Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Итоги 2006 года: вручение ордена Белого лотоса – главное событие в жизни буддийской России

24 января 2007 | Версия для печати
| Еще

10 декабря 2006 года верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов вручили Его Святейшеству Далай-ламе высшую награду буддийской республики на юге России – орден Белого лотоса.

Среди многочисленных наград, присвоенных духовному лидеру буддистов правительствами и общественными организациями разных стран мира, орден Белого лотоса - первая награда из России. Она стала финальной точкой чрезвычайно сложного 2006 года, когда борьба вокруг тибетского вопроса (как информационная, так и вполне реальная) вдруг вновь приняла неожиданно жесткие формы.

«На настоящий момент мы провели пять встреч за круглым столом с официальными лицами КНР, - рассказал Далай-лама в беседе с российскими журналистами. - Последняя встреча состоялась в феврале нынешнего года. Однако вскоре после этого, в апреле-мае, китайское правительство ужесточило политику, усилив репрессии в Тибете и выступив с весьма критическими замечаниями в мой адрес».


Секретарь Компартии Тибетского автономного района поклялся «бороться с Далай-ламой до последней капли крови». Результатом его клятвенных заверений стала набравшая обороты кампания по патриотическому воспитанию монахов и получивший широкое освещение в международной прессе расстрел тибетских беженцев на перевале Нангпа Ла при попытке уйти из Тибета в Непал и далее в Индию, где их ждала аудиенция с духовным лидером буддистов. Пограничников не смутил даже тот факт, что охоту на людей фиксировали на пленку западные альпинисты.

«Пограничники - всего лишь проводники ужесточившейся государственной политики в отношении Тибета», - говорит Далай-лама.

Ответным шагом со стороны мирового сообщества на эту борьбу до последней капли крови, которую китайские коммунисты продолжают вопреки неуклонно меняющейся действительности, да и просто здравому смыслу, стало предоставление Далай-ламе в 2006 году почетного гражданства Канады и присуждение ему Золотой медали Конгресса США. Обе награды, присвоенные в знак признания выдающихся заслуг Далай-ламы перед человечеством, вызвали шквал резкой критики и угроз со стороны КНР. Но не будучи услышанными угрозы вновь растаяли в воздухе, лишь добавив величия тем, кто остался к ним глух.

В декабре к высоким наградам Канады и США неожиданно прибавился орден из России. Для российских буддистов 2006 год тоже был непростым. В июле Далай-ламу ждали на саммите религиозных лидеров, который впервые проводился в Москве. Однако, вопреки ожиданиям, на саммит пригласили не Далай-ламу, а главу государственного управления КНР по делам религий, который долго благодарил российские власти за уважение к народу Китая.

Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче отказался от участия в саммите, заявив, что его позиция «в корне несовместима с точкой зрения некоторых участников». Несовместима в основополагающем вопросе - отношении к духовному лидеру российских буддистов.

Искреннее желание буддистов России исполняли 10 декабря верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и глава республики Кирсан Илюмжинов, вручая Далай-ламе орден Белого лотоса. Подчеркнем еще раз – буддистов не только Калмыкии, но и Бурятии, и Тувы, а также миллионов россиян, покупающих в книжных магазинах маленькие книжечки «Как стать счастливым?» с улыбающимся портретом тибетского монаха Тензина Гьяцо – четырнадцатого воплощения Далай-лам.

Церемония вручения ордена была приурочена к 17-той годовщине присвоения Далай-ламе Нобелевской премии мира за провозглашение мирной, ненасильственной борьбы за свободу народов Тибета. В этот день Дхарамсала, небольшой городок на севере Индии, где с 1959 года расположена резиденция Его Святейшества Далай-ламы, традиционно принимает гостей из разных стран мира, прибывших для участия в торжествах и проходящем здесь же Фестивале стран гималайского региона. В этом году, впервые за всю историю памятной даты с трибуны главного храма Дхарамсалы звучала русская речь.

«Его Святейшество Далай-лама поистине является лидером всего человечества. В современном мире он - символ мира, сострадания, доброты и чуткости. Мы, молодые политики, учимся у Его Святейшества», - заявил на церемонии вручения Кирсан Илюмжинов, подписавший указ о присвоении ордена Белого лотоса духовному лидеру буддистов.

«Его Святейшество Далай-лама и тибетский народ находятся в изгнании уже сорок семь лет, - говорит верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. - По идее, мы, люди свободной демократической страны, должны оказывать им помощь и поддержку. Однако, в действительности, все происходит с точностью до наоборот – Его Святейшество Далай-лама и тибетцы в изгнании помогают нам».

О какой собственно поддержке говорит верховный лама Калмыкии? Возможно, это не совсем ясно для людей, далеких от многотрудных реалий современной буддийской России. Однако, чтобы осознать масштабы этой помощи, достаточно перенестись назад на какие-то 12-14 лет - на долю секунды в исторической перспективе – и посмотреть, что представляла собой Калмыкия, когда Далай-лама XIV впервые ступил на ее землю. Храмы, разрушенные до основания, уничтоженная монашеская община, запуганные люди, боящиеся проявлять свои истинные чувства …

Для подготовки квалифицированного буддийского монаха необходимо 15-20 лет беспрерывных учебных занятий. Однако на тот момент в Калмыкии не осталось ни одного буддийского монастыря, где можно было бы получить необходимые знания. Единственная помощь, на которую могли уповать жители традиционных буддийских территорий России, могла прийти только из тибетских монастырей, которые на тот момент были восстановлены в Индии.

Решение уйти в изгнание для сохранения уникальной тибетской буддийской культуры, принятое Далай-ламой в 1959 году, оказалось спасительным не только для Тибета. Это решение по сей день играет ключевую роль в духовном возрождении буддийской России.

Любые тибетские учителя, приезжающие сегодня в Россию – к какой бы школе тибетского буддизма они ни относились – в конечном итоге несут на себе печать этого судьбоносного решения и последовавших за ним долгих лет поистине нечеловеческих усилий. Разрушенные Китаем монастыри, строившиеся в Тибете на протяжении многих столетий, были воссозданы в Индии за какие-то три-четыре десятилетия.

Здесь есть еще один пласт, который верховный лама Калмыкии выделяет особо. Пласт этот можно считать уделом людей исключительно религиозных, но его результаты заметны всякому, кто смотрит без пристрастия. Далай-лама способен подарить вдохновение редкое по своей силе.

«Давайте вспомним два первых визита Далай-ламы в Калмыкию, в 1991 и 1992, - говорит Тэло Тулку Ринпоче. - Как много дали нам эти визиты, какую энергию, какое вдохновение почерпнули мы в них для будущего развития! Затем, когда наши чаяния и надежды стали угасать, состоялся его следующий визит 2004 года, визит, который, действительно, поднял нам дух».


Праздник единения российских и тибетских буддистов, который должен был бы состояться в Москве в июле и продолжиться в Калмыкии, где Далай-ламу ждали на церемонию освящения самого большого буддийского храма в Европе, неожиданно для всех перенесся на север Индии, страны, ставшей вторым домом для неиссякающего и поныне потока тибетских беженцев.

В высокогорных Гималаях вынуждены были исполнять свои стремительные танцы степные калмыки на глазах у изумленных тибетцев, впервые соприкоснувшихся с богатой культурой своих братьев по вере. Далай-лама, улыбаясь, покачивал головой в такт их непривычно быстрому и ритмичному танцу. «Тибетцы, не только те, что собрались здесь сегодня, но и те, кто увидит это выступление позже, на видеопленке, испытают огромную радость», - скажет он потом.

И, действительно, церемония вручения ордена Белого лотоса по сей день остается предметом самых бурных обсуждений в тибетском сообществе в Индии. Вам непременно напомнят о ней, стоит сказать, что вы из России. В особенности – если вы из Калмыкии.

«Наши отношения очень давние и очень глубокие, - говорит Далай-лама. Вопреки всем переменам, калмыки по-прежнему связаны с тибетцами узами искренней дружбы. Я испытываю очень сильные чувства, думая о буддийских регионах России еще и потому, что они дали миру немало великих ученых-философов, внесших существенный вклад в развитие тибетского буддизма».

Рассматривая орден Белого лотоса, усыпанный бриллиантами, сапфирами и рубинами, Его Святейшество Далай-лама заметил в его орнаменте четыре ваджры. «Это очень важный буддийский тантрический символ», - отметил он.

Орден Белого лотоса был разработан калмыцкими художниками, которые едва ли что-то знали о глубоком символизме буддийской Тантры. Действуя интуитивно, они поместили ваджры по четырем сторонам света, а в центр – белоснежный цветок лотоса. Удивительным образом этот орден, с четырьмя ваджрами и белоснежным цветком лотоса, теперь напоминал мандалу, чистую обитель Будды безграничного сострадания, чьим воплощением на земле является Далай-лама, духовный лидер буддистов мира.

Юлия Жиронкина
Фото: Игорь Янчеглов
www.savetibet.ru– Сохраним Тибет!
Просмотров: 6606  |  Тэги: Калмыкия, калмыцкий

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Январь 2007    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru