Сохраним Тибет > Опасаясь выступлений протеста в тибетском регионе, китайские силы безопасности отобрали у российского факелоносца символику «Российской газеты»

Опасаясь выступлений протеста в тибетском регионе, китайские силы безопасности отобрали у российского факелоносца символику «Российской газеты»


24 июня 2008. Разместил: Ing
Как рассказал в своем репортаже участник эстафеты факела Олимпиады-2008 Николай Долгополов, китайские силы безопасности отобрали у него перед началом пробега бейсболку с логотипом «Российской газеты» и значок олимпийской сборной России. Значок «в последний момент был бдительно снят с нарукавной повязки», пишет российский факелоносец в материале, опубликованном в еженедельном выпуске газеты от 19 июня. При этом «никакие возражения даже и не возникают», отмечает специальный корреспондент «Российской газеты», ибо «не поймут и не примут».

Причиной столь жесткого отношения служб безопасности к любой «лишней» символике на одежде факелоносцев стал страх перед выступлениями зарубежных участников эстафеты в поддержку тибетских манифестаций с призывами к предоставлению Тибету большей свободы и скорейшему возвращению Далай-ламы. Ведь описываемый высокогорный этап проходил на высоте 2450 метров по территории населенного тибетцами региона провинции Юннань - в городе Лицзян. В этом миллионном городе (автор называет его по английской транскрипции Лиджианг) и его окрестностях насчитывается более 300 тысяч тибетцев и наси (по-местному наки). Как выяснили иностранные участники пробега – из США, Австралии, Сингапура, Южной Кореи и других стран, собравшиеся в лагере олимпийских факелоносцев у подножия горы Снежного Дракона, принять участие в этапе решили только 16 человек, «хотя приглашено было куда больше».

Маршрут, как и момент старта этапа олимпийского факела участникам эстафеты в провинции Лицзяне не раскрывали. «Возможно, и боялись: местные тибетцы как-то проявят солидарность и с теми, что с далай-ламой», свидетельствуетавтор, наблюдавший за ходом эстафеты факела на десятке Олимпийских игр, начиная с Олимпиады 1976 года в Мюнхене. «В кромешно темное горное утро нас усадили в автобус и отвезли в пункт проверки. Построение, как в Красной Армии, перекличка, по которой я проходил не по имени-фамилии, а по отчеству – Михайлович. Проверка и отбор паспортов», рассказывает получивший 78-й номер Николай Долгополов, которого пригласили на эстафету «король мирового пиара» американец Эйдельман и спонсор Олимпиады-2008 корейская компания «Самсунг». Затем участникам этапа зачитали инструкцию, среди пунктов которой были строгие указания «не сближаться с толпой» и «бежать, не торопясь», также определенные намерением пресечь любые проявления солидарности с народом Тибета.

"Мы считаем, что в итоге от этой церемонии пронесения огня тибетскому народу будет только хуже, потому что это явно будет расценено как провокация, люди будут спровоцированы на определенные действия", - констатировал в интервью радиостанции «Эхо Москвы» 20 июня Танглунг Цанг Карма Чопхел, спикер Тибетского парламента в изгнании.

Между тем Пекин продолжает нагнетать напряженность внутри страны, объявив о начале массированных этапов боевых учений в преддверии Олимпиады. С 11 по 14 июня, заявил 19 июня начальник департамента безопасности Оргкомитета Олимпийских игр 2008 года (BOCOG) Лю Шаову, состоялись общенациональны учения «Великая Стена-5», включающие отражение химической атаки и освобождение заложников из захваченного террористами автобуса, которые обозначили старт новой антитеррористичской кампании.

Перед началом и во время проведения Игр в боевой готовности будут находиться антитеррористичские подразделения сил спецназа, милиции и армии общей численностью около 100 тысяч человек. «Опыт показывает, что нападения террористов могут произойти еще до начала Олимпиады, так что наши антитеррористичские силы уже находятся в готовности к немедленным действиям», - заявил Лю Шаову официальной англоязычной газете Shanghai Daily за 50 дней до церемонии открытия.

Антитеррористичские силы на Олимпиаде распределены по трем основным группировкам: охрана спортивных объектов, агенты сил безопасности на улицах Пекина, служащие общенациональны силовых подразделений по борьбе с чрезвычайными происшествиями. В их числе так называемое подразделение спецназа милиции «Снежный волк», созданное еще в 2002 году. Этот батальон из 300 человек специально подготовлен для борьбы с террористами, мятежниками, угонщиками самолетов и подрывниками. Силы безопасности контролируют ситуацию на земле, на воде и в воздухе в олимпийских городах – Пекине, Шанхае, Циндао, Шеньяне, Циньхуандао и Гонконге. Только в Пекине приведены в готовность около 150 тысяч агентов сил безопасности и более 290 тысяч добровольцев. «Мы не позволим террористам угрожать Играм», - сказал Shanghai Daily 70-летний профессор Ли Гаосян, участвующий в патрулировании улиц. «Силы милиции ограничены, - добавил начальник управления общественной безопасности Пекина Ма Чженьчуань, - но силы народа безграничны». Хотя, как известно из мировой политической практики, обычные граждане не в силах заменить специалистов из милицейских служб, подобный опыт одобренной властями охоты за «подозрительнымилицами» позволяет добиться более эффективного сплочения граждан вокруг правящей партии.

Среди прочих предолимпийскихмер, затрагивающих рядовых китайцев, - запрет на пересылку с 1 июня по 31 октября в почтовых отправлениях любых контейнеров с жидкостью и газом, всяких химических продуктов, любого порошка, «неустановленных металлических, механических и электрических устройств. Лица, которым необходимо отправить по почте перечисленные выше предметы, должны обратиться за соответствующим разрешением в местные органы общественной безопасности, приводит Shanghai Daily слова пресс-секретаря Государственног почтового управления. Усиленная проверка почтовых отправлений из Пекина в другие олимпийские города – Шанхай, Шеньян, Тяньцзинь, Циндао и Циньхуандао – началась, по заявлению пекинских почтовых чиновников, еще с мая.


Валерий Никольский