Молодые ламы Калмыкии: интервью с настоятелем элистинского хурула28 сентября 2005 | www.savetibet.ru |
С 2004 года центральный хурул (монастырь) Калмыкии "Геден Шеддуп Чойкорлинг" возглавляет полностью посвященный буддийский монах, калмык по происхождению, Лосанг Цультим (Баатр Зулаев). Этот светлый человек не только мечтает о восстановлении тибетского буддизма в Калмыкии, но и упорно трудится, чтобы эти мечты осуществились. Традиционно Баатр Зулаев обращается к верующим на калмыцком языке, его слушают и ценят. - Баатр-багше (учитель), расскажите о том, как Вы пришли в буддизм, в каком возрасте ушли в монастырь? - С детства, с пяти лет, я относился к буддизму с глубоким интересом, который с каждым годом постоянно возрастал. Мои близкие, одноклассники всегда знали об этом и потому, когда в 10-летнем возрасте я решил стать манджиком (монахом-послушником), никто не удивился. Так я начал работать в хуруле (буддийском монастыре) во время летних каникул. Первым моим наставником был Лосанг Лхундуб, с которым мы познакомились еще в старом хуруле, расположенном по улице Лермонтова. - Расскажите поподробнее, где именно Вы обучались? - Так как я работал в хуруле в 1994-96 годах, мне очень повезло. В 1996 году Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче объявил о наборе мальчиков, желающих обучаться в Индии. Узнав об этом, я сразу решил, что обязательно поеду. С 1996 по 1999 я обучался в Индии, в монастыре Дрепунг Гоман. Со мной из Калмыкии поехали еще два мальчика. Изучали буддийскую философию, грамматику. Но обетов не давали. Мой учитель сказал, что лучше принимать такие решения в более старшем возрасте. - Какими были Ваши первые обеты? - Обеты генина, то есть монаха, получившего неполное монашеское посвящение, а всего их 36. Просто я узнал, что те, кто живет при монастыре и питается монашеской едой, но при этом не является монахом, могут часто болеть. - Когда вернулись домой? - В 1999 году по состоянию здоровья я приехал в Элисту, стал работать в центральном хуруле. Первое, о чем я подумал, увидев своих родных, друзей, земляков, были их переживания, страдания. У меня возникло огромное желание помочь своему народу. Единственный путь избавления от страданий - буддийское учение, путь тренировки сознания, изучение буддизма. - Откуда Вы родом? - Родился и вырос в поселке Тугтун Кетченеровского района. - Расскажите немного о своей семье. - У родителей нас, детей, трое: я и младшие сестренка и братишка. До шести лет я не знал русского языка, ведь самого рождения мы разговаривали только на родном калмыцком. - Все знают, что жители Кетченеровского района почти в совершенстве владеют калмыцким языком, но чтобы до 6 лет не знать ни слова по-русски... Честно говоря, я Вам немножко завидую потому, что очень хочу научиться говорить на родном языке. Как же Вы не забыли его, находясь в Индии и изучая тибетский? -Да, не забыл. Даже не понимаю, как можно забыть язык, который впитал с молоком матери. Что касается тибетского, то его я начал изучать еще в хуруле, в Элисте. Но этого было не достаточно, чтобы свободно говорить. А, когда приехал в Индию, языковая среда очень помогла в изучении, ведь там нас окружало около трех тысяч монахов, разговаривающих только на тибетском. - Я знаю, что обучение Вы все-таки продолжили... - В 2001 году, так и не узнав причин своей болезни, до конца не вылечившись, я решил снова уехать в Дрепунг Гоман (Южная Индия), где пробыл до 2003 года. В этом же году я получил обеты гелонга (полностью посвященного монаха) у Его Святейшества Далай ламы XIV. А с 2004 года был назначен настоятелем центрального хурула "Геден Шеддуб Чой Корлинг". - Занимаетесь ли Вы обучением послушников? -Да. В 2004 году я преподавал им тибетский язык, начальную философию, а затем их направили в Индию. Сейчас занимаюсь с двумя школьницами, волонтерами Надей и Айсой, которые помогают, вместе с другими школьниками и студентами, в организации приездов больших учителей и во время строительства песочных мандал. - Баатр-багше, хотелось ли Вам преподавать в буддийском институте, который планируют открыть в Элисте? - Хотелось бы, но у меня нет свободного времени, ведь работа настоятеля очень ответственная и кропотливая. - Часто ли Вы ездите к себе на родину, в Кетченеровский район? - Один - два раза в месяц. Не так давно мы вместе с ламами центрального хурула освятили в Тугтуне молельный дом, где собрались жители и глава поселка, который оказывает большое содействие развитию буддизма. В будущем планируем построить субурган, ведь все это делается для благополучия и счастья жителей поселка Тугтун, а также для всего народа. - В конце нашей беседы, Баатр-багше, хотелось бы, чтобы Вы дали наставления нашим читателям. - Молодежи советую больше учиться, не употреблять алкоголь, не курить - в этом нет никакой пользы, больше времени посвящать обучению, самосовершенствованию. Буддистам советую всегда посещать лекции тех учителей, которые к нам приезжают. Знания никогда никому не помешают. Желаю всем здоровья, счастья, я всегда буду молиться за ваше благополучие.
Фотографии любезно предоставлены сайтом http://buddhisminkalmykia.ru Тибет в России > Молодые ламы Калмыкии: интервью с настоятелем элистинского хурула |