Сохраним Тибет > Дракон в стране снегов. Интервью с современным историком Тибета Церингом Шакья (окончание)

Дракон в стране снегов. Интервью с современным историком Тибета Церингом Шакья (окончание)


21 июля 2008. Разместил: savetibet
Церинг Шакья родился в Лхасе в 1959 году. В 1967 он вместе с матерью и сестрой ушел в Непал, затем в Индию, где несколько лет учился в тибетской школе в Массури. В 1973 он получил грант на обучение в школе в Гэмпшире, а затем продолжил свое обучение в Лондонском университете на факультете ориенталистики и африкановедения. В 1990х Церинг Шакья работал над великолепной книгой по истории Тибета «Дракон в Стране снегов», которая увидела свет в 1999. Он также перевел на английский язык автобиографию буддийского монаха Палдена Гьяцо («Огонь под снегом», 1997) и выступил соредактором первой антологии тибетских стихов и рассказов («Песни снежного льва», 1990). В настоящее время преподает в Университете Британской Колумбии в Ванкувере и занимается изучением современной тибетской литературы.

Окончание интервью. Начало можно прочитать здесь


- Как Вы можете охарактеризовать нынешний политический спектр протибетского движения за пределами КНР и его связь с политикой западных держав?

- Участники протестных акций представляют собой весьма разнородный спектр. Это не обязательно буддисты или тибетофилы. Протибетские настроения характерны для представителей среднего класса, представителей левых центристских и либеральных групп. В последнее время стал заметен больший интерес со стороны таких авторитетных правозащитных организаций, как "Эмнисти интернешнл" и "Хьюман райтс уотч". В 70-80-е гг. их больше интересовало то, что происходит в СССР и Восточной Европе, а Китай не был в фокусе внимания. Теперь же в фокусе их внимания Китай и Тибетский вопрос. Но я считаю, что следует отделять политику западных стран от проявления общественных настроений. Большинство западных правительств сегодня настроены прокитайски. Это, прежде всего, связано с экономическими факторами. Слишком многое сегодня связывает Запад договоренностями с динамично развивающейся экономикой Китая. Для Запада главное - интеграция Китая в мировую экономику, а вопросы о правах человека и Тибете отходят на второй план.

Сегодня на китайских и других интернет-ресурсах можно встретить утверждения, будто бы протибетские протесты были организованы рядом западных неправительственных организаций при поддержке Национального фонда за демократию.

Однако в КНР также работают неправительственные организации, финансируемые из-за рубежа - например, фонд "Трейс", реализующий в Тибете проекты в сфере образования и здравоохранения и жестко опекаемый спецслужбами КНР. Фонд "Трейс" известен тем, что дистанцируется от любых антиправительственных группировок и их деятельности, и эта одна из причин того, что он может работать в Тибете вот уже несколько десятилетий. Но одновременно он часто обвиняется протибетскими лоббистами в поддержке КНР.

Протибетские группы в Индии аккумулируют определенные средства, но это не означает, что им удастся мобилизовать своих земляков в Тибете. Между тибетцами в Индии и тибетцами в КНР существует множество отличительных черт. Тибетцы из Тибета, например, любят китайскую поп-музыку, в то время как индийские тибетцы предпочитают Болливуд (индийский кинематограф - "Портал-Credo.Ru"). Когда Дадон, главная тибетская поп-звезда, была вынуждена покинуть в 1995 году Лхасу и уехать в Индию, то она обнаружила, что здесь совершенно не найти слушателя для ее музыки: она оказалась невостребованной, да к тому же еще местные тибетцы упрекнули ее в том, что она исполняет музыку в китайском стиле. То же самое происходит, когда представители тибетских сообществ из Китая и Индии сталкиваются на Западе: между ними очень мало взаимодействия. Тибетские иммигранты в Индии считают себя "подлинными" представителями тибетскости, а тибетцев в Китае они рассматривают как пассивных и угнетенных людей, с чем последние, конечно же, не согласны. Самая большая организация тибетцев в изгнании - это Тибетский молодежный конгресс, большинство членов которого родились уже в Индии. Они освоили формы протеста, приемлемые в этой стране: шумные митинги и уличные демонстрации, которые и проводят на улицах Дели, Парижа или Нью-Йорка. Но подобные формы совершенно не работают внутри Китая.

Очень сильный источник внешнего влияния на тибетцев создан самими властями КНР. Речь идет о том, что они настояли на собственном выборе 10-го панчен-ламы и тем самым восстановили против себя и монастыри, прежде поддерживавшие власти. А затем КПК развернула так называемую "патриотическую образовательную кампанию" с требованием, чтобы монахи и ламы отреклись от Далай-ламы как духовного лидера. Результатом стал уход в эмиграцию влиятельных духовных лиц, включая Кармапа и Арджья Ринпоче из монастыря Кумбум, которые были прежде известны как умеренные деятели и часто выступали в роли медиаторов в тибетско-пекинских взаимоотношениях. Ведь в свое время в 80-е годы демонстрации с требованием независимости Тибета так и не вышли за пределы столицы Лхасы именно потому, что большинство лам были против этих демонстраций и они имели возможность влиять на верующих своим авторитетом. В 2008 году волнения распространились именно потому, что большинство авторитетных лам покинуло Тибет. Идет постоянный отток верующих из провинций Цинхай и Сычуань в новые монастыри, основанные ламами на территории Индии. Большинство из них финансируется китайскими последователями тибетского буддизма из Гонконга, Тайваня, Малайзии и Сингапура. И если китайцы указывают при этом на заговор, то тогда надо говорить о заговоре Гоминьдана, а не Запада.

Но наибольшее внешнее влияние на тибетцев оказывают сегодня радиопередачи на тибетском языке таких станций, как "Голос Америки" ( начиная с 1991 года) и "Свободная Азия" (начиная с 1996 года). И это не проблема какой-то тайной организации - речь идет просто об источнике поставки информации и идей в общество, где люди отчуждены от альтернативной информации. Поскольку в КНР нет независимых СМИ, люди верят и следуют тому, что они прочли или услышали в государственных СМИ. Эти две радиостанции рассказывают о зарубежных визитах Далай-ламы, деятельности тибетцев в индийском изгнании, снабжают тибетцев международно-политической информацией. Эти радиостанции очень популярны среди тибетцев, что в значительной мере влияет на общественное мнение в регионе. Китайские власти пытаются заглушить сигнал, но население все же находит способы слушать радио.

- Какова сегодняшняя ситуация с репрессиями в Тибетском автономном районе?


- В настоящий момент ситуацию можно назвать очень плохой. Из-за того, что нынешние волнения приобрели широкомасштабный размах и в них участвовали представители всех слоев общества, правительство не может сосредоточить репрессивные меры только на какой-то одной части общества, например, на монастырях. Репрессиям подвергается все тибетское общество. Власти стремятся установить тотальный контроль на всех уровнях, и это напоминает людям печальные времена культурной революции. Это касается не только тех, кто находится в заключении в ожидании предъявления обвинения. Сегодня в школах, колледжах, учреждениях тибетцы должны писать письма, полные самокритики. Того же требуют и от тибетцев, обучающихся в китайских университетах. Но главный удар этой кампании направлен на людей, проживающих в Тибете.

NEW LEFT REVIEW, № 51, май-июнь 2008
Перевод: www.portal-credo.ru

Полную версию интервью на английском языке можно прочитать в NEW LEFT REVIEW

Фото: AFP/Teh Eng Koon
Тибетец возносит молитвы в монастыре Сера
июнь 2008


Смотрите также:



Дайджест видеоновостей о Тибете. Часть 2

Дайджест видеоновостей о Тибете. Часть 1

Письмо из Лхасы, Тибет

Тибет - социалистическая деревня «с китайским лицом»...

Тибет мертв, а я еще нет...