Сохраним Тибет > Буряты получили буддизм не из Тибета – хамбо-лама Бурятии Дамба Аюшеев

Буряты получили буддизм не из Тибета – хамбо-лама Бурятии Дамба Аюшеев


26 марта 2008. Разместил: savetibet
Хамбо-лама Дамба Аюшеев об отношении бурятских буддистов к конфликту в Тибете, ситуации в российском и бурятском буддизме и работе в Общественной палате РФ.

- Досточтимый пандито хамбо-лама, прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию вокруг Тибета.

— Мы поддерживаем наших братьев - тибетских буддистов, сочувствуем им в их борьбе и желаем скорейшей стабилизации ситуации в Тибете. Российские буддисты выступают за мирный диалог, цель которого - найти решение тибетского вопроса, устраивающее обе стороны. При этом как китайские власти, так и демонстранты должны проявить больше сдержанности, чтобы не допустить кровопролития.

— Хамбо-лама, вспомним многотысячную «революцию буддийских монахов» в конце прошлого года в Бирме, когда Всебирманский альянс буддистских монахов назвал военных правителей страны «врагами народа» и призвал «выдавить военную диктатуру из страны». Выступления в Тибете также начались с акций буддийских монахов. В чем, на ваш взгляд, состоит сила буддийского духовенства?

— Монахи выступали бескровно, но яростно. Монахи это элита общества и они выражают ее интересы и идеи, они не могут быть в стороне от страданий народа. Вы, наверное, помните ситуацию у нас вокруг Атласа тибетской медицины? (Конфликт между Буддийской сангхой и правительством Леонида Потапова в 1998 г. - Авт.). Тогда мы не стали призывать народ к сопротивлению, а выступили сами. Мы не хотели, чтобы люди страдали из-за нас. В Бирме и Тибете есть свои особенности, но и там ламы жертвуют собой ради других. Это и есть нормальное состояние буддиста - если погибаешь, погибай сам, не подставляя других. В океане страданий это не самый худший выход. Все зависит от конкретной ситуации, если народ придет к нам - мы скажем свое слово. В какой форме? Например, Его Святейшество Далай-лама объявил, что готов сложить с себя полномочия и «уйти», если ситуация в Тибете станет «неконтролируемой».

— Как это понять? Ведь он и так уже не возглавляет тибетское правительство в изгнании. Можно ли это понять как отказ от «божественной» роли Далай-ламы?

— Далай-лама может отказаться от роли их представителя.

— Мирянину это, конечно, сложно понять. Учитывая неоднозначную ситуацию в Тибете, неясность с будущим воплощением и вообще институтом Далай-ламы, можно ли считать предопределенным снижение влияния тибетских иерархов на умы бурятских буддистов?


— Бурятский буддизм вполне самодостаточен на протяжении столетий и достиг небывалых высот. Пример хамбо-ламы Итигэлова и других наших великих лам говорит сам за себя. Не надо чувствовать себя людьми второго сорта.

— Досточтимый пандито хамбо-лама, вы хотите сказать, что это проявление своего рода культурного или религиозного колониализма - предпочтения импортных идеалов перед своими родными? Но ведь буддизм пришел в Бурятию с юга - через Тибет и Монголию?

— Буряты получили буддизм от Дамба-Доржи Заяева, а он, в свою очередь, получил его в первом своем рождении от Будды Кашьяпы, а во втором - от Будды Шакъямуни! Запомните это.

— В таком случае, наверное, нужно быть последовательными до конца и проводить молебны в дацанах на бурятском, а не на тибетском языке.

— Решение о переводе молебнов на бурятский язык было принято еще в 1923 году, и этого решения никто не отменял.

— Однако я сам слышал от некоторых лам, что чтение молитв на тибетском языке прибавляет им значительности в глазах прихожан.

— Я перевел несколько книг с тибетского языка на бурятский язык и знаю, что в буддийских текстах на бурятском языке есть немало терминов, непонятных большинству мирян. Сами тибетцы не понимают того, что читают их ламы - настолько изменился язык с тех пор, как были написаны эти тексты.

— Можно ли провести аналогии с латинским языком для католиков или старославянским для православных?

— Возможно. Но для нас главный принцип не запретительный, все идет своим естественным путем. У нас в Иволгинском дацане в университете «Дашичайнхорлин» преподают 15 выпускников Гоман-дацана в Индии, и каждый из них живет в отдельном доме. Уровень знаний наших студентов-хувараков растет с каждым годом.

— А сколько человек поступает в университет ежегодно?

— Около 60-70 человек.

— Сколько лам насчитывается в целом по Бурятии?

— Около тысячи.

— Досточтимый пандито хамбо-лама, перейдем к вашей общественной деятельности. Вы единственный член Общественной палаты (ОП) России из Бурятии. Как известно, состав палаты существенно изменился, внесло ли это коррективы на характер его деятельности?

— В новом составе ОП много представителей различных правозащитных организаций и это в определенной степени влияет на его деятельность.

— В Бурятии также формируется республиканская ОП. Нужна ли она здесь?

— Да, нужна. Хотелось бы, чтобы в ней было больше представителей от общественных, независимых организаций, а не представителей чиновников. Ведь у них будут проблемы с федеральными и местными структурами - они должны защищать людей, ущемленных в своих правах.

Владимир Владимирович Путин сразу предупредил, что членов Общественной палаты никто и нигде не ждет, имея в виду государственные структуры. Так что особой выгоды членство в палате не сулит, кроме благодарности и признания тех, кому они смогут чем-то помочь.

— А как у вас обстоит ситуация с известным домом ветеранов на ул. Ермаковского?

— С республиканскими властями вопрос решается в пользу жильцов. А вот городские власти пока не повернулись к ним лицом.

— Досточтимый пандито хамбо-лама, на 26-27 апреля намечен сугунды (съезд) Буддийской традиционной сангхи России. Можете ли рассказать о его целях и задачах?


— За период пребывания на посту руководителя сангхи прошло три съезда. Это будет четвертый. Предыдущий сугунды состоялся в 2003 году, сейчас снова пришло время подвести итоги и наметить планы на будущее. Приедет около 160 делегатов из дацанов всей этнической Бурятии, Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов России. Каждый дацан будут представлять трое лам и два мирянина.

— Имеет ли право сугунды вновь утвердить вас на пост руководителя сангхи или же избрать нового лидера буддистов?

— Да, может, но по рекомендации совета ширээтэ-лам (глав) дацанов, которые могут предложить сугунды одну кандидатуру. Я говорю: «Плох тот ширээтэ-лама, который не мечтает стать хамбо-ламой!». Но у нас в бурятском буддизме никогда не приветствовались те ламы, которые любым путем хотели добиться этого поста или же сохранить его! Так повелось еще с 1764 года, со времен 1-го хамбо-ламы Заяева.

— Досточтимый пандито хамбо-лама, что вы пожелаете нашим читателям?

— Занимайтесь духовной практикой и совершенствуйтесь.

Да будет благо!

Александр Махачкеев
Хамбо-лама Дамба Аюшев: Мы поддерживаем наших братьев - тибетских буддистов
«МК в Бурятии», 26.03.2008