Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Далай-лама возлагает надежды на Монголию и буддийскую Россию30 августа 2006 | Версия для печати
Интервью с представителем Далай-ламы в России, Монголии и СНГ г-ном Таши.
- Уважаемый г-н Таши, как вы оцениваете итоги состоявшегося визита Его Святейшества Далай-ламы в Монголию? Насколько важен был этот визит для народа Монголии? - Визит Его Святейшества Далай-ламы в Монголию прошел с колоссальным успехом. Народ Монголии был очень счастлив видеть своего духовного лидера, к которому он испытывает чувство глубочайшей преданности. Это легко заметить даже человеку постороннему – куда бы ни направлялся Далай-лама, повсюду его встречали толпы людей, пришедших взглянуть на него, получить его благословение. Я очень ценю ту позицию, которую заняло правительство Монголии, несмотря на жесточайшее давление со стороны КНР. Мне кажется, Монголия подала хороший пример многим странам. Ведь если вы считаете себя независимой страной, то должны сами определять свою собственную судьбу без вмешательства с чьей-либо стороны. Я весьма удовлетворен тем, как прошел визит, который, откровенно говоря, даже для меня стал большой неожиданностью. Монголия - ближайший сосед КНР, и я до последнего мгновения испытывал сомнения в том, сумеем ли мы его осуществить. Но в конечном итоге визит состоялся и он прошел замечательно. - Далай-ламу связывают с Монголией многовековые исторические связи. Общеизвестным является тот факт, что сам титул «Далай-лама» монгольского происхождения. Он стал следствием перевода на монгольский язык имени его третьего воплощения Гьялвы Сонама Гьяцо. Предыдущий, тринадцатый Далай-лама также бывал в Монголии? - В 1903 Британия ввела войска в Тибет, и Далай-лама был вынужден какое-то время жить в изгнании в Монголии. В главном монастыре Улан-Батора «Гандан Тегченлинг» по сей день сохранился небольшой домик, где он жил в своем тринадцатом воплощении. На этот раз Его Святейшество посетил это историческое место, вспомнив события тех дней. Он взошел на трон, где некогда сидел тринадцатый Далай-лама, и даже позвонил в ритуальный колокольчик. - Программа визита была очень интенсивной – Далай-лама прочитал публичные лекции по буддийской философии на Центральном стадионе Улан-Батора, встретился с интеллигенцией и молодежью, посвятил в монахи свыше пятидесяти монгольских буддистов разных возрастов, дал высшее тантрическое посвящение в монастыре «Гандан Тегченлинг». Какие из этих событий вы считаете наиболее важными? Все эти события имеют чрезвычайную важность, но мне хотелось бы особенно выделить встречу Его Святейшества с интеллигенцией и молодежью, которая прошла просто блестяще. Свыше трех тысяч представителей интеллигенции и молодежи с огромным вниманием слушали слова Далай-ламы, который говорил о необходимости сохранения традиционных буддийских ценностей, а также о том, что каждый из нас должен стараться быть добросердечным, сострадательным человеком, способным взять на себя ответственность за будущее своей страны. Не менее важной я считаю церемонию посвящения в буддийские монахи. Она необходима для развития монашеской традиции, и мы надеемся, что монахи, получившие монашеские обеты от Его Святейшества, сумеют сохранить их в чистоте. - Встречался ли Далай-лама с представителями государственной власти? - Многие представители государственной власти, в том числе президент Монголии, Намбарын Энхбаяр, премьер-министр Энхболд, председатель парламента, мэр Улан-Батора и другие высокопоставленные чиновники нанесли визит Его Святейшеству Далай-ламе в дни его пребывания в стране, и все они в один голос говорили, что народ Монголии очень счастлив. Президент Монголии Намбарын Энхбаяр сказал Его Святейшеству, что его визит объединил весь монгольский народ, и это очень важный фактор. За последние годы в Монголии произошли ощутимые позитивные перемены. Конечно, остается много нерешенных проблем, прежде всего, социальных, но поступательный характер развития экономики, социальной сферы, культуры и религии налицо. - Есть ли какие-то статистические данные относительно развития буддизма в Монголии? - По статистике, приведенной верховным ламой Монголии Хамбо-ламой Чойчамцемом Дэмбэрэлом, в стране свыше четырехсот монастырей и храмов, а также около четырех тысяч монахов. Его Святейшество Далай-лама подчеркнул в дни визита, что сегодня Монголия, буддийские республики России и буддийские сообщества гималайских регионов Индии должны взять на себя ответственность за дальнейшее сохранение и развитие буддизма, учитывая тот тяжелый период, который переживает Тибет. В настоящее время у этих регионов гораздо больше возможностей сохранить буддийские религиозные традиции, нежели у коренного населения Тибета. Естественно, мы, тибетцы, живущие в изгнании, делаем все от нас зависящее, чтобы не утратить это богатейшее наследие, но нас очень мало, и потом в любом случае мы живем в зарубежной стране. До сегодняшнего Его Святейшество Далай-лама и тибетское правительство в изгнании были весьма эффективны в сохранении буддийского наследия Тибета. На территории Индии воссозданы все крупнейшие монастырские университеты, которые были разрушены в Тибете во время китайского вторжения, счет монахов идет на тысячи. - Вклад тибетской стороны в сохранение буддийской традиции, которая является общей для Монголии, Калмыкии, Бурятии и Тувы, достаточно велик. - Он впечатляет, особенно если мы посмотрим на то, что стало с Монголией и буддийскими регионами России за годы Советской власти. От многовекового философского наследия к 90-тым годам остались лишь смутные воспоминания и почти инстинктивная вера в Далай-ламу. Вы, действительно, считаете, что Монголия и буддийские регионы России готовы к той высокой миссии, которую сегодня возлагает на них Его Святейшество Далай-лама? - Нужно лишь взять на себя ответственность и идти до конца. Ничто не препятствует вам на этом пути. Вы – граждане своей страны, и у вас есть все права и возможности. - В любом случае, для того, чтобы взять на себя подобную миссию как Монголии, так и буддийским регионам России нужно для начала решить насущные проблемы. - Конечно, проблемы существуют. Например, с монашеской дисциплиной. Его Святейшество неоднократно подчеркивал в эти дни, что качество монахов, гораздо важнее их количества. Демаркационная линяя, отделяющая монаха от буддиста-мирянина рано или поздно должна стать очень отчетливой. - Далай-лама подчеркнул, что если вы – женатый человек, то лучше уйти из монастыря и жить обычной жизнью. К чему притворяться монахом, запутывая окружающих и усложняя собственную жизнь? - В этом смысле мы возлагаем большие надежды на тех монахов из Монголии и буддийских регионов России, которые сейчас обучаются в тибетских монастырях на юге Индии. Закончив обучение, они вернутся в свои монастыри и принесут с собой культуру чистого монашества. - Некоторые из них уже вернулись… - Да, и они разительно отличаются от остальных. Я лично сразу вижу тех монахов, которые проучились в тибетских монастырях Индии пять, семь, девять и более лет. Они более собраны и эффективны в своих действиях. Они – наша главная надежда. - Для меня было абсолютно очевидно, что все монгольские монахи и священнослужители питают глубочайшее почтение к Его Святейшеству Далай-ламе… - Не только монахи, вся страна почитает Его Святейшество, ведь Монголия - прежде всего буддийское государство. - Я говорю это к тому, что иногда приходится слышать о том, что существует некий «монгольский» буддизм, который якобы отличается от тибетского. Но эти дни отчетливо показали, что все монголы преданы Далай-ламе и считают его свои духовным учителем. - Откровенно говоря, я не очень понимаю все эти разговоры о каком-то особенном «монгольском», или «калмыцком», или «бурятском» буддизме. Ведь изначально буддизм пришел из Индии в Тибет, а оттуда распространился на север, в Монголию и Россию. Монгольские и российские буддисты следуют именно тибетской традиции, тексты молитв и ритуалов они читают на тибетском языке. Быть может, они не говорят на тибетском, но читают и молятся именно на этом языке. - С Монголией граничат две из трех российских буддийских республик, Бурятия и Тува, которые уже 14 лет не могут добиться визита Его Святейшества Далай-ламы. Прибыли ли в Монголию официальные лица и паломники из Бурятии и Тувы? - Да, в эти дни в Улан-Баторе находился с визитом председатель правительства республики Тува Шериг-оол Ооржак, верховный лама Тувы Камбы-лама Джампел Лодой и глава буддистов Бурятии Хамбо-лама Дамба Аюшеев, которые встречались с Его Святейшеством Далай-ламой. Кроме того, в Монголию съехались многочисленные паломники из этих республик, и я очень счастлив, что Далай-лама нашел возможность уделить им внимание, и все они получили его благословение. Конечно, мне лично хотелось бы, чтобы они провели со своим духовным лидером больше времени, но программа визита была расписана по минутам, и их встреча была очень короткой. Но они были воодушевлены даже этой краткой возможностью, ведь все они проделали долгий путь из Бурятии и Тувы. - Вы сказали, что Далай-лама встречался с председателем правительства республики Тува Шериг-оол Ооржаком. Как прошла эта встреча? - Его Святейшество был рад возможности встретиться с председателем правительства Тувы, ведь в последний раз они виделись очень давно, в 1992 году, когда Далай-лама посещал республику. Шериг-оол Ооржак рассказал Далай-ламе о том, какие изменения произошли в Туве за эти годы, а Его Святейшество подчеркнул, что, являясь буддийской республикой, Тува должна прилагать усилия для сохранения традиционных религиозных и культурных традиций. - Приятно, что руководили двух буддийских республик, Калмыкии и Тувы, оказывают самые искренние знаки почтения Его Святейшеству Далай-ламе… - Безусловно. То, что Кирсан Илюмжинов проявляет самый живой интерес к деятельности Его Святейшества Далай-ламы, широко известно в России. - Он посещает Далай-ламу практически ежегодно… - Насколько я помню, он пять раз приезжал в резиденцию Его Святейшества в Дхарамсале, летал на встречу с ним в Токио и Бельгию. С Далай-ламой его связывают очень теплые и близкие отношения, которые имеют большое значение для обеих сторон. Что касается главы республики Тува, то хотя в последние годы – возможно, в силу удаленности Тувы от Дхарамсалы – он не встречался с Далай-ламой лично, но он всегда поддерживал с ним связь по электронной почте и через представительство Далай-ламы в Москве. Я не припомню случая, чтобы он не направил свои поздравления Его Святейшеству по случаю его дня рождения или новогодних празднований. Он всегда проявляет внимание к своему духовному лидеру. - Как вы лично оцениваете темпы развития буддизма в России в целом? - Развитие налицо. Быть может, его темпы не столь высоки, как нам хотелось бы, но если мы сравним ситуацию с буддизмом в начале 90-тых и сегодня, то увидим коренные отличия. Это постепенный процесс, и он обязательно наберет обороты - В последнее время высшее буддийское духовенство Калмыкии, Тувы и Бурятии заняло более активную позицию в вопросе приглашения Далай-ламы в Россию. Они поднимали этот вопрос в открытом письме президенту России Владимиру Путину, вручили письмо с просьбой о содействии председателю Совета Федерации Сергею Миронову, направили письмо в Комиссию по правам человека. Как вы оцениваете эти действия? - Безусловно, глава буддистов Калмыкии Шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче, Камбы-лама Тувы Джампел Лодой, председатель ЦДУБ Чой-Доржи Будаев и другие священнослужители Бурятии прилагают значительные усилия для того, чтобы добиться визита Его Святейшества Далай-ламы в Россию. Они гораздо активнее сегодня, нежели в предыдущие годы, это факт. Но самое главное в этом процессе - это единство взглядов и действий. Если высшее духовенство России будет единым, у него будет гораздо больше шансов достигнуть желаемого. Если буддисты России не будут сотрудничать и координировать свои усилия, если каждый будет тянуть одеяло на себя, едва ли можем надеяться на позитивные результаты. - С вашей точки зрения, насколько визит Далай-ламы в Монголию повышает шансы на то, что голоса буддистов России будут услышаны? - Я настроен оптимистично, ведь, как я говорил выше, Монголия подала прекрасный пример … … которому Россия должна последовать? - Да, ведь Россия – великая сверхдержава, она должна сама определять свою судьбу, принимать собственные самостоятельные решения. Ведь если кто-то другой решает за вас, то в какой-то степени это свидетельство вашей слабости. Конечно, России необходимы хорошие отношения с Китаем, никто этого не оспаривает. Но при этом она не должна забывать об интересах собственных граждан, которые придерживаются разных конфессий. - То есть надежда есть? Я думаю, мы никогда не должны ее терять. Беседовала Юлия Жиронкина Фото: Винсет Ю (AP Photo), Люк Дистелхорст (Reuters) www.savetibet.ru – Сохраним Тибет! Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |