Сохраним Тибет > «Совершенство мудрости». Ретрит в Тушите с досточтимым геше Дордже Дамдулом

«Совершенство мудрости». Ретрит в Тушите с досточтимым геше Дордже Дамдулом


10 апреля 2024. Разместил: Editor
Фонд «Сохраним Тибет» приглашает всех интересующихся изучением буддийской философии и ее практическим применением принять участие в ретрите с досточтимым геше Дордже Дамдулом «Совершенство мудрости» (по главе 9 «Бодхичарья-аватары» Шантидевы).

Ретрит состоится с 30 июня по 8 июля 2024 года в медитационном центре Тушита (Дхарамсала, Индия).

Кроме того, 28 и 29 июня 2024 года Его Святейшество Далай-лама планирует даровать учения по главе 9 «Бодхичарья-аватары» Шантидевы.

Посещение учений не является обязательным для участников ретрита, но это прекрасная возможность получить вдохновение и наставления от Его Святейшества Далай-ламы по теме ретрита.

Внимание! Даты учений Его Святейшества Далай-ламы – предварительные. Подробная информация об учениях будет доступна на официальном сайте Его Святейшества.

На ретрит приглашаются как опытные практикующие, так и те, кто делает первые шаги в изучении философии буддизма.

Занятия включают учения досточтимого геше Дордже Дамдула, медитации, групповые дискуссии и другие совместные практики, а также сессии ответов на вопросы. Основной язык учений – английский. Для русскоязычных участников учения и практики будут сопровождаться синхронным переводом на русский язык.

Переводчик – Анна Тензин Долма, выпускница магистерского курса по изучению философии буддизма традиции Наланда (NMC1).

УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ И ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

«Совершенство мудрости». Ретрит в Тушите с досточтимым геше Дордже Дамдулом

Программа ретрита построена на изучении главы 9 книги «Путь бодхисаттвы» («Бодхичарья-аватара», полное название «Бодхисаттвачарья-аватара»). Это крупнейшее произведение буддизма махаяны, написанное выдающимся индийским мыслителем и поэтом VIII века Шантидевой. Его Святейшество Далай-лама XIV включил имя Шантидевы в число семнадцати пандит (ученых) древнеиндийского университета Наланда, внесших наиболее существенный вклад в развитие буддийской мысли.

В «Бодхичарья-аватаре» Шантидева раскрывает один из важнейших идеалов человечества – идеал бодхисаттвы, то есть существа, посвятившего себя достижению высшей цели духовных исканий – пробуждения во имя счастья и благоденствия всех живых существ.

Его Святейшество Далай-лама XIV так говорит об этом произведении: «Если я хоть в какой-то мере постиг, что такое сострадание и путь бодхисаттвы, своим пониманием я целиком и полностью обязан этому тексту — "Бодхичарья-аватаре". Надеюсь, что, единожды прочитав эту книгу, вы не отложите ее в сторону, но будете возвращаться к ней снова и снова. Носите ее с собой, будьте неразлучны с нею. Изо дня в день читайте ее, а когда выпадает свободное время, глубоко размышляйте о смысле прочитанного. В наши дни многие выполняют практики йоги божеств, мысленно представляя энергетические ветры, чакры и каналы, но мало кто медитирует о “Бодхичарья-аватаре”. Сделайте эту книгу основой своей медитации».

По преданию Шантидева прочитал «Бодхичарья-аватару», когда его попросили даровать учение собранию монахов в знаменитом индийском монастыре Наланда. Эта просьба была продиктована желанием унизить Шантидеву, в знаниях и духовном опыте которого монахи сомневались. Они приготовили неисчислимое множество подношений на поляне у монастырских стен, созвали несметное собрание людей и установили немыслимо высокий львиный трон. Затем они послали за Шантидевой в надежде вдоволь посмеяться над ним, глядя, как он карабкается на него. Однако в тот же миг удивленные монахи увидели, что Шантидева уже восседает на троне.

– Хотите ли вы, чтобы я изложил учение прежних учителей? – спросил Шантидева. – Или же вы желаете, чтобы я поведал учение, какого вы никогда не слышали прежде?

«Просим тебя, расскажи нам что-нибудь совершенно новое», – отвечали монахи. И тогда, к великому изумлению собравшихся, Шантидева поведал миру учение, которое в письменном изложении получило название «Бодхичарья-аватара» и которое по сей день считается непревзойденным собранием наставлений для вступающих на путь бодхисаттв.

Благородный Манджушри появился на небесном своде, и многие люди видели его и преисполнились глубокой веры. Но что всего удивительней: когда Шантидева дошел до 34-й строфы девятой главы:

Пред умом не предстает
Ни бытие, ни небытие.
А поскольку нет иной возможности,
Ум, лишенный объектов, достигает глубокого умиротворения,


он вместе с Манджушри воспарил к небесам, поднимаясь все выше и выше, покуда вовсе не пропал из виду. Голос же его продолжал отчетливо звучать. Таким чудесным образом он дочитал до конца девятую главу и изложил десятую.

Девятая глава произведения Шантидевы «Путь бодхисаттвы» начинается с утверждения, что все разнообразные аспекты учений Будда преподал исключительно для развития мудрости. Будда говорил, что к высшему духовному пробуждению нас приводят усмирение и дисциплинирование своего ума. Более того, поскольку мы прикованы к вечному кругу непросветленного бытия в силу присущего нам основополагающего неведения относительно самой природы нашего существования, то углубление постижения природы нашего бытия должно стать главным элементом такой духовной дисциплины. Вот почему акцент ставится именно на развитие мудрости.

В девятой главе бодхисаттва Шантидева систематически изложил то, что он относит к ключевым прозрениям Будды о высшей природе реальности. Для него, как последователя буддийской школы мадхьямака, высшая природа реальности – это пустота, то есть отсутствие самобытия всех факторов существования.

Практика развития мудрости в изложении бодхисаттвы Шантидевы может быть рассмотрена в рамках трех основных тем: 1) объяснение природы и характеристик Двух истин; 2) необходимость постижения пустоты даже теми, кто устремляется исключительно к личному освобождению из сансары; 3) обширное изложение различных логических размышлений, ведущих к постижению истины о пустоте.

ПРОГРАММА РЕТРИТА

Участники ретрита должны прибыть в центр Тушита 30 июня к 13:00 для завершения регистрации и заселения в ретритные комнаты центра.

День отъезда участников – 8 июля, в 13:00.

Ежедневное расписание (с 1 июля по 7 июля)

05:45–08:00 Утренняя практика, которая включает:
● простирания;
● медитацию однонаправленного сосредоточения (шаматху);
● медитацию на Четырех печатях учения Будды;
● медитацию на бодхичитту;
● принятие обетов бодхисаттвы;
● медитацию на пустоту.
08:00–09:00 Завтрак.
09:00–10:30 Сессия I. Учения с сессией вопросов и ответов.
10:30–11:30 Перерыв на чай, групповые дискуссии.
11:30–12:30 Сессия II. Учения с сессией вопросов и ответов.
12:30–15:00 Обед и свободное время.
15:00–16:30 Сессия III. Учения с сессией вопросов и ответов.
16:30–17:30 Перерыв на чай, групповые дискуссии.
17:30–19:00 Сессия IV. Учения с сессией вопросов и ответов.
19:00–20:00 Ужин.
20:00–21:00 Групповые дискуссии (по желанию), личная практика.

В расписание могут вноситься изменения по усмотрению учителя.

МЕДИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ТУШИТА

Медитационный центр Тушита – это центр изучения и практики буддизма тибетской традиции махаяны. Тушита находится в северной Индии, в живописных предгорьях Гималаев, недалеко от города Дхарамсала, где расположена резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV.