Сохраним Тибет > Его Святейшество Далай-лама о Чже Цонкапе

Его Святейшество Далай-лама о Чже Цонкапе


25 декабря 2024. Разместил: savetibet
Фрагмент выступления на конференции «Чже Цонкапа: жизнь, философия и наследие», 20 декабря 2019 г.

Его Святейшество Далай-лама о Чже Цонкапе
Архивное фото: По прибытии в монастырь Ганден Лачи на открытие международной конференции «Чже Цонкапа: жизнь, философия и наследие» Его Святейшество Далай-лама возжигает масляную лампаду. Мундгод, штат Карнатака, Индия. 20 декабря 2019 г. Фото: Лобсанг Церинг.

…Преисполненный уверенности опытного логика, Гьялцаб Дхарма Ринчен как-то решил бросить вызов Чже Цонкапе. Придя на учение Чже Ринпоче, он сел рядом с ним на трон. Чже Ринпоче не стал ничего предпринимать – просто продолжил учение и дал столь глубокое объяснение, что сначала Гьялцаб снял шапку, а затем спустился с трона, тем самым признав превосходство Цонкапы.

Чже Ринпоче переживал чистые видения божеств, образы которых используется в медитации. Тем не менее, он всегда подчеркивал важность изучения классических трактатов. В одном из таких видений ему явился Манджушри, и он получил от бодхисаттвы наставления, смысл которых не смог понять. Тогда Манджушри посоветовал ему продолжить изучение философии. После того, как Цонкапа провел затворничество, ему приснились Нагарджуна и пятеро его главных учеников. Один из них, у которого был темный, синеватый цвет кожи, подошел к Цонкапе и коснулся его головы книгой. Цонкапа узнал в нем Буддапалиту. На следующий день, читая комментарий Буддапалиты к трактату Нагарджуны «Коренные строфы о срединности» (Муламадхьямака-вритти), он обрел прозрение в пустоту и постиг взаимозависимое происхождение.

В тантре Цонкапа уделял особое внимание изучению и практике тантры Гухьясамаджи. Он также написал комментарии к «Коренным строфам о срединности» Нагарджуны (Муламадхьямака-карика) и «Вступлению на срединный путь» (Мадхьямака-аватара) Чандракирти. Вот почему я считаю его вторым Нагарджуной. В то время как Кхедруб-чже был несколько тщеславен, Цонкапа отличается смирением. Бутон Ринчен Друб подробно писал на многие темы, однако труды Чже Ринпоче кажутся мне яснее и обширнее.

Когда Цонкапу пригласили на прием к китайскому императору, он ответил отказом, поскольку был в затворничестве. Вместо себя он отправил Джамчена Чодже [основателя монастыря Сера], и император возложил на его голову черную шапку. Раньше я подтрунивал над монахами Сера, когда они надевали ее на голову статуи их основателя.

Традиция, учрежденная Чже Ринпоче, в целости сохраняется в монастырях Дрепунг, Ганден и Сера благодаря изучению и практике буддийской философии.

Изучив труды Цонкапы, такие как «Прояснение намерения: подробный комментарий к ‘Мадхьямака-аватаре’ Чандракирти», «Океан логических доводов: обширный комментарий к ‘Муламадхьямака-карике’ Нагарджуны» и «Сущность красноречивых изречений», а также его сочинения по тантре, к примеру, «Светильник, освещающий пять ступеней – сущность учений великолепного Гухьясамаджи, царя тантр», вы поймете, почему я считаю его вторым Нагарджуной. Кто еще оставил после себя столь всеобъемлющее наследие? Эти сочинения невероятно полезны для обретения правильного воззрения.

Что касается взращивания бодхичитты, в этом мне помогло старательное изучение поэмы Шантидевы «Вступление на путь бодхисаттвы» (Бодхичарья-аватара). Однако любое малейшее преобразование, которого я добился, также происходило под влиянием трактатов Цонкапы, в том числе «Большого руководства к этапам пути пробуждения». Я всеми силами служил человечеству, черпая вдохновение в следующей молитве Цонкапы, и, думаю, я его не подвел:

В тех краях, где высшее, драгоценное Учение еще не распространилось
Или распространилось, но пришло в упадок,
Да буду я освещать эту сокровищницу счастья и блага
Умом, исполненным великого сострадания».

Подробнее читайте на официальном русскоязычном сайте Его Святейшества Далай-ламы