Сохраним Тибет > Вспоминая Дхарамсалу... Дневники тувинской журналистки

Вспоминая Дхарамсалу... Дневники тувинской журналистки


14 декабря 2008. Разместил: savetibet
Вспоминая Дхарамсалу... Дневники тувинской журналистки

Кто знает тоску ребенка по дому, по родителям, по знакомым голосам, звукам, запахам? Призрачная недорисованная фигура под домашним сочинением похожа на женскую. Но у нее нет лица, у нее нет рук, которые поспешат обнять, у нее всего одна нога, на которой не доберешься из Тибета до Индии. «Они живут вместе со своими родителями», написал в понедельник, 5 ноября в школьной тетрадке тибетский мальчик. В его маленьком сочинении рассказывается о друзьях, которые учатся в одной школе, играют после уроков, любят помогать другим и самое главное – живут вместе с родителями.

На севере Индии, в городке Дхарамсала, где расположена крупнейшая тибетская колония, этот интернат называют «Детской деревней». Мне довелось там побывать ровно год назад, вместе с группой журналистов, освещавших фестиваль буддийских культур народов России и Монголии, а также Пуджу (молебен) долгой жизни, посвященную Его Святейшеству Далай-Ламе XIV Тензину Гьятсо.

С 1959 года, после оккупации родины Китаем, единственным оправданием земной жизни для каждого тибетца является сохранение своего языка, культуры и верования. Полтора миллиона жизней унес коммунистический геноцид. 150 тысяч человек живут в изгнании и ежегодно границу между Тибетом и Непалом, с риском для жизни пересекают тысячи людей: монахов и монахинь, стариков, детей, стремящихся добраться до Дхарамсалы, где расположено правительство Тибета в изгнании, монастыри и резиденция духовного лидера этого глубоко верующего народа.

Вспоминая Дхарамсалу... Дневники тувинской журналисткиС 6 по 10 ноября прошлого года буддисты всего мира (по инициативе верховного калмыцкого Шаджин-ламы Тэло Тулку Ринпоче, поддержанной верующими россиянами) провели в Дхарамсале фестиваль и молебен. В истории народов живущих в России это было первое общественно значимое и консолидирующее событие. Традиция паломничества в Тибет прервалась с начала прошлого века. Более того, исповедовавшие буддизм народы, впрочем, как и представители других конфессий пережили тотальную советскую атеизацию сопровождаемую репрессиями. Поэтому, на церемонии открытия каждый из выступавших представителей официальных делегаций говорил о важности проходящей встречи и ответственности каждого за дальнейшее состояние Учения, связанного с историей народов, как стержневая опора культуры и традиций.

Почему говоря о современном Тибете, мы упоминаем все время Индию? С момента оккупации Китаем соседнего теократического государства понятие Тибет сузилось до географического названия северных земель Китайской народной республики. Собственно государство Тибет существует на сегодняшний день только на территории Индии, как колония с правительством в изгнании. Только побывав в Индии, посетив тибетскую колонию Манджукатила в пригороде Дели, пожив в Дхарамсале – поселении на севере страны, месте паломничества буддистов всего мира, начинаешь понимать и масштабы трагедии тибетского народа, и величие духа индийского народа. Не говорю здесь о политике и действиях правительств двух стран. Какие бы договоры и пакты не заключались с обеих сторон, реальная жизнь со всеми ее ежедневными мирскими заботами протекает здесь и сейчас, на соседних улочках, в стоящих впритык лавочках торговцев, в тесном соприкосновении двух культур на уровне локтей, глаз, дыхания. Непостижимым образом, порождая не конфликт, а терпение и доброту. Поэтому, прежде всего мне хотелось бы поделиться своим изумлением. Тем, что можно сосуществовать без упреков и не видеть в соседе виновника твоих личных бед. Тем, что индусское приветствие «намастэ» и тибетское здравствуйте «таши дэлек» произносят здесь одинаково часто и даже вместе, не вызывая ни в ком раздражения, без искусственной вежливости или показательной гостеприимности.

Я написала из Индии первые письма, перемежаемые через каждый абзац словами «хочется остаться здесь навсегда». Дхарамсала – это буддистский Ватикан. Это город людей в бордовых монашеских одеяниях. Это трудовой город, в котором нет праздных лиц, кроме туристов, да и те все время куда-то спешат: если не купить, то увидеть. Если не увидеть, то пообщаться с монахами (Учителями), посетить музеи, монастыри, библиотеки. Дхарамсала, пожалуй, единственное место на земле, где опровергаются все современные экономические теории о связи роста благосостояния с увеличением скупости. Здесь не работает постулат – кто смел, тот два съел. Или наши «копейка к копейке – рубль набежит», «своя рубашка ближе к телу».

16 тысяч детей воспитываются в домах-интернатах. Маленькие беженцы, чьи родители не одолели долгий путь по снегам Гималаев. Или дети, отправленные под горячие молитвы с другими беженцами. Лишь бы кто-то из семьи сумел добраться до Его Святейшества и получить образование на родном языке, не опасаясь ареста за ношение монашеского одеяния или хранение портрета Его Святейшества. Просматриваю свои письма, отправленные год назад из Дхарамсалы в первый же день приезда:

«Не успеваю здесь ничего записать. Впечатления наслаиваются и ты захлебываешься. А потом жадность сильно мешает, хочется все заснять, пощупать, попробовать, примерить, купить.

Чего со мной не случилось из ожидаемого всеми:

1-расстройства желудка (ем и пью все и всюду)

2-домогательств попрошаек (первые увиденные попрошайки оказались российскими кришнаитам. Ребята летели с нами, а приземлившись оперативно вышли первыми, поставили ящик для милостыни и стали напевать «Харе Кришна!» перед зданием аэропорта, страшно веселя местное население)

3-ступора от грязи (Запахи почти трупные. Бедность. Грязь кругом, как напоминание:

все тлен и прах, ценность жизни и ее бренность одномоментны) Без философии тут не выжить. Но у людей незлобивы глаза – в них может быть только удивление)

Что со мной случилось:

1-восторг от безалаберности окружающего мира

2-состояние безмятежности

3-желание остаться здесь навсегда

Видела диспут монахов. Люди махали руками, прыгали как дикие звери и казалось вот-вот дадут, простите, в рожу друг другу с воплями, но оказалось что тема данного диспута - вечен ли шум? И надо убедительно доказать свою (школы своей философской точку зрения). Одни утверждают, что в силу происхождения шум имеет конец. Что имеет рождение – подвержено смерти. Но в силу того, что он рождается в пространстве, а оно бесконечно и вечно, шум тоже (в силу происхождения) обладает свойством вечности. Другая точка зрения: шум имеет протяженность (поскольку его силу возможно измерить), следовательно он не способен быть вечным. И т.д. В 9 вечера слышу страшный гвалт – это на склоне горы в монастыре девушки-монахини ведут свой диспут. Обязательная учебная программа.

Если не знать, можно подумать, что это какие-то «базарные разборки». Такие искренние эмоции, такой выплеск энергии, умной энергии, не тупой, не животной, а интеллектуальной. И никаких физических зажимов. То есть не гасишь в себе долгой затяжкой сигареты ответное раздражение, а раз – и выкрикнул – да ты балда! (точно не знаю, но по виду можно подумать, что так и кричат) ты балда и если следовать твоей логике, то верно утверждение, что вон за той горой полыхает пожар. Потому что мы не видим, что происходит с той стороны, и не можем утверждать, что там нет огня. Ну и т.д. и т.п. Я поняла, что ум мой слаб даже для слежения за мыслью, не говорю о попытках анализа. Современные буддистские штудии – традиции античности, вернувшиеся в таком виде с восточным заходом. Китаю надо было возжелать коммунизм и территории, рафинированному в своей учености Тибету пасть его жертвой и невольно открыться миру. И вот тебе на – философские диспуты вживую от горстки монахов, в лучших традициях Древней Греции и Рима.

Вспоминая Дхарамсалу... Дневники тувинской журналисткиСегодня были в детской деревне – 16 000 тибетских детей воспитываются без родителей здесь, сироты от 3 до 18 лет. От малышей мы все давились слезами и шмыгали (журналисты ездим отдельно) – сидят карапузики и кто бусы нанизывает (мелкую моторику развивает), кто буквы выводит, кто в носу ковыряется, а лица – очень хорошие, не знаю почему. Предположу, оттого что рождены в любви, окружены любовью и при такой нищете и проблемах (цвет от бедности сразу стравливается, нет палитры, скукоживается до темно-зеленого (пол, стены) и грязно-синего (дверь, окна). Всё! И ощущение, что попал в кинокартину, на которой к.н. наши 30-е годы, когда самое яркое было красным флагом, а все остальное безнадежно блеклым.

В спальне на кровати бегает мышонок, размером с мой большой палец, видимо домашний и прирученный. Насняли от души все этого мышонка, потому что после детей был шок. Никаких разоблачений китайской оккупации не надо, надо только на этих детей посмотреть.

Наши детские дома и особенно психоневроинтернаты тоже могут «зоркому сердцу нашептать» и питомцы наших богоугодных заведений могут вызвать много каких чувств, но скорее негодования по отношению к каким-то конкретным персоналиям - директору, министру, родителям пьяницам и т.п. Но в случае с детьми - беженцами, отмораживая руки и ноги пересекавшим Гималаи, отправленным в Дхарамсалу без надежды увидеть хоть когда-нибудь родителей – испытываешь жуткую горечь.

Еще похвастаюсь, что были у государственного оракула Тибета, на пресс-конференции у премьер – министра, монаха высочайшего духовного звания, а завтра поедем в институт астрологии и медицины. Бюджет Тибета (в изгнании) на 40% дотируется Индией. Вам это о чем-нибудь говорит? Страна, в которой три четверти собственного населения вне даже нижнего порога нищеты делится с чужим государством в государстве. Я буду всегда плакать при слове «Индия». Слушайте, Россия отсюда кажется таким недоразумением. Такой странной, придуманной страной, что расскажи какому-нибудь индусу о наших порядках – он не поверит, и будет долго смеяться. Озверелая страна. И я озверелый продукт этой почему-то родины».

На пресс-конференции, (полностью стенограмму пресс-конференции можно прочитать на сайте www.savetibet.ru) Далай-лама, отвечая на наши вопросы (он безупречно прост и обаятелен), рассказал, что убийства беженцев не прекращаются. «На перевале Нангпа-ла у тибетско-непальской границы 30 сентября прошлого года около 40 тибетцев, в том числе дети, пытались перейти границу, и китайцы открыли по ним огонь, убив одного человека и ранив нескольких. Китайцы не могли скрыть этот эпизод, потому что все происходило на глазах у двухсот альпинистов, чей лагерь был разбит неподалеку. Румынский спортсмен снял этот инцидент на видеопленку, которая затем была показана многими международными телеканалами. Не имея возможности отрицать случившееся, китайцы заявили, что стреляли в целях самозащиты. Но на пленке видно, как тяжело было передвигаться тибетским беженцам, как медленно они передвигаются по глубокому снегу. Какую угрозу могли они представлять для китайских солдат? Как бы то ни было, именно такой была версия китайских властей».

Журналисты Бурятии задали вопрос о феномене нетленного тела Пандито Хамбо-ламы Итигелова. «Это особый случай, но такое случается. В Тибете, в особенности в годы культурной революции, когда разрушали монастыри и храмы, было обнаружено несколько тел лам, не подверженных тлению. Кроме того, бывают случаи, когда после смерти тело ламы сжимается. Оно становится маленьким, размером с локоть, а иногда и вовсе исчезает. Несколько лет назад, в местечке под названием Ньягронг в Тибете, один лама по имени Ачок перед смертью попросил своих учеников не прикасаться к его телу, не тревожить его на протяжении недели. Через неделю, когда открыли они дверь в его комнату, то обнаружили там только его одеяния. Тело же полностью исчезло. Такая практика существует…».

Я спрашивала о важнейших качествах политического лидера. Ответ: «Честность и нравственность. Правдивость. Честность и правдивость приводят к прозрачности в действиях. Если вы честны и справедливы, не остается возможности лгать – это очень важно, потому что создает возможность доверия. Для лидера необходимо смотреть далеко в будущее. Необходима сила воли, потому что иногда ради долговременных действий приходится чем-то поступаться».

Еще задала вопрос о том, будет ли у свободного Тибета армия и министерство обороны? «Как я говорил прежде, все эти вопросы связаны с объективным положением дел, они будут решаться правительством централизованного государства, то есть Китаем, но если говорить о сверхзадаче – весь мир должен отказываться от оружия. Но процесс должен происходить постепенно. И здесь Россия может сыграть очень важную роль, как и Евросоюз, и США. Еще один способ достичь этого – создание единой армии, какая уже существует: франко-германские вооруженные силы. Это – гарантия того, что между Францией и Германией уже невозможны никакие конфликты, и мы должны распространять этот опыт на все страны. Я очень часто говорю о том, что штаб-квартира НАТО должна быть перенесена в Москву, а штаб-квартира Евросоюза располагаться в центре Европы, например в Польше. Если этот дух, примером которого стала Франция, перенимет Россия, во всем мире настанет мир. Находясь в США, я говорю – хорошо бы появились такие силы, как объединенные Северная и Южная Америка. Этот процесс мог бы объединить и все страны Латинской Америки, Европы, Африки. Золотая мечта – индийско-китайские вооруженные силы. При нашей жизни это не осуществится, но это видение должно быть перед нами».

Орлан Дамба-Хуурак напомнил, что прошло 15 лет с момента визита в Туву Его Святейшества и попросил через ГТРК «Тыва» обратиться к народу Тувы. «Я до сих пор помню эту радостную поездку – мое посещение Тувы. Я увидел очень ясные знаки, что ваши труды по возрождению буддизма будут успешны. Буддизм не атеизм, но не признает Бога-творца, поэтому цель буддизма – использовать наш ум максимально, чтобы трансформировать наши эмоции. Поэтому я всегда говорю, в будущем важно учиться. Недостаточно читать только мантры, кроме того, огромную роль играет современное образование, поэтому жителям Тувы необходимо обратить внимание на современное образование. Я очень надеюсь, что мой визит к вам состоится».

Вспоминая Дхарамсалу... Дневники тувинской журналисткиБыли еще вопросы от других журналистов (со всего мира). Например: Вы недавно получили Золотую медаль Конгресса США, с чем мы вас от души поздравляем. Но не считаете ли вы, что эта награда может еще больше осложнить и без того напряженные отношения с Китаем, с официальными пекинскими властями? Не станет ли это причиной ужесточения репрессий в отношении ваших сторонников внутри Тибета? Ответ: «На протяжении целого года мы являемся свидетелями повышения напряженности и усиления репрессий в Тибете. Таким образом, репрессии совсем не обязательно связаны с вручением мне Золотой медали Конгресса США. Это общая политика КНР. Однако 17 октября, когда я получил Золотую медаль Конгресса США (разница во времени между США и Тибетом составляет свыше 10 часов), в то утро монахи монастыря Дрепунг, к которому традиционно относится Далай-лама со своего второго воплощения, начали наносить новую побелку на здание резиденции Далай-ламы в этом монастыре в знак почтения и празднования этого события. Китайские власти заставили монахов разойтись. Однако чуть позже собралось еще больше монахов, они возобновили работы, и тогда китайские власти подтянули к монастырю свыше четырех тысяч солдат против тысячи ста монахов. Такой инцидент имел место, но он развернулся на фоне общей политики подавления и репрессий».

Еще вопрос. «В одном из интервью вы сказали, что буддизм и современная наука могут идти рука об руку. Не поменяли ли вы эту точку зрения?» Ответ: «Я обычно делю буддизм на три составляющих: буддийскую науку, буддийскую философию и буддийскую веру или практику. На сегодняшний день наше взаимодействие с современной наукой осуществляется по двум первым направлениям – буддийская наука и буддийская философия. Около двадцати лет назад, по моей инициативе, состоялась первая встреча современных ученых и буддийских философов, а затем эти встречи стали проходить в рамках созданного для этой цели института «Ум и жизнь». Эти встречи отчетливо показали, что современная наука достигла высокого уровня развития в том, что касается изучения материального мира – частиц, квантовой физики. И в этой сфере буддистам есть чему поучиться у современной науки. Однако в плане изучения внутреннего мира человека – его сознания, эмоций, ума, современная наука еще очень и очень молода. В этой области философская мысль древней Индии и, в особенности, буддизм достигли поистине выдающихся результатов. Поэтому если мы соединим достижения современной науки и философской мысли буддизма, то получим полную картину. Вот почему среди современных ученых появляется все больше людей, которые проявляют неподдельный интерес к проведению соответствующих экспериментов, и уже получены вполне конкретные результаты, которые показывают, что медитативные практики тренировки ума ведут к снижению стресса, кровяного давления; человек становится спокойнее, стабильнее и счастливее. В США подобные исследования проводятся, по меньшей мере, в трех университетах – Эрмори, Висконсинском и Стэнфордском. Я бы очень хотел, чтобы в этих программах принимали участие и российские ученые. Один или два раза российские ученые уже участвовали в конференциях под эгидой института «Ум и жизнь». В прошлом Россия дала миру многих замечательных ученых, и они внесли существенный вклад в развитие научной мысли».

Вопрос о связи народов Тибета, Калмыкии, Бурятии. Монголии, Тувы. Ответ: «Буддизм, который начал бурно развиваться в Монголии и на территориях проживания монгольских племен в 13-м и 16-м веках, пришел из Тибета. В конечном итоге эти регионы дали миру многих выдающихся буддийских философов. И сегодня существует целый ряд прекрасных аутентичных буддийских трактатов, составленных монголами, калмыками… В годы моей ранней юности был один философ из Калмыкии по имени Чодрак. Тувинских ученых я не припоминаю, но помню целый ряд философов из Бурятии, Внешней и Внутренней Монголии. Один из моих учителей был родом из Внутренней Монголии – превосходный ученый. С 13-го, и в особенности с 16-го века, и вплоть до моего поколения ученые-философы из Монголии и буддийских регионов России играли весьма важную роль хранителей тибетского буддизма. Поэтому у нас совершенно особые связи. В отношениях между Индией и Тибетом, Индия являлась нашим гуру, нашим учителем, а мы, тибетцы, были ее учениками. В отношениях же между Тибетом и Монголией, мы, тибетцы, - гуру, а монголы – наши ученики. Я часто говорю своим индийским друзьям – когда ваши ученики проходят трудный период, вы как гуру обязаны оказать им помощь. Подобным образом, мы, тибетцы, несем особую ответственность за народы Монголии и буддийских регионов России, мы обязаны служить и помогать им всем, чем сможем. Хотя мы потеряли родину и являемся беженцами, мы все же приняли в свои монастыри около трех тысяч индийских учеников из Ладакха и штата Аруначал Прадеш, которые сейчас обучаются в наших монашеских институтах, а также с территорий проживания монгольских племен (несколько человек из Внутренней Монголии, но в основном из независимой Монголии, а также из Калмыкии, Бурятии и Тувы). Их число в общей сложности составляет 400 человек, и некоторые из них уже получили ученую степень геше - доктора буддийской философии».

Во вступлении Далай-лама сказал нам: «…у журналистов должен быть длинный нос – такой, как хобот у слона. При этом нюхать вы должны не только спереди, но также и сзади. Потому что фасад, он всегда прекрасен, но то, что сзади бывает не столь привлекательным. У лидеров, политических деятелей должна быть целостная картина мира. Важно донести эту целостную картину».

В городе Варанаси, где все побежали окунаться в священные воды Ганга, я пошла в студенческое общежитие. Мне встретилась аспирантка из Тувы Оюма обучающаяся в Центральном институте тибетских знаний. Она показала общежитие, скромно, по-монашески обставленные учебные классы, где около 400 студентов изучают языки: тибетский, санкритский и пали, буддийскую философию и культуру Тибета. Оюма изучает тибетский, чтобы работать с архивными материалами Тувинского института гуманитарных исследований и Национального музея. На замечание, как здесь неторопливо протекает жизнь, насколько спокойны и уравновешены индусы, смеется: «Наше «тувинское время» просто космическая скорость в сравнении с тем, что собой представляет «индусское время». Это особенное свойство – совсем никуда не спешить и жить очень размеренно». Если такой стиль жизни способствует добродушию, то я «за». Во всяком случае, несмотря на нищету и проблемы, люди открыты и мягки: таких доброжелательных улыбок и глаз, как в Индии – мне до сих пор не доводилось нигде встречать. Это отмечают все, кто приезжает сюда на время, а потом возвращается снова и снова.

Саяна Монгуш
Кызыл, Тува
Фото автора