Настоятели монастыря Дзонкар Чоде попросили Далай-ламу благословить новую статую Джово Вати Сангпо
13 июня 2025 года настоятель монастыря Дзонгкар Чоде досточтимый гелонг Тубтен Церинг вместе с бывшим настоятелем досточтимым гелонгом Джампой Сопой удостоились высокой чести получить личную аудиенцию у Его Святейшества Далай-ламы XIV, сообщается на официальной странице монастыря Дзонкар Чоде в социальных сетях.
Во время этого благоприятного события оба настоятеля совершили подношения мандалы и смиренно попросили Его Святейшество освятить и благословить недавно созданную статую Джово Вати Сангпо, или Кьиронг Джово, которая будет установлена в монастыре Дзонгкар Чоде. Его Святейшество ответил согласием на их просьбу провести освящение статуи.
Настоятели также попросили Его Святейшество разрешить примерно ста монахам монастыря Дзонгкар Чоде посетить резиденцию Далай-ламы, чтобы совершить подношения и молебны о его долголетии в честь его 90-летия.
Кроме того, досточтимый гелонг Тхуптен Нгаванг, старший монах монастыря, составил рукопись, основанную на учениях, которые Его Святейшество Далай-лама даровал в 2013 году в монастыре Дзонгкар Чоде во время посвящения в практику тринадцати божеств мандалы Ямантаки.
Настоятели с почтением преподнесли эту рукопись и попросили благословения Его Святейшества Далай-ламы на ее публикацию. Его Святейшество с радостью дал согласие на публикацию и распространение текста.
В завершении аудиенции Его Святейшество распорядился, чтобы вновь созданная статуя Джово Вати Сангпо была временно помещена в его личные покои. Она будет находиться там в течение нескольких дней рядом с его собственной статуей Джово Вати Сангпо до ее официальной установки в монастыре.
Как сообщается на официальной странице монастыря Дзонкар Чоде в социальных сетях, «это историческое событие усиливает духовную связь, существующую между монашеской общиной обители и просветленным наставником Его Святейшеством Далай-ламой».
Кьиронг Джово в переводе с тибетского языка означает «будда, или владыка, Кьиронга», города на юго-западе Тибета, близ границы с Непалом. Статуя Кьиронг Джово, которую также именуют «Вати Сангпо», – одно из трех древнейших священных изображений Будды, привезенных в Тибет из Непала в VIII веке.
С исторической точки зрения, эта высоко почитаемая скульптура из сандалового дерева считается самовозникшим образом защитного божества 33-го царя Тибета Сонгцена Гампо. В 1959 году, когда в Тибете происходило массовое разрушение и разграбление буддийских монастырей. Тогда один из служителей монастыря, обеспокоенный дальнейшей судьбой священного изображения, установил в монастыре копию Кьиронг Джово, а оригинальную статую смог переправить через Гималаи в Индию.
Когда статую привезли в Индию, ее установили в восстановленном там монастыре Дзонгкар Чоде, а позже, в 1967 году, священное изображение преподнесли в дар Его Святейшеству Далай-ламе. С тех пор она пребывает в резиденции духовного лидера тибетского буддизма в Дхарамсале (штат Химачал-Прадеш, Индия).
Однажды во время подготовительных церемоний для посвящения Авалокитешвары Его Святейшество Далай-лама рассказал об этой статуе следующее: «Когда великий Пятый Далай-лама проводил затворничество по практике Авалокитешвары, он взял с собой статуи, известные как три брата Авалокитешвары. Одна из этих статуй, именуемая Вати Сангпо, или Кьиронг Джово, долгое время хранилась в монастыре Дзонгкар Чоде. После того как в Тибете произошли волнения, монахи смогли вывезти ее из Тибета в Непал, а позже передали ее мне в Дхарамсалу».
«Когда монахи Дзонгкар Чоде переезжали в новый монастырь на юге Индии, я провел гадание, чтобы понять, следует ли им забрать статую с собой или она останется здесь. В итоге она осталась со мной. Я заметил любопытную особенность этой статуи: ее выражение лица меняется в зависимости от обстоятельств. Кроме того, однажды во сне я беседовал с Вати Сангпо и поинтересовался, постиг ли он пустотность, на что он ответил утвердительно».
Согласно сложившейся традиции, по случаю наступления священного месяца Сага Дава статую Кьиронг Джово торжественно выносят из резиденции Его Святейшества и устанавливают в главном тибетском храме Цуглакханг для всеобщего созерцания и поклонения. Статуя остается там до 15-го лунного дня священного месяца.
Сага Дава, четвертый месяц тибетского лунного календаря, знаменует рождение, пробуждение и уход в махапаринирвану Будды Шакьямуни. Этот месяц, на который приходятся главные события в жизни Будды Шакьямуни, называют «месяцем стотысячекратного увеличения», когда любая духовная практика или благое действие приносит духовную заслугу, сила которой в сто тысяч раз больше, чем в другие месяцы года.
В течение всего священного месяца буддисты применяют все методы накопления заслуг: уделяют больше времени духовным практикам, принимают обеты махаяны и обеты бодхисаттвы, совершают паломничество по святым местам, обхождения храмов, ступ, совершают подношения монашеской общине и неимущим. В этом году месяц Сага Дава продолжится до 25 июня.