Интронизации не случилось
24 августа 2009 19:10

Дмитрий Медведев стал первым действующим главой Российской Федерации, посетившим Бурятию после долгого перерыва. До него это сделал 16 лет назад Борис Ельцин. Кроме двух градообразующих предприятий – авиационного и локомотиво-вагоноремонтного заводов в Бурятии Дмитрия Медведева ждали в буддистком храме - Иволгинском дацане, расположенном в тихом урочище в 30 километрах от Улан-Удэ.
Как удалось выяснить корреспонденту Радио Свобода, в Иволгинском храме было возведено два трона. На один должен был сесть лидер российских буддистов (Буддийской традиционной сангхи) Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев, а второй предназначался президенту России Дмитрию Медведеву. Оба трона были красиво расписаны разными цветами. Другие подробности в Иволгинском дацане сообщить отказались, как, впрочем, и то, воспользовался ли президент приготовленным сидением. "Я просто не знаю - внутри храма был только президент, его окружение, Хамбо лама Дамба и настоятель", - отметил источник в храме.
Как сообщает сегодня "Независимая газета" со ссылкой на слова настоятеля Иволгинского дацана Дагбы Очирова, ламы готовились признать Дмитрия Медведева земным воплощением семиглазого буддисткого божества - Белой Тары. К приезду президента приготовили не проводившуюся более века церемонию простирания, в ходе которой лама полностью распластывается на земле перед воплощением божества. Для проведения церемонии, впрочем, необходимо было получить согласие самого воплощения божества.
Помощник настоятеля Дагбы Очирова (вначале представившийся Дагбой Очировым, а затем отказавшийся назвать свое настоящее имя) на вопрос корреспондента РС, как прошел обряд, отметил:
- Президент в первый раз посетил Бурятию. И поскольку здесь находится резиденция Хамбо ламы Дамбы, главы буддистов России, все руководство буддистов России встречало его со всеми почестями.
- Как прошел обряд простирания, признания Медведева воплощением Белой Тары?
- Не было. Ерунду говорите. Мы понимаем, что президент - светский глава государства. Кто вам это сказал?
- Дагба Очиров сказал "Независимой газете".
- Ну, я такого не видел.
Дагба Очиров, по словам своего помощника, был очень занят и для комментариев недоступен, равно как и Хамбо лама Дамба Аюшеев.
О желании возродить обряд простирания перед воплощением Белой Тары Пандито Хамбо лама упомянул на проходившей в Санкт-Петербурге декаде буддийской культуры. Но тогда президент на нее не приехал. Рассказывает ученый секретарь Санкт-Петербургского отделения института Востоковедения РАН, заместитель заведующего кафедрой языков и культур Востока Русской Христианской Гуманитарной академии Татьяна Ермакова:
- Признание воплощения Белой Тары - это не только что возникший сюжет. В Петербурге идея такого обряда уже озвучивалась. Как раз в июне этого года в петербургском дацане была освящена танка (буддистская икона - РС), выполненная в нетрадиционной для буддизма технике мозаики, как раз с изображением Белой Тары.
Глава буддистов России Хамбо лама Дамба Аюшеев приезжал на освящение танки Белой Тары в Петербурге. И он напомнил, что была такая традиция, когда представители императорского дома всегда почитались как земные воплощения этого божества, и что в принципе нынешняя власть тоже могла бы быть рассмотрена при определенных обстоятельствах именно в этом качестве.
Есть определенная традиция, она восходит еще к дореволюционным временам, когда Романовы оказывали покровительство буддизму на территории Российской Империи. Кроме того, Россия всегда занимала дипломатичную позицию относительно буддизма в Тибете, Далай-ламы. И поэтому сами буддисты, желая интегрироваться в российский культурный контекст, признавали, что представители царствующего дома Романовых являются земным воплощением этого женского божества. Вначале речь шла о Екатерине Второй, о том, что она является земным воплощением одного из наиболее почитаемых в буддизме Центральной Азии персонажей буддистского пантеона - Белой Тары.
Белая Тара - это женский аспект одного из наиболее чтимых персонажей буддисткого пантеона, который символизирует собой такую добродетель Будды, как чрезвычайное сострадание к живым существам, которым нужно подсказать путь освобождения из колеса новых рождений.
Поэтому посещение президентом буддистского региона, конечно, это событие. Если традиционная сангха России (сообщество буддистов России - РС) полагает возможным осуществление определенного рода ритуальных действий, то может быть засвидетельствовано то, что ныне действующего президента считают воплощением чрезвычайного милосердия и человеколюбия.
Таким довольно нетривиальным, смелым ходом традиционная сангха хочет сделать традиционные буддистские регионы России центрами буддистской культуры уже на более социально широком, светском, я бы сказала, уровне. И это, конечно, тенденция на укрепление отношений с властью.
- Как на практике государей признавали воплощениями Белой Тары? Приходит Екатерина II в храм и происходит обряд?
- Конечно же, нет! Когда православная государыня могла бы посещать буддистский храм и что же она, в Бурятию для этого поехала? Нет, представители буддистского сообщества должны были прибыть к ней и осуществить соответствующие ритуальные действия. Но какие-то внятные исторические свидетельства о том, что именно, какой конкретный ритуал проводился в данном случае, не сохранились.
- Что интересного вы заметили в приеме Медведева бурятскими ламами сегодня?
- Я отсмотрела трансляцию его визита по телевидению. Все показано как-то очень сжато, все заявления очень взвешенны. При этом можно сказать, что церемония толком не была продумана - например, президент не знал, что делать с хаттагом - ритуальным буддистским белым шарфом, который ему вручил Хамбо лама Дамба. Видимо, никто не решился пояснить Медведеву, что шарф нужно надеть на шею, и он так и стоял с ним в руках.
- Как удалось выяснить, что в Иволгинском дацане возвели два трона. Один из них - для Медведева. Это просто декорация, либо в него нужно обязательно садиться?
- Вот это удивительно. То есть, трон в храме, конечно, соответствует буддистской традиции. Но это трон ламы, священника, который ведет службу. Это один из аксессуаров храма, куда садится почетный монах. Теоретически, если идти до конца, то и божество может в нем посидеть. Но вот Медведев... Президент, мирянин, оказался бы выше верующих, а это противоречит традиции. При этом Иволгинский дацан - даже не самый древний буддистский храм. Хотя у российских буддистов был большой перерыв в передаче традиций - с 30-х по 90-е годы - буддизма в СССР ведь не было. Не исключено, что теперь буддисты России решили привнести что-то новое в религию, - отметила Татьяна Ермакова.
Между тем, отвечая на вопрос журналистов в Бурятии, действительно ли российские буддисты считают Медведева Медведева воплощением семиглазой Белой Тары, Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев заметил:
- Даже некоторым буддистам тяжело объяснить, что руководитель такой страны - это человек, который несет на себе такую ответственность, которая другому будет очень тяжела, и буддисты должны всемерно его поддерживать, отождествляя со своим божеством.
Вне зависимости от божественного статуса президента, его визит в Бурятию, как надеются ламы, принесет определенные плоды. Священнослужители-буддисты появятся в тех частях российской армии, где количество военнослужащих-буддистов составляет 10% и более уже в этом году, - сообщил Хамбо лама Дамба Аюшеев журналистам. Аюшеев отметил, что на встрече с президентом вопросы финансовой поддержки строительства дацанов не затрагивались. Вместо этого глава буддистов поднял тему поддержки животноводства в Бурятии.
Радио Свобода