Сохраним Тибет > Новая книга. Чогьям Трунгпа. «Путь есть цель» и «Воспитание ума»

Новая книга. Чогьям Трунгпа. «Путь есть цель» и «Воспитание ума»


21 августа 2024. Разместил: Editor
Новая книга. Чогьям Трунгпа. «Путь есть цель» и «Воспитание ума»Чогьям Трунгпа Ринпоче
Путь есть цель. Руководство по буддийской медитации
Воспитание ума и развитие заботливой доброжелательности

Перевод с английского Шаши Мартыновой
Редактор Максим Немцов
М.: Ганга, 2024

Твердый переплет
Формат 84х108/32 (127х200 мм)
Объем 336 стр.
Тираж 1000 экз.


Приобрести книгу можно на маркетплейсах Wildberries и Ozon.

Руководство по буддийской медитации «Путь есть цель» может оказаться для вас идеальной поддержкой в самом начале пути самодисциплины и освоения вашего ума, но даже для бывалых практикующих наставления Чогьяма Трунгпы неизменно оказываются точными и полезными. В данной книге Чогьям Трунгпа учит нас не подпитывать медитацией наше честолюбие. Он показывает, как практика памятования перерастает в осознанность и как мир постепенно открывается нам в совершенно новом качестве. Мы узнаём о театральных декорациях, которые всегда при нас, и о том, как они организуют и обрамляют наш повседневный опыт, а затем обнаруживаем, как медитация ведет нас за пределы этих конструкций и вообще за пределы эго – к безусловной свободе. Это руководство может стать для многих опорой как в начале пути к пробуждению, так и на дальнейших его этапах.

«Воспитание ума» – компактный и доступный комментарий Чогьяма Трунгпы к лоджонгу, испытанной веками практике воспитания ума. Представленные в книге 59 провокационных наказов применяются в тибетском буддизме уже более 800 лет и помогают тем, кто осваивает медитативные методы, справляться с любыми житейскими ситуациями разумно и сострадательно. Постоянно применяя эти наказы, мы учимся не цепляться за «свою» территорию и постигаем окружающий мир таким, каков он есть.

Чогьям Трунгпа Ринпоче (1939–1987) – тибетский буддийский мастер, учитель, художник и поэт, один из ключевых проводников Дхармы на Западе.

Публикация этих двух книг под одной обложкой призвана обеспечить практикующим Дхарму Будды опорное руководство в ключевых буддийских методах и их применении не только к занятиям медитацией, но и к жизни вообще.

Оглавление


ПУТЬ ЕСТЬ ЦЕЛЬ

Предисловие редактора

Часть первая
1. Единственный путь
2. Продолжение запутанности
3. Звезда Вифлеемская

Часть вторая
1. «Я»-ность и эмоции
2. Вспоминание настоящего
3. Передвижные декорации
4. Скука: полнота или пустота?
5. Из сырых яиц – мостовые камни
6. Одиночество
7. Создание просвета

ВОСПИТАНИЕ УМА

Благодарности
Предисловие редактора
Введение

Шаг первый
1. Сперва упражняй предварительные навыки

Шаг второй
Абсолютная и относительная бодхичитта
Наказы абсолютной бодхичитты
2. Относись ко всем дхармам как к сновиденьям
3. Исследуй природу нерожденного осознавания
4. Самоосвобождай даже противоядие
5. Покойся в природе алаи – самой сути
6. В пост-медитации будь чадом иллюзии
Наказы, связанные с относительной бодхичиттой
7. Отдавай и принимай поочередно
8. Три предмета, три яда и три семени добродетели
9. Во всех делах упражняйся, применяя наказы
10. Отдавать и принимать начинай с себя

Шаг третий
Шаг третий и парамита терпения
11. Когда мир полон зла, преобразуй любые невзгоды в путь бодхи
12. Своди все упреки воедино
13. Каждому будь благодарен
14. Ви́дение заблуждений как четырех кай есть непревзойденная защита шуньятой
15. Четыре старания – наилучшие подходы
16. Что бы ни встретилось нежданно, соединяй с медитацией

Шаг четвертый
Шаг четвертый и парамита усердия
17. Упражняй пять сил – сжатые сердечные наставления
18. Наставления махаяны по переносу сознания в миг смерти суть пять сил: важно, как ты себя ведешь

Шаг пятый
Шаг пятый и парамита медитации
19. Вся Дхарма сходится в одном
20. Из двух свидетелей держись главного
21. Неизменно блюди только радостный ум
22. Если удается упражняться, даже когда отвлекаешься, значит, ты хорошенько натаскан

Шаг шестой
Шаг шестой и праджняпарамита
23. Всегда придерживайся трех основных принципов
24. Преобразуй свой настрой, но оставайся естественным
25. Не толкуй об увечных членах
26. Не размышляй о других
27. Первым делом работай с сильнейшими омрачениями
28. Оставь любую надежду на плоды
29. Избегай отравленной пищи
30. Не будь таким предсказуемым
31. Не очерняй других
32. Не таись в засаде
33. Не доводи ничего до болезненной точки
34. Не перекладывай на корову бремя быка
35. Не пытайся всех обогнать
36. Не ловчи
37. Не превращай богов в демонов
38. Не строй своего счастья на чужой беде

Шаг седьмой
Шаг седьмой и пост-медитация
39. Все действия следует совершать с единым намерением
40. Устраняй все беды единым намерением
41. Два действия: одно в начале, одно в конце
42. Что бы из двух ни случалось, храни терпение
43. Блюди оба – даже ценой собственной жизни
44. Упражняйся на трех трудностях
45. Положись на три важнейших источника
46. Пекись о том, чтоб три никогда не увядали
47. Храни все три нераздельно
48. Упражняйся во всем непредвзято. Чрезвычайно важно упражняться неукоснительно и чистосердечно
49. Всегда медитируй с тем, что пробуждает отторжение
50. Не поддавайся влиянию обстоятельств
51. На сей раз упражняйся в основных шагах
52. Не толкуй превратно
53. Не колеблись
54. Упражняйся всецело
55. Освобождайся посредством осмотра и анализа
56. Не потакай жалости к себе
57. Не завидуй
58. Не будь суетным
59. Не жди похвал

Заключительные строфы
Приложение
Сорок шесть возможных промахов бодхисаттвы
Словарь понятий
Транслитерации тибетских имен и понятий
Библиография
Примечания
Об авторе

Отрывки из книги


3. Исследуй природу нерожденного осознавания.

Взгляните на свой ум в его простейшем проявлении: это простое осознавание, не поделенное на сегменты, существующий в вас мыслительный процесс. Просто посмотрите на это, увидьте это. «Исследовать» не означает «анализировать». Это просто взгляд на вещи как таковые, в обыденном смысле.

Наш ум именуется нерожденным осознаванием потому, что мы понятия не имеем о его истории. Мы понятия не имеем, откуда он исходно взялся, этот ум – наш неистовый ум. У него нет ни очертаний, ни цвета, ни какого бы то ни было отчетливого портрета или свойств. Обычно он мерцает – включится-выключится, включится-выключится, и так все время. Иногда впадает в спячку, а иногда от него некуда деться. Взгляните на свой ум. В этом отчасти состоит воспитание или дисциплина абсолютной бодхичитты. Наш ум постоянно зыбок, он переливается туда-сюда, сюда-туда. Посмотрите на это, просто посмотрите на это!

Можно застрять, зачаровавшись восприятием всех дхарм как сновидений и подпитывая всевозможные необязательные виденья и фантазии. Поэтому очень важно добраться до этого наказа «Исследуй природу нерожденного осознавания». Глядя за пределы просто уровня восприятия, глядя на ваш же ум (чего в действительности не выйдет, однако можно притвориться), вы увидите, что там ничего нет. Начнете осознавать, что держаться не за что. Ум – нерожденный. Но в то же время это осознавание, потому что вы все-таки воспринимаете окружающее. Есть осознавание и ясность. А значит, это следует созерцать, видя, кто на самом деле воспринимает дхармы как сновиденья.

Продолжая вглядываться глубже и глубже в корень вашего ума, в его основу, вы обнаружите, что у ума нет ни оттенка, ни очертаний. Ваш ум, попросту говоря, в некотором смысле не заполнен. Он ничем не наделен. Мы начинаем взращивать своего рода возможность шуньяты, хотя в этом случае такая возможность довольно примитивна – в смысле ее простоты и удобства работы с ней. Мы глядим в корень, пытаясь обнаружить, почему видим что бы то ни было, почему слышим звуки, почему осязаем, почему улавливаем запахи – если посмотрим за пределы пределов этого, обнаружим некую незаполненность.

Эта незаполненность связана с памятованием. Начать с того, что вы памятуете о некоторых предметах – памятуете о себе, своем окружении, своем дыхании. Но если взглянуть на то, почему вы памятуете, за пределами того, о чем вы памятуете, постепенно обнаружится, что корня нет. Все начинает растворяться. В этом и состоит суть исследования природы нерожденного осознавания.