Сохраним Тибет > Уникальную модель Счастливой земли покажут в музее

Уникальную модель Счастливой земли покажут в музее


13 января 2008. Разместил: savetibet
В феврале Музей истории религии открывает новый раздел постоянной экспозиции — «Чистая земля будды Амитабхи», сообщают в пресс-службе музея. Объемное изображение Сукхавати — Чистой земли будды Амитабхи — является частью восточной коллекции Государственного музея истории религии. Выполненное в основном из дерева и частично из папье-маше и металла, оно поражает своей красотой и гармоничностью, ассоциируясь у зрителей с представлениями о райском саде.

Многофигурная композиция Сукхавати была создана более ста лет назад, в 1904-1905 гг., монахами двух старейших буддийских монастырей Бурятии — Гусиноозерского и Гегетуевского — по заказу известного собирателя предметов восточного искусства князя Ухтомского. Коллекция князя была приобретена императором Николаем II и подарена Этнографическому отделу Русского музея. В начале 30-х годов ХХ века композиция поступила в Государственный музей истории религии. Только сейчас, в своем новом здании, музей впервые полностью восстановил этот памятник в его первоначальном виде и дает широкому кругу посетителей возможность познакомиться с уникальным экспонатом.

Композиция представляет один из священных миров буддийского космоса — Сукхавати, «Счастливую землю», где владыкой является будда бесконечного света Амитабха. Согласно мифологии, будучи в одном из прошлых рождений бодхисаттвой (тем, кому предстоит стать буддой) Дхармакарой, он дал обет: достигнув состояния будды, создать особую сферу обитания — буддхакшетру, «поле будды», или «чистую землю», чтобы ускорить путь живых существ в нирвану. В сутре махаяны «Сукхавативьюха» (II-III вв. н.э.) Чистая земля будды Амитабхи описывается как идеальный, совершенный мир.

Сукхавати представляется прекрасным садом, с деревьями, растениями, цветами, горами, прудом, дворцами из золота, серебра и драгоценных камней. В центре на троне восседает будда Амитабха, окруженный свитой из Восьми великих бодхисаттв — его духовных сыновей. В небесах, на облаках — богини подношений и летящие монахи. В раскрывающихся цветках лотоса появляются те, кто благодаря преданности, почитанию и беспрестанному молитвенному обращению к Амитабхе удостоились рождения в Чистой земле. Все обитатели Сукхавати — бодхисаттвы высшего уровня. Они живут там неизмеримо долго, наслаждаются беспредельным счастьем и достигают нирваны.

Культ Амитабхи, возникнув в Индии, получил широкое развитие в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. В буддийских монастырях мастера создавали объемные модели Счастливой земли, для которых специально строили отдельные небольшие храмы. Подобные композиции обладают эмоциональной притягательностью для широких масс верующих, а художественные достоинства превращают их в подлинные произведения искусства, имеющие общекультурное значение.


www.rosbalt.ru