Сохраним Тибет > Верховный лама Калмыкии в Бурятии: «Я забочусь обо всех буддистах России»
Верховный лама Калмыкии в Бурятии: «Я забочусь обо всех буддистах России»23 июня 2007. Разместил: savetibet |
Эксклюзивное интервью телекомпании «Тивиком» (Улан-Удэ, Бурятия)
21 – 22 июня буддийскую республику Бурятия посетил верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. В первый день своего визита в Улан-Удэ, Тэло Тулку Ринпоче дал эксклюзивное интервью телекомпании «Тивиком», где коснулся важных вопросов взаимоотношений и сотрудничества между буддийскими регионами России. - Уважаемый Шаджин-лама, приветствуем Вас на бурятской земле. Мы знаем, что Вам доводилось бывать в Бурятии несколько лет назад. Какова цель нынешнего визита? Мой визит в Бурятию – это, прежде всего, встреча со старыми друзьями. Мне хотелось восстановить связи и придать новый импульс нашей дружбе. Представляя традиционные буддийские республики России, мы играем очень важную роль в сохранении своей национальной самобытности, которая является уникальной. Мы должны оказывать друг другу помощь и поддержку и находить возможности для установления более прочных контактов. В последний раз я был в Бурятии довольно давно. За это время в Бурятии многое изменилось, существенные изменения произошли и в Калмыкии. Я знаю, что многие калмыки посещают Бурятию, направляясь в паломничество в Монголию. Если говорить кратко, основная цель этого визита – восстановление дружеских связей. - По сравнению с Вашим прошлым визитом изменилось ли сейчас общее настроение людей? Мой прошлый визит был приурочен к большим праздникам, ощущался колоссальный духовный подъем. Сейчас же я приехал в обычное, непраздничное время, и мне сложно говорить о каких-то различиях между тем визитом и нынешним. Поскольку это краткий визит, я бы воздержался от скоропалительных выводов. При этом я выражаю надежду, что за этим визитом последуют новые, я буду приезжать чаще и проводить здесь больше времени. Так я смогу лучше понять ситуацию. Когда я говорю, что собираюсь проводить в Бурятии больше времени, то не строю каких-либо далекоидущих планов - открыть буддийский центр или каким-либо иным образом преследовать собственные интересы. Нет, меня интересует чисто человеческое общение. У меня в Бурятии довольно много друзей, и мне хотелось бы проводить с ними больше времени, чтобы лучше понять их. - Откуда эти друзья? Во-первых, здесь довольно много людей, которые учились в тибетском монастыре Дрепунг Гоманг – в том же монастыре, что и я. Также это люди, с которыми я встречался во время своих паломнических поездок по буддийским местам Индии. С кем-то я встречался в Москве, кто-то приезжал в Калмыкию. В частности, бывший хамбо-лама Бурятии – мой давний друг. Ело Ринпоче, который работает здесь, в Улан-Удэ, также является моим старым другом. И я довольно давно знаком с действующим хамбо-ламой Дамбой Аюшевым. - Вы планируете встретиться с ним? Да, я надеюсь, что наша встреча состоится. Немного печально, что мы не могли организовать ее раньше. Но я, действительно, хочу встретиться с ним и смотрю на эту встречу с большим оптимизмом. - Кого Вы считаете своим учителем? У меня много учителей. Прежде всего, мой коренной учитель – Его Святейшество Далай-лама. Мой второй учитель – бурятский кенсур Наванг Нима. Он учился в Тибете, и закончил свои дни в Индии. У меня также есть целый ряд тибетских учителей, но Его Святейшество Далай-лама и кенсур Наванг Нима – наиболее известные. - Мы знаем, что одна из Ваших главных задач – сделать все возможное для осуществления визита в Его Святейшества Далай-ламы в Россию. Какие шаги Вы предпринимаете сегодня в этом направлении? Визит Его Святейшества Далай-ламы важен не только для буддийских регионов, но и для России в целом. На протяжении многих лет я боролся за то, чтобы Его Святейшество смог приехать в Россию и по сей день не оставляю усилий. К сожалению, я не представляю Бурятию и Туву и не могу открыто говорить от их имени. Нам, калмыкам, очень повезло: наши старания увенчались кратким визитом Его Святейшества в 2004 году. Однако нет ни малейшего сомнения в том, что население Бурятии также ждет приезда Его Святейшества Далай-ламы. Однако инициатива по осуществлению такого визита должна исходить от религиозных организаций. Поскольку речь идет о исключительно религиозном, пасторском визите, приглашающей стороной должна быть именно религиозная организация. Со своей стороны, я готов поделиться своим опытом в подготовке визита Его Святейшества, своими знаниями в этой сфере. Я буду искренне рад сделать все возможное со своей стороны, чтобы визит Его Святейшества в Бурятию состоялся, если в моей помощи есть нужда. В своем желании помочь я исхожу из совершенно чистой мотивации. Я встречался со многими бурятами в разных точках земного шара, в том числе в Индии, и все они говорят об одном – они хотят видеть Далай-ламу на своей родной земле. И поскольку мы являемся братскими народами, для меня очень тяжело сидеть сложа руки и ничего не предпринимать. - Мы знаем, что в прошлом году Вы демонстративно отказались от участия в саммите религиозных лидеров в Москве. Причиной стало то, что на саммит не пригласили Далай-ламу. Вы тогда обвинили саммит в том, что он преследует скорее политические, нежели религиозные цели. На Ваш взгляд, насколько современные религиозные лидеры связаны с политикой и насколько оправдана эта связь? Куда бы мы ни направились сегодня, мы повсюду слышим, что церковь отделена от государства. Тем не менее, церковь и государство во многом вынуждены полагаться друг на друга. Это две совершенно разные вещи – религия как вера и религия как политика. Религия как вера – это область чистой духовности. А религия как политика – это средство достижения цели, которую преследуют те или иные религиозные лидеры. - А может ли вообще духовный лидер заниматься политикой? На мой взгляд, это важно. И здесь основополагающую роль играет мотивация. Когда мы произносим слово «политика», то не должны вкладывать в это слово исключительно негативный смысл – «грязная политика». Политика может быть грязной, но она может быть и чистой. И мы вправе использовать чистую политику во благо всем. Так я считаю. - А какую политику Вы имели в виду, когда обвинили саммит в преследовании политических интересов за то, что его организаторы пригласили китайскую делегацию, а не Его Святейшество Далай-ламу? В тот период все мы были в огромном напряжении. В конечном итоге я сказал, что понимаю их позицию. Русская православная церковь, которая являлась одним из главных организаторов саммита, приняла сторону китайского правительства, и ее цель была абсолютна ясна. Это позволило ей восстановить православный храм на территории российского посольства в Пекине. Русская православная церковь оказалась перед сложным выбором: либо пригласить Далай-ламу и лишиться возможности возродить этот храм, который существовал на территории посольства свыше 100 лет, либо не приглашать Далай-ламу и восстановить храм. Они выбрали второе, и это их решение. Это очень печально, но это не конец света. Я уверен, что придет тот день, когда мы вновь окажемся за одним столом и выпьем чашечку чая. У меня очень близкие отношения с митрополитом Кириллом, честный и открытый диалог. Кроме того, на территории Калмыкии у нас очень теплые отношения с Владыкой Зосимой. Они понимают наши проблемы, а мы понимаем их сложности, и мы всегда озвучиваем друг другу свою точку зрения. - В том же заявлении относительно ситуации с визитом Далай-ламы в Россию, которое я внимательно изучила, Вы говорили, что Ваша позиция во многом расходится с позицией некоторых буддистов России. Возникает впечатление, что верховный лама Калмыкии – эдакий революционер, который идет против течения, борется в одиночку. Не трудно ли быть революционером? Нет, не трудно. Я боролся за осуществление визита Его Святейшества Далай-ламы в Россию не ради себя и не ради горстки людей. Я смотрю на это так: Россия играет крайне важную роль в мире, и России необходима та мудрость, которой может поделиться Его Святейшество Далай-лама. Ведь когда Далай-лама выступает на международной арене, он говорит не о буддизме как таковом; он говорит о всеобщей ответственности, о философии гармонии и сострадания. Где бы Его Святейшество не выступал сегодня, на его лекции и выступления всегда собирается очень много людей, и все билеты проданы. И те люди, которые приходят на его лекции и выступления, совсем не обязательно являются буддистами. Это и атеисты, и христиане, и мусульмане – люди самых разных взглядов и убеждений. И в силу того, что Его Святейшество Далай-лама приобрел такую популярность за рубежом, Россия тоже начинает проявлять интерес к его личности. И не только буддисты России, но и не-буддисты сегодня хотели бы видеть Его Святейшество. И если я прилагаю большие усилия для осуществления визита Далай-ламы в Россию, разве это не ради всеобщего блага? - В чем тогда ваша позиция отличается от позиции некоторых буддистов России? Прежде всего, в этом моем заявлении я имел ввиду некоторые критические замечания хамбо-ламы Бурятии, который прежде открыто выступал с критикой в адрес Его Святейшества. В принципе, он имеет на это право. Но, будучи человеком публичным, он обязан смотреть на вещи шире. Поскольку он – духовный лидер, его обязанность отстаивать интересы верующих, понимать, к чему они стремятся. Он – один, а верующих много. Даже если у него есть какая-то своя точка зрения, он не имеет права навязывать ее всем. Уверен, с помощью переговоров, диалога, дипломатии они смогут прийти к общей позиции. Хамбо-лама – мой давний друг, и я искренне полагаю, что мы можем обсудить вопрос визита Далай-ламы и найти взаимоприемлемое решение. Как я говорил прежде, я постоянно встречаюсь с бурятами, и знаю, как сильно они хотят видеть Его Святейшество Далай-ламу. Я просто не могу оставаться безучастным. - Готовясь к этому интервью, я прочитала на одном из сайтов Ваш призыв к верующим прийти на концерт группы «Аквариум». Было довольно удивительно это читать – высшее духовное лицо приглашает на рок-концерт. Также Вы говорили там, что «рок-музыка для целого поколения служила ориентиром в духовном поиске». Вы, правда, такой большой поклонник этого направления? В буддизме же есть своя музыка. Под рок-музыку невозможно медитировать… Я, действительно, очень люблю музыку. При этом я не являюсь поклонником какого-то одного жанра. В зависимости от моего настроения я слушаю самую разную музыку. Если в человеке есть интерес к духовному поиску, к буддизму, то достучаться до его сердца можно по-разному. Не только с помощью учений или буддийских лекций. Порой именно музыка, живопись, искусство помогают раскрыть сердца людей. И мне кажется, в этом одна из причин, почему Борис Гребенщиков решил выступить в Калмыкии, и почему мы стали организаторами концерта «Аквариума». И я по-прежнему остаюсь большим поклонником традиционной ритуальной музыки, ведь это традиция, которая передавалась из поколения в поколение на протяжении многих веков. Не стоит делать вывод, что раз уж мы организовали рок-концерт, то нам не нравится традиционная музыка. Я лично не вижу здесь никаких противоречий. И этот концерт, действительно, способствовал взаимопониманию между людьми. Ведь на этом выступлении «Аквариума» присутствовали люди самых разных этнических корней, вероисповеданий. Все они собрались вместе, чтобы послушать хорошую музыку, порадоваться, поделиться друг с другом любовью и гармонией. Разве это не прекрасно? - Не боитесь ли вы оказаться непонятым другими духовными лидерами в силу той поддержки, которую вы оказываете рок-музыке? Нет, не боюсь. Вначале высказывались некоторые критические замечания в адрес этого концерта. Но у меня было свое видение, и я не собирался отступать. Мы провели этот концерт, и он оказался очень успешным. В конце концов люди поняли, какие цели мы преследовали. Порой важно не упустить тот шанс, который вам выпадает. Мы можем совершать ошибки. Ошибки – вещь совершенно естественная в силу того, что мы люди. Но для того, чтобы быть успешным, быть услышанным, иногда важно просто не упустить свой шанс. - Вы планируете в этом году организовать большой молебен во имя долгой жизни Его Святейшества Далай-ламы. Смогут ли буряты принять в нем участие? Это спонтанная идея, которая родилась два месяца назад. Я, действительно, забочусь обо всех буддистах России, не только о калмыках. Я искренне надеюсь, что придет тот день, когда калмыки, буряты, тувинцы будут едины в своих мыслях и взглядах, пойдут одним путем. Так я смотрю в будущее. И молебен во имя долгой жизни Его Святейшества Далай-ламы – это одно из действий с моей стороны, которое, как нам кажется, будет способствовать объединению буддийских народов России. Калмыки считают Его Святейшество Далай-ламу своим духовным лидером, тувинцы считают Его Святейшество Далай-ламу своим духовным лидером, и буряты также считают Его Святейшество Далай-ламу своим духовным лидером. И если мы объединимся и совершим подношение молебна во имя его долголетия, разве не будет это объединением буддийских народов России? Конечно, у каждого из нас есть свои сложности, но нам нужно оказывать друг другу помощь и поддержку. - Спасибо Вам большое за интересное интервью. Что бы Вы хотели пожелать жителям Улан-Удэ, жителям Бурятии? Я хочу пожелать всем долгой и счастливой жизни. Являясь меньшинствами, мы несем огромную ответственность за сохранение нашей уникальной национальной самобытности, которую необходимо сохранить. Конечно, времена меняются. На первом месте сегодня оказываются материальные ценности, но это не означает, что мы должны забывать, кем мы являемся. Нам нужно сохранять свое самосознание, и я искренне прошу бурятский народ беречь свою культуру, свои традиции, свою религию. Бурятию населяют люди разных национальностей и корней, люди с разными убеждениями, с разными интересами, и я желаю всем им жить в мире и гармонии. Давайте последуем словам Будды, который сказал просто: «Если не можешь помочь, хотя бы не вреди». С верховным ламой Калмыкии беседовала Екатерина Шевцова Телекомпания «Тивиком», Улан-Удэ, Бурятия Смотрите также: Верховный лама Калмыкии о концерте группы «Аквариум» в дни священного буддийского месяца Заявление главы буддистов Калмыкии Шаджин ламы Тэло Тулку Ринпоче от имени религиозных и общественных организаций Калмыкии о ситуации с визитом Его Святейшества Далай-ламы в Россию |