Сохраним Тибет > Далай-лама XIV: «Думайте о благе других. Думайте об Украине в целом»
Далай-лама XIV: «Думайте о благе других. Думайте об Украине в целом»4 февраля 2009. Разместил: savetibet |
В декабре 2008 года группа украинских и русских журналистов отправилась на север Индии, в небольшой городок Дхарамсала. За последние полвека он превратился в место паломничества не только для буддистов, но и ученых, политиков и журналистов со всего мира: здесь находится резиденция одного из самых известных духовных лидеров нашего времени — Тензина Гъяцо Далай-ламы XIV. Далай-лама — воплощение божества для буддистов и враг номер один для Коммунистической партии Китая. Сам себя он называет «простым буддийским монахом». После пресс-конференции Далай-лама признался, что встреча с журналистами ему очень понравилась, поскольку речь шла об основополагающих человеческих ценностях и глобальных проблемах, а не о политике.
«...СТРЕМЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ К МИРУ ОЩУЩАЕТСЯ СЕЙЧАС ГОРАЗДО СИЛЬНЕЕ» — Начало XX века ужасает своими событиями. Все чаще мы слышим о терроризме, о локальных конфликтах в разных концах мира, о глобальном финансовом кризисе. Ваш совет, как сохранить внутреннюю силу и не потерять возможность быть счастливым? В чем состоит ваша философия счастья? — В определенные периоды жизни нам может сопутствовать удача, но нет никакой гарантии, что так будет продолжаться вечно. Моменты счастья всегда сменяются более сложными периодами. Они всегда чередуются, такова жизнь. И в XVIII, и в XIX, и в XX столетиях наблюдались подобные перепады. В XXI веке мир населяют все те же человеческие существа. И потому взлеты и падения будут чередоваться. Если, переживая успех, мы будем пребывать в чрезмерной эйфории и позволим себе думать, что так будет продолжаться всегда, то совершим ошибку. Но, с другой стороны, если, проходя трудный период, мы теряем всякую надежду и преисполняемся пессимизма, то это тоже неверно. Терроризм — это, конечно, большая новость для нашего времени, но он делается руками всего лишь горстки людей. Но горстка людей, которые ведут себя неподобающе, найдется всегда. Просто сегодня, с развитием современных технологий, действовать им стало гораздо проще. Однако такого рода люди встречались и три-четыре столетия назад. Даже во времена Будды в Индии находились люди, которые вели себя не должным образом. Были они и среди буддистов. Немало их было и во времена Иисуса Христа. Ему самому пришлось пострадать от их рук. Но если посмотреть на картину в целом, то стремление людей к миру сейчас ощущается гораздо сильнее. Когда американцы напали на Ирак, «освободили» Ирак, то миллионы людей, от Австралии и до Соединенных Штатов, активно протестовали против военных действий. Другой пример — война в Косово. Сколько людей выступили против нее! Недавний военный конфликт между Россией и Грузией также вызвал серьезную критику. Это очень явный признак того, что люди больше не хотят насилия, независимо от того, какая цель заставляет к нему прибегать. Мне кажется, что это признак оздоровления ситуации в мире. «У НАС В КРОВИ — ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ИСТИНЕ, СПРАВЕДЛИВОСТИ, ДОБРОСЕРДЕЧИЮ» — Вопрос о доверии... Мы, люди, строим отношения прежде всего на доверии. Что нужно делать, чтобы доверия между людьми стало больше? — Честность, правдивость — вот основа доверия. Здесь также есть прямая связь с добросердечием. Ведь добросердечие подразумевает заботу о благополучии других существ. Если вы искренне заботитесь о благополучии других, то не остается места для нечестности, притеснения других или попытки их обмануть. А если вы обманываете, притесняете других, значит, вы пренебрегаете благополучием и правами других существ. Вы думаете только о себе и эксплуатируете других. Это предмет моей первостепенной заботы. Мы ведем коллективный образ жизни. Не важно, какой силы и власти достиг тот или иной человек, — его будущее, его счастье в значительной степени зависят от остального человеческого сообщества. Остальное человечество — основа его благополучия, его будущего. Когда мы обманываем и притесняем других, то тем самым подтачиваем основы своего собственного будущего. Это говорит о том, что мы не в полной мере используем свои интеллектуальные способности. В поле нашего зрения лишь наше самовлюбленное эго. Мы смотрим на мир через очень узкое окошко. Мы не думаем о последствиях в широком масштабе. Такова моя точка зрения. Честность, открытость, прозрачность — вот основа доверия. — Ваше Святейшество, кажется, что в современном мире все меньшее значение имеет религия и все меньше верующих людей, но все больше тех, кто защищают права других людей, выступают против насилия, заботятся об экологии. Может быть, в наше время изменить мир к лучшему, спасти мир может уже не религия, а вот такое гуманистическое, альтруистическое движение? — Это очень хороший вопрос. В целом, как я говорил выше, ключевым фактором является добросердечие и забота о благополучии других. Если взять это за основу, то политика становится конструктивной, а бизнес — более надежным. Взгляните на крупных американских бизнесменов — среди них немало лжецов. Одна из причин того колоссального ущерба, который недавно понесла Америка, заключается в том, что некоторые из этих бизнесменов и банкиров прибегали ко лжи и обману. И это, в итоге, привело к обвалу. Всякое действие, в основе которого лежит добросердечие, забота о благополучии других, будет носить конструктивный характер. Если же, не имея такой мотивации, мы возьмемся, скажем, преподавать религиозное учение, то такая религия станет грязной религией. Политика — будет грязной политикой. Экономика — грязной экономикой. Не так ли? Взгляните на коррупцию. Коррупция приносит людям обогащение, но это грязный метод. Итак, добросердечие и честность являются ключевыми факторами. Теперь вопрос — как нам развивать добросердечие в мире? Я обычно говорю, что существует несколько способов. Первый — развитие сострадания с помощью теистических религий. Второй — использование подхода, предлагаемого нетеистическими религиями; применение закона причинно-следственной связи: будешь поступать хорошо — извлечешь пользу; станешь поступать скверно — будешь страдать. Таков закон причинно-следственной связи. Оба этих метода связаны с религиозными традициями. Но должен быть и третий метод, ведь существует так много людей, которые по сути своей являются неверующими. Должен существовать секулярный способ продвижения этих ценностей. Эти ценности, сами по себе, относятся к области секулярной, нерелигиозной этики. Я обычно называю их общечеловеческими ценностями. Безусловно, все религии также говорят об общечеловеческих ценностях, но сами они не имеют ничего общего с религией. Они принадлежат к секулярной этике и потому продвигать их нужно не с помощью религии, а с помощью методов секулярных, то есть, применяя здравый смысл и опираясь на общие переживания, которые роднят всех людей. Если в этом зале мы будем говорить друг с другом, вкладывая в свои слова тепло и добросердечие, то все будут счастливы. У нас в крови приверженность истине, справедливости, добросердечию. И еще один очень важный момент — последние научные изыскания показывают, что добросердечие и сострадание помогают укрепить нашу иммунную систему, а гнев и ненависть пожирают нашу иммунную систему. Взяв это за основу, расскажите людям — добросердечие, сострадание приносят пользу и нам самим, и другим. Я часто посещаю разные страны, разные места... Где бы я ни был, я всегда особо подчеркиваю важность этих ценностей. Я не говорю о религии. Я — буддист, но я никогда не беру на себя миссию распространения буддизма. Никогда. Я всегда стараюсь делиться с людьми тем, что мне известно об общечеловеческих ценностях, я обращаясь к методам секулярным. Права человека, охрана окружающей среды — все это очень тесно связано с добросердечием, чувством ответственности, осознанием общих интересов. «ДУМАЙТЕ О БЛАГЕ ДРУГИХ» — В Украине сейчас ситуация, когда основные политические силы не могут поделить власть и каждая из них «тянет одеяло» на себя, не хочет уступать, в результате страна все больше погружается в политический кризис. Какой совет вы бы дали, чтобы выйти из этой тупиковой ситуации? — Обычно те люди, которые используют в качестве метода борьбу за власть — недальновидны. Нужно принимать во внимание интересы государства, а не собственные интересы. Здесь также налицо отсутствие чувства ответственности, заботы о благополучии других. Люди думают лишь о своем имени, о своей семье, о своей власти... Я хочу рассказать вам одну историю. Однажды я встречался с учеными в Америке. Один из них выступал с докладом, представляя результаты своих научных исследований. Он упомянул тогда, что те люди, которые часто произносят слова «Я», «Мое», «Мне», в большей степени подвержены риску сердечных заболеваний, сердечного приступа. Причина? Если постоянно думать о себе, говорить «Я», «Я», «Я», то мировосприятие становится очень узким. При таком узком мировосприятии даже крошечная проблема начинает казаться огромной, невыносимой. Тогда вы начинаете еще больше волноваться, возникает стресс, чувство одиночества, депрессия и, как следствие, сердечный приступ. Думайте о благе других. Думайте об Украине в целом. Помните о прошлом и загляните в будущее. Тогда ваши собственные проблемы покажутся вам очень маленькими, и будет меньше риск сердечных заболеваний. «...ИНСТИТУТ ДАЛАЙ-ЛАМЫ МОЖЕТ ПРЕКРАТИТЬ СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ» — Начиная с 1999 года, вы утверждаете, что ваше нынешнее воплощение может оказаться последним. Несколько дней в газетах также можно было прочитать ваше предсказание о том, что эта реинкарнация моет быть последней. Означает ли это, что вы перейдете на совершенно новый уровень бытия, или же, что ваша миссия как Далай-ламы будет закончена? — С точки зрения буддизма Тибета, институт Далай-ламы не имеет определяющего значения. Ему около 500 лет, а тибетскому буддизму — свыше 1000 лет. Это касается и тибетской нации. Согласно археологическим раскопкам, тибетской нации восемь-девять тысяч лет, а некоторые называют цифру в 30 тысяч лет. Институту же Далай-ламы, как я говорил выше, всего лишь 500 лет. Институт Далай-ламы возник при определенных условиях и при определенных условиях может прекратить свое существование. Еще в 1969 году в одном из своих официальных заявлений я со всей определенностью подчеркнул, что сам тибетский народ должен определить, продолжит свое существование институт Далай-ламы или нет. Поэтому я всегда говорю, что если большинство тибетцев решит, что им больше не нужен институт Далай-ламы, то он прекратит свое существование. В этом случае я буду последним Далай-ламой. Но это не означает, что моя нынешняя жизнь будет последней. Я буду перерождаться и впредь. Разумеется, у меня нет каких-то особых способностей, позволяющих мне контролировать свое будущее. У меня нет таких способностей, но есть решимость... Моя любимая молитва звучит так: Покуда длится пространство, Покуда живые живут, Пусть в мире и я останусь, Страданий рассеивать тьму. Это моя любимая молитва. Я всегда возношу ее, и она становится для меня источником силы и внутренней решимости. Вся эта вселенная может исчезнуть, но ей на смену придет новая вселенная, и я буду там. Если рассуждать с буддийской точки зрения, то всех нас ожидают новые перерождения. Появится новая вселенная и там уже не будет ни России, ни Тибета, но новые места с новыми названиями, новые нации... Может быть, даже форма тел у существ будет иная. Однако все это будут те же самые живые существа с теми же самыми эмоциями. Их сознание будет продолжением их нынешнего сознания. По-прежнему им будет присуще стремление к счастью и желание избегать страданий... Олег ТКАЧЕНКО, Киев Фото Леси Мальской ДЕНЬ №16, вторник, 3 февраля 2009 Смотрите также: Далай-лама: «Товарищ - это было лицемерие» Эксклюзивное интервью журналу Russian Newsweek Далай-лама XIV: Я – марксист |