Сохраним Тибет > Кармапа XVII: "Далай-лама как солнце. Неважно, сколько звезд на небе, они меркнут в сравнении с ним"

Кармапа XVII: "Далай-лама как солнце. Неважно, сколько звезд на небе, они меркнут в сравнении с ним"


4 марта 2009. Разместил: savetibet

Помимо родного тибетского, Кармапа владеет китайским и учит английский.
Он любит классическую и современную музыку. Серьезно интересуется
китайской культурой, изучая религиозные тексты и каллиграфию.
И он – строгий вегетарианец, что для многих тибетцев весьма необычно.
REUTERS/Abhishek Madhukar (INDIA)
В Тибете, сказал 23-летний Кармапа в необычном интервью агентству Reuters в Дхарамсале, "в течение многих поколений развивался свой собственный стиль мышления, стиль жизни, который явно устарел".

"Между пожилыми тибетцами и сегодняшней молодежью возник разрыв, - сказал он через переводчика, - и это огромная проблема. Уверен, что смогу стать мостом между ними".

Как и Далай-лама в юности, Кармапа, несмотря на классическое тибетское образование, ушел вперед по сравнению со старшим поколением. По его словам, у него есть айпод и плейстейшн, и он любит фильмы про Индиану Джонса. Кармапу признают и тибетцы, и Пекин, который пока воздерживается от критики в его адрес, хотя не оставляет нападки на Далай-ламу.

"Он работал с китайцами. Китайцы для него не чужды, - отмечает Джереми Рассел (Jeremy Russell), преподающий Кармапе английский язык. – В нем нет пылающего чувста обиды. Он считает их частью ландшафта".

Сын скотоводческой семьи в возрасте семи лет был признан 17-м перерождением Кармапы, главы школы Кагью в тибетском буддизме. Его отважный побег из монастыря внутри Тибета через Гималаи в Индию внушил уважение многим тибетцам и сторонникам Тибета на Западе.
Он «предпочел отбросить привилегии, которыми был облечен при китайском режиме. Его побег из Тибета сделал его героем для тибетцев и рассматривается как хорошо обдуманный акт противостояния китайским властям», - отмечает ведущий специалист по Тибету Церинг Шакья (Tsering Shakya). В Индии Кармапа живет на положении изгнанника: правительство не позволяет ему посетить Сикким, где стоит его трон. В течение нескольких лет он не имел возможности выехать за рубеж, пока в 2008-м не получил разрешения на визит в Соединенные Штаты, где побывал в Нью-Йорке и Сан-Франциско.

Кармапа предполагает, впрочем, что ему предстоит играть значительную роль в международном сообществе, отстаивая права тибетцев внутри Китая. "Мы живем под давлением огромной власти, и это давление так велико, что временами у нас не остается ни прав, ни свободы вдоха и выдоха", - заметил он по поводу китайского режима.

Помимо родного тибетского, Кармапа владеет китайским и учит английский. Он любит классическую и современную музыку. Серьезно интересуется китайской культурой, изучая религиозные тексты и китайскую каллиграфию. И он – строгий вегетарианец, что для многих тибетцев весьма необычно.

Полученное Карпамой воспитание, благодаря которому он бегло говорит и пишет по-китайски, может позволить ему перекинуть новые мосты к Пекину. "Эти знания могут помочь достижению взаимопонимания и сердечного отношения друг к другу и создадут условия для мирного сосуществования", - подчеркнул Кармапа в интервью Reuters.


Портрет Панчен-ламы, Далай-ламы и Кармапы в монастыре
рядом с Тонгреном, провинция Цинхай,
26 февраля 2009. REUTERS/Reinhard Krause
Во время интервью, отмечает Reuters, он поднимал глаза к небу и пожимал плечами, когда переводчик уводил разговор от политики, демонстрируя скрывающегося под одеянием монаха молодого бунтаря. Хотя Далай-лама предложил идею назначения регента на период взросления перерожденца, Кармапа не уверен, захочет ли он оказаться на этом месте. "Тибетское общество сегодня – общество демократии, так что у каждого есть права и основания выражать свои чувства и мысли. Совсем не обязательно буквально следовать тому, что говорит кто-то другой", - констатирует он.

По традиции, Далай-лама XIV сам укажет, где следует искать его перерождение после его ухода. В одном из наиболее сложных ритуалов тибетского буддизма специальной комиссии монахов предстоит интерпретировать мистические символы как указания на определенные места, чтобы найти мальчика, который будет признан следующим перерождением Далай-ламы. Проблема в том, что потребуется около 20 лет, чтобы появилась достойно образованная и повзрослевшая персона, способная возглавить борьбу своего народа за свободу. Но ни одно политическое движение в наши дни, в особенности то, которое китайский режим намерен вообще задушить, сможет выдержать эту 20-летнюю паузу, отмечает журнал Newsweek , посвятивший Кармапе статью в одном из последних номеров.

"Стратегия китайских сторонников жесткой линии всегда заключалась в том, что с уходом нынешнего Далай-ламы, тибетское движение выдохнется, или же развалится, - констатирует в Newsweek старший преподаватель Гарвардской школы права Лобсанг Сангай, участник специального совещания тибетцев в Дхарамсале в ноябре 2008 года. – Так что вопрос в том, кто сможет прийти ему на смену? И что произойдет с тибетским движением после его ухода? Это большая проблема".

Лобсанг Сангай принадлежит к числу тех, кто считает, что правильный ответ на этот вопрос уже найден: Кармапа может стать достойной заменой. Поскольку он представляет другую школу, он не сможет стать новым Далай-ламой, но занять пост регента вполне способен. "Он стал весьма привлекательным ламой для широкой публики, - отмечает Лобсанг Сангай, - и, что особенно важно, для молодых людей. Они могут с ним контактировать, и он того же возраста. Они знают, через какие трудности он прошел, когда совершил побег".
В ходе специального совещания тибетцев в ноябре не менее пяти из 15 рабочих секций указали Кармапу в качестве подходящего кандидата на то, чтобы возглавить тибетское сообщество в будущем. В качестве потенциального лидера его упомянули премьер-министр тибетского правительства в изгнании Самдонг Ринпоче и сам Далай-лама, назвавший его среди нескольких монахов, которые могут встать во главе движения.

В Бодхгайе, в беднейшем индийском штате Бихар, ежегодно проводится молитвенный фестиваль – кстати, 27-й ‘Kagyu Monlam’ назначен на период с 24 по 31 декабря 2009 года. 15 лет тому назад, в 1993-м, на этот фестиваль собирались около 200 участников, но с тех пор, как его возглавил Кармапа-лама, число присутствующих на нем монахов, монахинь и мирян стало расти, и теперь достигает 10 тысяч. Причем тибетцев оказывается даже меньше, чем иностранцев, говорящих с акцентом Бостона, Бирмингема и Берлина. Связанные с ростом пожертвований проблемы не прошли мимо внимания Кармапы - на последнем «Монламе» он снял за коррупцию администратора монашеского центра Гангток (Gangtok).

На прямой вопрос репортера Newsweek, заменит ли он Далай-ламу в качестве лидера, он ответил, что является лишь одним из многих возможных наследников: "Далай-лама как солнце. Неважно, сколько звезд на небе, они меркнут в сравнении с ним". Но можно говорить о формировании совместного руководства, ведь когда «много звезд собираются вместе, то светят с той же энергией и яркостью, что и солнце".

Валерий Никольский


Смотрите также: