 150 тысячам лет). Поэтому мы молимся, чтобы он пришел быстрее, развивая любовь и сострадание. Когда это произойдет, наступит всеобщее благоденствие, исчезнут войны, распри и несогласие, люди будут жить в счастье, как мы говорим, в любви и сострадании друг к другу», – сказал священнослужитель. Реставрацию скульптуры он назвал благим деянием, потому что восстановление изображений Будды и других просветленных существ позволяет приближаться к высокому духовному состоянию – в масштабах страны. «Если вы знаете, есть 37 практик Бодхисаттвы: мы должны быть сострадательны ко всем и любить всех – независимо от того, как к нам относятся. Этот великий духовный путь похож на путь Христа, на самом деле. Вспомним: когда Христа вели на Голгофу, его мучили, издевались над ним – но, тем не менее, он не потерял своей любви. Майтрея тоже представляет такую любовь, и в этом случае он является аспектом так называемого глубокого духовного состояния любви», – пояснил Бадмаев. По материалам ИА «Диалог» и ТАСС Фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог» |