Сохраним Тибет > Далай-лама поддержал восстановление полных монашеских обетов для женщин в традиции тибетского буддизма

Далай-лама поддержал восстановление полных монашеских обетов для женщин в традиции тибетского буддизма


25 июля 2007. Разместил: savetibet
Далай-лама поддержал восстановление полных монашеских обетов для женщин в традиции тибетского буддизмаДалай-лама поддержал восстановление полных монашеских обетов для женщин в традиции тибетского буддизма

Далай-лама выразил 20 июля поддержку восстановлению полного женского монашества в традиции тибетского буддизма. Я выражаю безоговорочную поддержку возрождению сангхи полностью посвященных монахинь (бхикшуни) в тибетской традиции", - заявил Далай-лама в день завершения Международного конгресса о роли буддийских женщин в сангхе "Виная для бхикшуни и линии передачи посвящения", прошедшего в Гамбургском университете, сообщает независимая тайская газета The Nation.

Как сказала организатор конгресса бхикшуни Джампа Цедроен (Jampa Tsedroen), трехдневная конференция, прошедшая при финансовой поддержке в 50 тысяч швейцарских франков от самого Далай-ламы, была первой первой за последние десятилетия, непосредственно посвященной теме восстановления полного посвящения буддийских монахинь в Тибете. По ее словам, конференция собрала около 300 буддийских ученых и монахов высшего ранга из буддийских центров всего мира для достижения международного консенсуса относительно того, подлежит ли восстановлению традиция полного посвящения буддийских монахинь, и, если так, то как и когда должна проходить церемония их полного посвящения.

Несмотря на полную поддержку со стороны всех международных монастырей, подробности ритуалов все еще должны быть проработаны таким образом, чтобы они были приняты тибетской сангхой, отметил Далай-лама. Впрочем, восстановление полного посвящения для женщин в тибетской традиции не является беспрецедентным. В 1998 году Шри-Ланка с одобрения всех шриланкийских монахов высшего ранга заново ввела полное посвящение для буддийских монахинь. Отметим, что в буддизме Тхеравады монахи и монахини известны как бхикку и бхиккуни, а в других линиях их называют бхикшу и бхикшуни.

Далай-лама сказал также, что признает монахинь, практикующих в тибетской традиции, но получивших полное посвящение в другой линии, и призвал их практиковать три вида первоначальных монашеских деяний (посадха (posadha), васса (vassa) и паварана (pavarana)) в качестве подготовки для возрождения полного монашеского посвящения для женщин в тибетской традиции в ближайшем будущем.

В Тайланде, однако, где также отсутствует полное монашеское посвящение для женщин, не признают монахинь, получивших полные обеты в других традициях. По мнению первой из имеющих полное посвящение монахинь Таиланда, маловероятно добиться изменения позиции тайских священнослужителей. "Я не думаю, что будут какие-то перемены в позиции тайской сангхи относительно посвящения бхиккуни в Таиланде", - цитирует выходящая в Бангкоке газета The Nation заявление бхиккуни Дхаммананды. Тайская сангха не признает Дхаммананду и семь других бхиккуни, которые прошли полное посвящение, соответствующие статусу бхиккуни, в традиции Тхеравады.

Но Далай-лама говорит, что признание буддийских монахинь возможно и призывает к всеобщей поддержке восстановления полного посвящения для буддисток.

Напомним, что бхиккуни Дхаммананда, тогда 56-летняя разведенная мать двоих детей Варангхана Ванавичайен (Varangghana Vanavichayen), был посвящена монахиней из Шри Ланки 10 февраля 2002 года, получив имя Дхаммаракхита (Dhammarakhita). На простой церемонии, прошедшей в монастыре Накхон Патхом (Nakhon Pathom) в пригороде Бангкока, присутствовали семь других монахинь из Шри-Ланки, Тибета, Индонезии и Тайваня. К этому времени Дхаммаракхита уже завершила девятый год монашеского служения; она развелась с мужем перед вступлением на путь монашества, чтобы исполнять обет целибата.

Линия передачи полного посвящения для монахинь была прервана уже более 1000 лет назад в странах, следующих буддизму Тхеравады - таких, как Таиланд и другие страны Юго-Восточной Азии, и как Тибет, следующих буддизму Муласарвастивады. Поскольку для церемонии полного посвящения бхиккуни необходимо присутствие как бхикку (буддийских монахов), так и бхиккуни, консервативная сангха в этих странах заявляет, что посвящение женщин невозможно.

Положение бхиккуни в Таиланде привлекло внимание также представителей нескольких международных монастырей, участвовавших в конгрессе. "Я побывала в Таиланде в прошлом году и была глубоко расстроена, увидев, что в Таиланде нет бхиккуни, - сказала бхикшуни д-р Мзунсун Сыним (Mzongsong Sunim), президент Национальной ассамблеи бхикшуни корейского буддийского ордена Чоге (Jogye). - Очень важно, чтобы в Таиланде было введено это посвящение. Каждое утро я молюсь, чтобы это произошло".

Основатель расположенного вблизи Сиднея австралийского монастыря Санти Форест бхикку Суджато (Sujato) сказал, что поддерживает полное посвящение тайских монахинь. "Если таково их желание, то согласны монахи или нет, они должны иметь такое право, - отметил он. - И тайская сангха должна осознать, что буддизм Тхеравады существует не сам по себе, а как часть большего буддийского сообщества".

Бхиккуни Дхаммананда, возглавляющая монастырь в Накхон Патхом, заявила, что воспользуется этой поддержкой на международном уровне для продолжения своей работы по введению института бхиккуни в Таиланде. "Я стала свидетельницей растущих позитивных тенденций в тайском обществе - это и увеличение числа бхиккуни, и рост числа женщин, которые хотят получить посвящение", - сказала она газете The Nation. - Неважно, примет ли это тайская сангха или нет, все только начинается".

Валерий Никольский

Фото:
REUTERS/Моррис Мак Мацен

Смотрите также:


Фоторепортаж: Лекции Далай-ламы в Гамбурге слушает 30-тысячная аудитория
Далай-лама прибыл с десятидневным визитом в Германию
Далай-лама: расписание Учений и лекций в разных странах мира