Сохраним Тибет > Опубликована монография Маргариты Кожевниковой «Мир людей. Учить жить вместе, в радости, в добре»
Опубликована монография Маргариты Кожевниковой «Мир людей. Учить жить вместе, в радости, в добре»22 марта 2024. Разместил: Editor |
Кожевникова М. Н.
Мир людей. Учить жить вместе, в радости, в добре. Направление социально-эмоционально-этического образования в гуманистической парадигме российского образования. Монография СПб.: Издательство РХГА, 2023 ISBN 978-5-907505-43-8 Переплет: мягкий Формат: 142х202 мм. 307 с. Приобрести книгу можно на сайте «Подписные издания». В санкт-петербургском издательстве РХГА опубликовано исследование социально-эмоционально-этического направления образования, представленного как часть мировой и российской гуманистической традиции. Автор исследования – Маргарита Николаевна Кожевникова, философ образования, кандидат философских наук, также востоковед и буддолог, автор ряда книг и десятков научных статей. Отдельная глава в монографии посвящена рассмотрению программы «Социально-эмоционально-этического обучения» (Social, Emotional, and Ethical learning – SEE Learning) для разных возрастов, разработанной университетом Эмори на основе идей Его Святейшества Далай-ламы Тэнзина Гьяцо. Из аннотации к книге «Мир людей. Учить жить вместе, в радости, в добре. Направление социально-эмоционально-этического образования в гуманистической парадигме российского образования» Внимание к социальной, эмоциональной и этической областям образования и понимание их единства были характерны для российской педагогики и продолжают оставаться предельно значимыми. Сложившееся современное направление в образовании вобрало как педагогические идеи прошлого, так и идеи множественного интеллекта, социального и эмоционального интеллекта, обогатившие психологическую и педагогическую науку, а также опыт социально-эмоционального обучения (СЭО) и социально-эмоционально-этического обучения (СЭЭО) во многих странах мира. В представленной работе осмыслены, во многом, в философском и антропологическом ключе, встающие в их отношении вопросы, намечены требуемые для современного образования решения и предложена российская версия социально-эмоционально-этического образования в виде образовательной концепции «Мир людей». Книга может быть интересна педагогам – практикам и исследователям, ученым гуманитарных областей знания, связанных с образованием, и всем читателям, кто размышляет об образовании. Предлагаем вашему вниманию главу монографии, посвященную анализу программы социально-эмоционально-этического обучения (Social, Emotional, and Ethical Learning – SEEL). Глава публикуется по согласованию с автором и издательством. СКАЧАТЬ ГЛАВУ: СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Раздел 1. Социальная, эмоциональная, этическая образовательная проблематика и идеи в российской гуманистической педагогической традиции Глава 1. «Гуманистическая парадигма» в образовании и ее место в российской традиции § 1. «Гуманность», «гуманитаризм», «гуманизм» и «гуманистическая парадигма» в образовании § 2. «Гуманистическая парадигма» в российской педагогике § 3. Системообразующие характеристики гуманистической парадигмы образования Глава 2. Социальные, эмоциональные, этические проблемы и идеи в гуманистической традиции российской педагогики XVIII века § 1. Образовательные проекты XVIII века § 2. Образовательная концепция Н. И. Новикова Глава 3. Социальные, эмоциональные, этические проблемы и идеи в гуманистической традиции российской педагогики XIX века § 1. Социальные, эмоциональные и этические идеи авторов XIX века § 2. К. Д. Ушинский о социальных, эмоциональных, этических аспектах образования: «стремление к счастью» Глава 4. Социальные, эмоциональные, этические проблемы и идеи в гуманистической традиции российской педагогики XX и XXI веков § 1. Гуманистическая педагогика К. Н. Вентцеля § 2. Антропологические идеи в российской и советской педагогике первой половины XX века: социальные, эмоциональные и этические аспекты § 3. Гуманистические педагогические идеи относительно социальной, эмоциональной и этической проблематики в советском образовании § 4. Гуманистические педагогические идеи относительно социальной, эмоциональной и этической проблематики в образовании постсоветской России Глава 5. Особенности педагогических идей российской традиции в свете социально-эмоционально-этического направления образования § 1. Особенности российской ментальности § 2. Основные социальные, эмоциональные и этические идеи в истории российской педагогической традиции Раздел 2 Анализ направления социально-эмоционально-этического образования в гуманистической образовательной парадигме в мире Глава 6. Тренд социально-эмоционально-этического направления образования в современном мире § 1. Холистическое образование § 2. Социальная педагогика § 3. Ценностное образование (Нравственное воспитание. Воспитание характера. Отдельные концепции и версии программ ценностного образования. Выводы) Глава 7. Основные предпосылки социально-эмоционально-этического направления образования в современном мире § 1. «Cоциально-эмоциональное обучение» – компонент и предпосылка социально-эмоционально-этического образования § 2. Критика социально-эмоционального обучения § 3. Созерцательные практики в образовании – компонент и предпосылка социально-эмоционально-этического образования Глава 8. Зарубежные концепции и программы социально-эмоционально-этического обучения (Social, Emotional, and Ethical Learning – SEEL) § 1. Причины разработки и основания концепции SEEL § 2. Концепция социально-эмоционально-этического обучения: ключевые идеи § 3. Педагогическая модель социально-эмоционально-этического обучения § 4. Анализ и критика философской концепции социально-эмоционально-этического обучения Глава 9. Концепт и феномен счастья и его значение для социально-эмоционально-этического образования § 1. Значение счастья в современном мире и его трактовки § 2. Значение счастья в образовании Глава 10. Выводы относительно социально-эмоционально-этического направления образования в контексте гуманистической парадигмы образования XXI века § 1. Гуманистические, философские и теоретические основания СЭЭО § 2. Гуманизм и гуманистическая парадигма в XXI веке § 3. Критика и выводы относительно опыта социально-эмоционально-этического направления образования в мире Раздел 3. «Мир людей»: социально-эмоционально-этическое направление в современном российском образовании Глава 11. Российская концепция социально-эмоционально-этического направления образования: «Мир людей» § 1. Особенности российской концепции СЭЭО исходя из социальных, эмоциональных и этических оснований гуманистической отечественной педагогики § 2. Российская концепция социально-эмоционально-этического направления образования: «Мир людей» § 3. Философия СЭЭО: единство социального, эмоционального, этического измерений в свете субъектностной антропологической теории Глава 12. Педагогика социально-эмоционально-этического образования: основные черты и особенности § 1. Педагогика СЭЭО в свете российской дидактической традиции § 2. Воспитание согласно концепции социально-эмоционально-этического направления образования «Мир людей» § 3. Созерцательные практики и развитие чувств, социальности, нравственности в СЭЭО § 4. Практики развития мышления и педагогическое модерирование в СЭЭО Глава 13. Возможности встречи российской системы образования с социально-эмоционально-этическим направлением образования § 1. Проблема обновления содержания в системе образования § 2. Встреча российской школы с социально-эмоционально-этическим образованием: организационно-педагогические условия § 3. Возможности СЭЭО во внеурочной деятельности: программа «Мир людей» § 4. Место и роль СЭЭО во внешкольном образовании § 5. Значение социально-эмоционально-этического образования для педагогического образования Глава 14. Модель и средства гуманистически направленного мониторинга и экспертизы применительно к СЭЭО § 1. Значение оценивания в СЭЭО и опыт его исследования § 2. Проблема гуманитарного оценивания § 3. Принципы оценивания в социально-эмоционально-этическом образовании Заключение Литература |