Китай выставляет своего Панчен-ламу


14 апреля 2006 | www.savetibet.ru
Вчера Китай позволил тибетскому подростку, выбранному им на пост Панчен-ламы, выступить со своей первой тщательно выверенной публичной речью о патриотизме и гармонии в китайском обществе.

Шестнадцатилетний Гьялцен Норбу был избран китайским правительством на пост второго лица в иерархии тибетского буддизма. Его ровесник, Гендун Чокьи Нима, которого Далай-лама и его последователи признали подлинным перевоплощением ушедшего Панчен-ламы, был отвергнут китайскими чиновниками. С тех пор его никто не видел. Полагают, что он вот уже 11 лет находится под домашним арестом, являясь, пожалуй, самым юным политзаключенным в мире.

Вчера китайский ставленник Гьялцен Норбу – высокий худощавый темноволосый юноша, вынужденный вести уединенную жизнь в Пекине – предстал перед тысячей буддийских монахов и монахинь на Всемирном буддийском форуме в Ханьчжоу, Китай, под неусыпным взором усиленной охраны, состоящей из полицейских и агентов в штатском. Он выступил с десятиминутной речью на тибетском, которая, если верить официальному переводу, была посвящена ответственности буддистов за укрепление национального единства КНР.

«Буддизм дал торжественную клятву государству и обществу защищать страну и трудиться на благо народа, - заявил Норбу. – Китайское общество является благоприятной средой для буддийской веры». Он также вознес хвалу своему предшественнику за «выдающийся вклад в укрепление единства страны и солидарности ее народа».

Ни Далай-лама, объявленный Китаем «сепаратистом», ни 23-летний Кармапа, третий по важности духовный лидер Тибета, бежавший в Индию в 1999 году, не были приглашены на конференцию, организаторы которой, по всей видимости, стремились добиться повышения общественного признания Гьялцена Норбу.

Китайский чиновник заявил, что визит Далай-ламы нежелателен, объявив его нарушителем национального единства КНР. «Если он появится на форуме, он непременно внесет дисгармоничную ноту в наше в целом гармоничное собрание», - заявил вице-директор государственной администрации по религиозным вопросам Ци Сяофей. «Далай-Лама XIV – не только религиозный деятель, он также давно известен как упрямый сепаратист, который пытался расколоть свою китайскую родину и нарушить единство между различными этническими группами», - добавил он.

Далай-лама живет в изгнании в северной Индии после того, как в 1959 году был подавлен народный бунт против китайского правления в Тибете. Китай утверждает, что, избирая нового Пачен-ламу, Далай-лама нарушил традиционный уклад, согласно которому определенную роль в этом процессе временами играл китайский император. Однако представитель Далай-ламы в беседе с Times Online отверг право Пекина принимать окончательное решение в вопросах, связанных с поиском реинкарнаций высоких лам.

«Поиск реинкарнаций – сфера религиозной веры, эти вопросы не могут решаться в административном порядке», - заявил Тубтен Сампхел из штаб-квартиры Тибетского правительства в изгнании в Дхарамсале, на севере Индии.

Тот факт, что Гьялцен Норбу находится под столь пристальным контролем Китая, говорит о том, что он готовит долгую политическую игру против Далай-ламы, лауреата Нобелевской премии мира, который пользуется уважением в разных странах.

Поскольку Панчен-ламы и Далай-ламы играют ключевую роль в признании преемников друг друга, влияние Пекина на Панчен-ламу теоретически дает дополнительные рычаги при определении нового Далай-ламы.

У китайского правительства сомнительные отношения с религией, которая рассматривается как способ достижения стабильности во времена стремительных экономических и социальных перемен. Число общественных беспорядков выросло в идеологическом вакууме пост-маодзедуновской эры.

Осторожно поддерживая буддизм и конфуцианство (которые в отличие от христианства считаются исконными религиями и, следовательно, не представляют угрозы для властей), официальный Китай все же сохраняет строгий контроль над этими вероисповеданиями.

Тысячи храмов, разрушенных в годы Культурной революции, сейчас восстанавливаются, однако монастырям, храмам, мечетям и церквям по-прежнему запрещено открывать школы, больницы и другие светские учреждения.

Особенно жесткие правила действуют в Тибете, где буддизм является неотъемлемой частью национальной самобытности этого горного региона. Многие монахи и монахини попадают за решетку за поддержку Далай-ламы. Китай не испытывает ни малейших угрызений совести, подавляя тех, кто бросает вызов правящему режиму. В 1999 году, например, был наложен запрет на духовное движение «Фалун Гон», объявленное деструктивным культом.

Лю Яндонг, лицо номер два в консультационном совете парламента и самый высокопоставленный китайский лидер на форуме, выступила с политической речью, стремясь развеять опасения в том, что бурное развитие КНР представляет опасность для остального мира. «Внутренняя гармония обязательно приведет к миру во всем мире, - отметила она. - Мирно развивающийся Китай стремится к мирному сосуществованию с остальным миром».

Среди гостей конференции – тибетский монах, восхваляющий режим за все повышение веротерпимости. «Мы имеем дело с большей открытостью и быстрым ростом буддизма в Китае», - заявил Сайчун Лодан, облаченный, как и Норбу, бордово-шафрановые одеяния. Отзываясь о выступлении Гьялцена Норбу, он сказал: «Он усердно учится и хорошо развивается».

Другие были менее снисходительны. Один из тибетских лам покачал головой и отказался от комментариев, когда его спросили о речи Панчен-ламы. Другой - улыбнулся и промолвил после краткого молчания: «Это трудно объяснить».

Далай-лама и Пачен-лама в числе нескольких сотен выдающихся духовных лидеров, которые после смерти способны [cознательно] обретать рождение в новом теле. Поисковые партии отправляются на поиски детей, рожденных в скором времени после кончины высокого ламы и демонстрирующих благоприятные знаки, примером которых могут быть природные явления в момент рождения ребенка, необычайно высокие умственные способности или воспоминания о прошлой жизни в монастыре.

Правильность выбора подтверждается монахами, которые узнают черты характера почившего учителя в молодом перевоплощенце, а подлинный кандидат, в свою очередь, способен узнавать монахов даже в том случае, если они приходят к нему в иных одеяниях.

С 17-го века Панчен-лама исполнял роль духовного лидера Тибета, пока проходили поиски нового воплощения Далай-ламы, и более старший из двух лам являлся духовным учителем младшего.

Для некоторых школ тибетского буддизма Панчен-лама даже важнее чем Далай-лама. Далай-лама же признается всеми тибетцами религиозным лидером, который на протяжении многих веков возглавлял тибетское правительство.

Источник:
Times Online
Автор: Дженни Бус со ссылкой на информационные агентства
14 апреля 2006

Перевод: www.savetibet.ru – Сохраним Тибет!


Тибет в России > Китай выставляет своего Панчен-ламу