Сохраним Тибет > Тибет - социалистическая деревня «с китайским лицом»...

Тибет - социалистическая деревня «с китайским лицом»...


3 августа 2007. Разместил: savetibet


В преддверии Олимпийских игр Пекин ускорил процесс переделки Тибета в социалистическую деревню «с китайским лицом»

Последние действия китайского правительства в Тибете явно направлены на то, чтобы переделать этот регион – имеющий свою особую культуру, язык и буддийские традиции - в рядовую провинцию материкового Китая. Одним из важнейших элементов этой работы является противодействие авторитету Далай-ламы XIV, живущего в изгнании духовного лидера тибетцев. Отвергая назначенного им Панчен-ламу, местонахождение которого тщательно скрывается, Пекин надеется в конечном счете навязать тибетцам избранного им духовного лидера, который будет поддерживать любые инициативы коммунистического режима. Тем самым Пекин, ожидающий наплыва миллионов туристов в период проведения Олимпийских игр 2008 года, намерен добиться большего контроля над тибетским народом, чтобы заглушить голоса протеста.

Сразу по завершении визита Далай-ламы в Германию, где он критиковал Китай за ущемление прав тибетцев, агентство «Синьхуа» опубликовало 30 июля новость об очередном продвижении в деле строительства социализма: в помощь развитию Тибетского автономного района (ТАР) в Лхасу прибыла группа из 192 чиновников, направленных центральным правительством и штаб-квартирами государственных корпораций. Эта пятая группа прибыла в дополнение к 661 чиновнику местного масштаба из 17 провинций и муниципалитетов, которые были призваны с разных концов страны, начиная с 1995 года, когда центральное правительство стало направлять для службы в Тибете столичных и региональных чиновников. Средний возраст членов группы – 40 лет, а самому молодому в ней – 25; в ее составе 10 женщин и 12 представителей национальных меньшинств.

К настоящему времени в Тибете служат 2890 чиновников, занятых укреплением связей с другими регионами страны и ускорением экономического и социального развития региона на китайский лад. Среди 853 чиновников, прибывших в июле, отмечает «Синьхуа» , политические деятели, специалисты и управленцы.

Тибетские чиновники, выступая от лица народа, активизировались в своих нападках на Далай-ламу и восхвалении пекинских инициатив в регионе. Вслед за громкими заявлениями о том, что тибетцы никогда еще не жили так хорошо, а Далай-лама «всегда был вовлечен в деятельность, направленную на раскол родины, так что он – фигура абсолютно не религиозная, а политическая», которые сделал 20 июня председатель народного правительства Тибетского автономного района Дзянпа Пуньцог, эстафету подхватил заместитель председателя народного правительства ТАР Нима Церинг (в китайской версии Нима-Цэрин). По его заявлению на встрече с иностранными журналистами 29 июля, выражаемое Далай-ламой требование «автономии Тибета в высокой степени представляет собой лишь тактический уступок» (именно так выражается по-русски агентство «Синьхуа» - В.Н.), на самом деле сущность его требования "независимости Тибета" остается неизменной. «Если он по-настоящему готов отказаться от этой концепции, то должны последовать практические действия, но до сих пор их мы не увидели», - сказал Нима-Цэрин.

По словам чиновника, пока окончательный отказ самого Далай-ламы от позиции, предполагающей достижение "независимости Тибета", и деструктивных действий, поскольку это касается государственной безопасности Китая, не будет признан в Пекине, то не будет предпосылок и основы для проведения переговоров. Но Пекин, очевидно, и не собирается признавать позицию Далай-ламы. «В настоящее время подавляющее большинство представителей различных национальностей в Тибете поддерживают линию КПК, - заявил тибетский чиновник, - однако отдельные люди в Тибете пытаются восстановить феодальные порядки под флагом религии, и прикрываясь устаревшими ценностями, пропагандируемыми Далай-ламой, ведут подрывную деятельность против социализма, против чего мы решительно выступаем". При этом он отметил, что с 1979 года 20 частных делегаций Далай-ламы посетили Тибет или другие районы, где компактно проживают тибетцы. По словам Нима-Цэрина, «народ Тибета дорожит своей счастливой жизнью и бережет ее как зеницу ока».

Далее Нима-Цэрин заявил, что центральное правительство не признает утверждение Далай-ламой Панчен-ламы, поскольку оно не имеет силы и является незаконным. Отвечая на вопрос журналиста Би-Би-Си, он отметил, что в настоящее время признанный Далай-ламой Панчен-лама «живет в Тибете и учится в средней школе высшей ступени, что касается его братьев и сестер, то часть из них учатся, а остальные уже работают». "Мы уважаем его мнение и требование не мешать его нормальной жизни, он сам любит Родину", - добавил чиновник.

Приказано надеть меха

Англоязычный официоз China Daily публикует серию фотографий с фестиваля тибетского искусства «Кангпа», прошедшего в конце июля в уезде Юйшу северо-западной провинции Китая Цинхай. Гостям пятидневного фестиваля, на который собралось около 20 тысяч человек, показали массовые народные танцы, традиционную одежду и конные скачки. Но за парадным фасадом скрывался жесткий приказ местных властей: как сообщила британская газета Times, участникам фестиваля в Юйшу приказали надеть отороченную мехами традиционные одеяния или потерять огромные деньги.

Как сообщалось в начале 2006 года, Далай-лама попросил тибетских паломников, прибывших на встречу со своим духовным лидером в Индию, отказаться от шкур диких животных, которые в умеренных количествах всегда носили в Тибете, но которые стали стремительно входить в моду в последние годы. «Мне стыдно смотреть на эти фотографии», - сказал Далай-лама паломникам о распространенных китайской пропагандой рекламных снимках «благополучных» тибетцев, наряженных в богатые одеяния - чупы, отороченные ценным мехом, в меховые шапки и массивные украшения. Тогда в этом регионе Гималаев вспыхнули костры, на которых тибетцы сжигали дорогостоящие меха: стоимость обычной чупы, сшитой без использования тигровых и леопардовых шкур, на которую уходит 20 шкур лисы по 500 юаней каждая и три шкуры выдры по 6 тысяч юаней, достигает 28 тысяч юаней – это более чем в десять раз превышает средний годовой доход тибетского крестьянина.

Реакция китайского руководства на это указание Далай-ламы оказалась двусмысленной. С одной стороны, чиновники проводят политику, направленную на отказ тибетцев от традиционных нарядов, чтобы помешать торговле мехами. Но для властей уезда Юйшу было важнее противостоять Далай-ламе, так что они приказали местным жителям надеть меха. Любому государственному служащему, который не надел бы свои меха на фестиваль «Кангпа», грозило увольнение. Танцорам и исполнителям, принимавшим участие в церемонии открытия, грозила суровое денежное наказание, если бы они появились без меховой каймы. По большей части студенты и кочевники, они платили в ходе двухмесячной подготовки к фестивалю 50 юаней в сутки, и, оставив меха дома, потеряли бы эти деньги. Три тысячи юаней – огромная сумма для тибетского крестьянина.

Те, кто участвовал в народных танцах, надели чупы с каймой из меха выдры. «Нам приходится это носить, так как мы танцуем. Но люди, не участвующие в выступлениях, так не поступают», - сказала участница фестиваля Цхума (Zhouma). «Он сказал, что мы не должны», - добавила она, явно имея в виду Далай-ламу. 20-летний студент Цеданг (Tsedang) признался, что лишь по принуждению надел на фестивале украшенную мехами одежду, поскольку так приказало руководство уезда. Его расшитая сине-золотой парчой традиционная чуба была оторочена мехом выдры. «Я не хочу надевать эти меха, но нас обязали, - сказал он Times. – Таков приказ правительства. А мне это ненавистно. Это ужасно. Далай-лама сказал, что мы не должны надевать меха». Понизив голос, он добавил: «Ведь Далай-лама – наш правитель».

«За их собственный счет и без их согласия"

Благодаря реализации с 2006 года в Тибете проекта "Аньцзюй", нацеленного на улучшение жилищных условий крестьян и скотоводов, 56 тысяч семей крестьян-скотоводов переселились в новые жилые дома, отрапортовала 10 июля газета «Жэньминь Жибао», рупор компартии Китая. На фотографии – ужасающие своей безликостью стандартные жилые дома. Власти утверждают, что скотоводы счастливы жить в условиях «социалистической деревни».

Однако, как сообщается в статье McClatchy Newspapers (США), опубликованной Newsday.com 29 июля, положение тибетских пастухов в этом довольно бедном регионе, переселенных "в значительной степени за их собственный счет и без их согласия", далеко от радужного благополучия. По данным правозащитной организации «Human Rights Watch», крестьяне должны брать тысячедолларовые займы, чтобы оплатить стоимость дома, которая составляет в среднем 6 тысяч долларов (примерно 460 тысяч юаней), хотя, как сообщил 20 июня председатель правительства ТАР Дзянпа Пунцог, чистые среднедушевые доходы крестьян и скотоводов за 2006 год составили 2435 юаней. Крестьяне, оказавшиеся неспособными вернуть банку средства по займу, теряют право занимать свои дома. «Некоторые представители китайских властей утверждают, что насильственная урбанизация тибетцев служит делу просвещенной модернизации, - говорит Брэд Адамс, директор «Human Rights Watch» по Азии. - Однако эти чиновники не потрудились выяснить, чего хотят сами тибетцы, и жестко пресекают недовольство».

Никому из проинтервьюированных правозащитниками тибетцев не дали права оспорить или отказаться от участия в государственной программе "комфортного жилья", отмечается в докладе организации. Местные чиновники нередко присваивают выделенные средства, а свободные участки земли используют для строительства шахт и других подобных проектов. "Здесь, на этих далеких тибетских пастбищах, китайцы не живут, поэтому многие местные думают, что пастухов в города селят, чтобы прибрать эти земли, а когда старшее поколение уйдет, нас со временем в городах ассимилируют", - сказал в сентябре 2005 года тибетец из округа Мацин провинции Цинхай.

Как сообщила «Human Rights Watch» в пресс-релизе от 31 мая, директор департамента информации МИД КНР по Северной Америке, Европе и Океании заявил журналисту McClatchy Newspapers Тиму Джонсону, что его материал о переселении тибетских пастухов содержит выражения, которые правительство Китая считает "недопустимыми". В частности, речь шла об утверждениях, что иностранным корреспондентам, как правило, разрешается посещать Тибет только один раз в год, а также что политика Пекина в отношении тибетцев носит репрессивный характер. "Я очень задолго запросил разрешение на поездку через МИД и международный отдел Лхасы, но никакого ответа не получил, - пишет в своем сетевом дневнике Тим Джонсон. - Когда я добрался туда, за мной часто был хвост из госбезопасности, а люди, с которыми я контактировал, подвергались длительному допросу и даже немалым штрафам".

* * *
За год до церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине 8 августа китайское правительство не демонстрирует никакого существенного прогресса в реакции на проблемы прав человека, отмечает «Human Rights Watch» в своем заявлении от 2 августа. Вместо этого, говорится в заявлении, явно опасаясь за политическую стабильность, Пекин усиливает давление на защитников прав человека внутри страны, активистов общественных движений на местах и журналистов, чтобы в преддверии Игр пресечь любые выражения несогласия с политикой властей. «Правительство, кажется, боится, что собственные граждане будут раздражать его, открыто говоря о политических и экономических проблемах, однако китайские лидеры очевидно не понимают, что авторитарные методы подавления куда больше раздражают людей», - говорит директор «Human Rights Watch» по Азии Брэд Адамс.

Правозащитная организация напоминает, что китайские власти считают многих тибетских буддийских монахов и монахинь, поддерживающих живущего с 1959 года в изгнании Далай-ламу, «сепаратистами», заключая их в тюрьмы. Однако власти отрицают, что в Тибетском автономном районе подавляется религиозная активность. «Далай-лама прежде всего является политиканом, а не религиозным деятелем. В старом Тибете высшим руководителем единой светско-духовной власти был именно Далай-лама, в настоящее время мы критикуем Далай-ламу и его действия, направленные на раскол страны, а не религию", - заявил 29 июля Нима-Цэрин. Из этого заявления становится совершенно очевидно, что Пекин по-прежнему рассматривает тибетцев как жителей средневекового государства, которым «повезло» участвовать в едином социалистическом проекте.

Мнение самих тибетцев пекинские власти, проводя экономические и социальные реформы, едва ли намерены спрашивать. Им отводится роль живущих в социалистической деревне «с китайским лицом» представителей отсталого народа, которые фотографируются для туристов в традиционных одеяниях из меха редких зверей.

Валерий Никольский

Фото:
Игорь Янчеглов и Lobsang Tsering

Смотрите также:



Витязи сняли тигровые шкуры по настоянию Далай-ламы

Фоторепортаж из тибетской провинции Амдо

Тибет глазами русских: хорошо ли быть монахом в Лхасе?

Тибет глазами русских: Амдо – страна кочевников