Сохраним Тибет > О первом дне учений Далай-ламы для тибетской молодежи
О первом дне учений Далай-ламы для тибетской молодежи4 июня 2024. Разместил: Editor |
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 3 июня 2024 г. – Сегодня утром, когда Его Святейшество Далай-лама проезжал через двор к Цуглакхангу, главному тибетскому храму, его встречали артисты в национальных костюмах, кружась в танце. У входа в храм двое юных тибетцев поднесли духовному лидеру традиционное приветствие чема чангпу. Его Святейшество символически подбросил в воздух щепотку цампы и окунул палец в молоко. Затем он окинул взглядом слушателей, многие из которых в знак приветствия держали белые шелковые хадаки, улыбались и махали руками.
Юные тибетцы в традиционных костюмах выступают во дворе главного тибетского храма, в то время как Его Святейшество Далай-лама прибывает для дарования учений. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 3 июня 2024 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). В храме и во дворе собралось около 5500 человек, в том числе 1800 паломников из 57 стран мира. Однако основными учениками сегодня были юные тибетцы. Во встрече приняли участие 900 старшеклассников из Тибетской детской деревни, 161 студент колледжа, 40 местных юных тибетцев и 80 учеников класса «Введение в буддизм». После того как Его Святейшество занял свое место на троне, школьники из Тибетской детской деревни Гопалпура прочитали по памяти основополагающий текст «Ясное зеркало: краткое изложение путей познания». Он открывается строфой, посвященной Манджушри, а затем знакомит читателя со способами познания. После дети прочитали однострофную молитву о долголетии Далай-ламы и «Хвалу Манджушри», которая начинается так: Выражаю тебе почтение, учитель и защитник Манджушри! Ты держишь священный текст около сердца, означающий, что твой ум, свободный от двух завес, Ясный и сияющий, подобно солнцу, видит все существующее так как есть. Мелодичным голосом, обладающим шестьюдесятью качествами, ты учишь живых существ, страдающих в сансаре, Погруженных во мрак неведения, заточенных в темнице существования. Ты подобен отцу, который заботится о единственном ребенке. fpmt.ru/manjushri_prayer Далее прозвучали строфы «Украшения из постижений» (Абхисамаяланкара): Простираюсь пред матерями будд, собрания шравак и бодхисаттв: Пред знанием всего – [матерью], что ведет к полному успокоению ищущих умиротворения шравак, Пред знанием путей – [матерью], что помогает тем, кто приносит благо скитальцам, осуществлять цели мира, И пред всеведеньем – [матерью], которую всецело обретя, будды излагают многообразие дхарм во всех аспектах. Также был зачитан отрывок из «Коренных строф о срединности» (Муламадхьямака-карика) Нагарджуны: Простираюсь перед совершенным Буддой, Превосходнейшим из проповедующих, Тем, кто изложил взаимозависимое возникновение: Нет ни пресечения и ни рождения, Ни прекращения и ни постоянства, Ни прихода и ни ухода, Ни различий и ни единства. [Так] умиротворяются умопостроения [И обретается] Покой. Группа юных тибетцев из Тибетской детской деревни Гопалпура читает «Ясное зеркало: краткое изложение путей познания» Акья Йонгзина. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 3 июня 2024 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). Его Святейшество спросил, выучили ли дети, помимо сочинения «Ясное зеркало: краткое изложение путей познания», «Стихотворный сборник по логическим доводам». Оба текста были написаны Акья Йонгдзином Янгченом Гаваем Лодро. Их учитель ответил Далай-ламе, что они как раз над этим работают. «Я выучил наизусть оба произведения, когда был маленьким ребенком, – заявил Его Святейшество. – Наш подход к изучению буддийской философии заключается, помимо прочего, в том, что мы заучиваем текст наизусть, не обязательно понимая, о чем он, а уже затем получаем подробное объяснение». «Мы беженцы, живущие в вынужденной эмиграции, и мы видим, что в целом люди в мире не очень заинтересованы в изучении великих трактатов наставников прошлого, однако мы, тибетцы, поддерживаем традицию их изучения уже более тысячи лет. Китайцы и, возможно, вьетнамцы изучали буддийские сочинения, но не осваивали логику так, как мы». «Как я уже упомянул, я еще в детстве выучил “Ясное зеркало: краткое изложение путей познания” и “Стихотворный сборник по логическим доводам”, и оба эти сочинения рассказывал наизусть двум своим наставникам. Я уже тогда узнал об определениях и синонимах, а также о том, как нужно применять логику». Его Святейшество даровал передачу на «Хвалу Манджушри» и возглавил начитывание мантры «ом ара паца на дхи». «Как я говорил вам раньше, когда я был очень маленьким, примерно года в три, я посетил монастырь Кумбум, расположенный недалеко от места, где я жил. Там я видел и слышал, как очень юные монахи начитывали “ом ара паца на дхи”. Я, естественно, присоединился к ним. Это была первая мантра, которую я произнес, и с тех пор я полагаюсь на нее». Его Святейшество Далай-лама обращается к слушателям, которые собрались на учения, организованные по просьбе тибетской молодежи. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 3 июня 2024 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). «В Тибете наставнику предыдущего Далай-ламы, возможно, Пхурбе Чоку, однажды сказали, что он воплощение Манджушри. “Этого я не знаю, – ответил тот, – но, вероятно, мы могли бы сказать, что я сосед Манджушри”. Полагаю, я тоже мог бы так сказать. Я не только изучил воззрения четырех школ буддийской мысли, но и имел возможность познакомиться с другими религиозными традициями. Более того, я благословлен четырьмя видами мудрости: всеобъемлющей, глубокой, быстрой и ясной». «Тибетцы довольно умны и естественным образом отличают добро от зла, но вам, школьникам, не мешало бы развивать эти четыре вида мудрости и способность мыслить логически. Вам следует не только начитывать мантры, но и учиться анализировать». «Что касается сохранения буддизма, я до сих пор способствовал этому всеми силами и продолжу делать это и впредь. Между тем, я чувствую, что Будда заботится обо мне». Далай-лама обратился к тексту «Ключ к срединному пути», книге своего собственного сочинения. Отмечая, что ошибочное сознание есть источник страданий, он подчеркнул, что недостаточно ограничиться чтением подобных трактатов – нужно научиться распознавать в себе неблагие качества и преобразовывать их в благие. Его Святейшество быстро прочитал строки, посвященные важности работы с сознанием, кратко объяснил четыре печати, изложил воззрения четырех философских школ, подчеркнул разницу между учениями, которые можно понимать буквально, и учениями, нуждающимися в толковании, и рассказал о четырех опорах. Его Святейшество Далай-лама читает составленное им сочинение «Ключ к срединному пути» во время первого дня учений для тибетской молодежи. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 3 июня 2024 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). Когда задали вопрос, что такое пустота, Далай-лама посоветовал развивать концептуальное понимание пустоты посредством логических доводов. Нужно распознать объект отрицания. Также необходимо понять, что пустота означает отсутствие самобытия. Неведение о пустоте, или отсутствии самобытия, служит коренной причиной всех негативных состояний сознания и страданий, являющихся их следствием. Духовный лидер упомянул две истины, а также срединный путь между существованием и несуществованием. По его словам, важно осознать, что пустота не отрицает возможности существования достоверных условных истин, законов или наук. Его Святейшество завершил чтение на строфе из «Драгоценного ожерелья» (Ратна-авали раджа-парикатха) Нагарджуны: Человек – это ни земля, ни вода, Ни огонь, ни ветер и ни пространство, Ни сознание и ни все перечисленное вместе. Что же помимо этого есть человек? Как объяснил Далай-лама, в отношении обусловленных явлений мы говорим, что во время их тщательного изучения мы не можем их обнаружить. Однако если не проводить критический анализ, не изучать, что хорошо или плохо, имеем ли мы дело с собой или другими, молоды мы и они или стары, – все эти качества существуют и могут быть обнаружены. Духовный лидер пояснил, что явления существуют лишь на уровне видимости, но при критическом анализе они распадаются, и мы обнаруживаем, что на самом деле они не существуют так, как нам представляется. Фоторепортаж о событии |