Сохраним Тибет > Художник Гонпо и его муза Кермен

Художник Гонпо и его муза Кермен


13 апреля 2009. Разместил: savetibet

Житие Будды. Фрагмент настенной росписи главного храма Калмыкии
"Золотая обитель Будды Шакьямуни" (Элиста, Калмыкия)
Внутреннее убранство Центрального хурула засияло новыми красками. Как уже сообщали "ИК", на днях тибетские танкописцы завершили роспись стен храма. Изысканная, отточенная до мелких деталей работа мастеров длилась почти три.года. В разговоре с нами руководитель группы Туптен Гонпо скромно отозвался о своем творении, подчеркнув, что истинная цель этого искусства не заключается в индивидуальной фантазии художника и воплощении его личных сюжетов.

Настоящий танкописец в качестве главной ставит для себя задачу мысленно сосредоточиться на образах божеств, которых он рисует. Тибетский художник сведущ в священных текстах, и свою работу он сопровождает чтением молитв и мантр, особенно когда прописывает лики богов. Тогда полученное от них вдохновение может быть в дальнейшем передано созерцателям танки. В этом вся разница с классической европейской живописью, танку не нужно рисовать в привычном смысле слова. Художник как бы пропускает через себя непосредственное знание просветленного существа о своей природе, становясь посредником между ним и созерцателями. Скромный мастер не будет подписывать свою танку, она не имеет авторства в строгом смысле слова.

Туптен Гонпо учился этому тонкому мастерству в знаменитом монастыре Сэра на юге Индии. Учителями у него были геше Лобсанг Тензин и геше Гьялцен. Танкопись научила его по-настоящему чувствовать и видеть.

Для росписи Алтн-сюме художники использовали натуральные минеральные краски, изготовленные в Индии по древней рецептуре. В течение нескольких столетий они сохраняют свои свойства и не теряют яркости цвета.

По отзывам верующих, танки невольно завораживают своей красотой, всякий глядящий на них испытывает чувство безмятежности и легкости. Привлекают огромные настенные полотна и туристов. Гости не раз подчеркивали, что настенные танки выглядят словно живые картины.

Как рассказал Туптен Гонпо, в Индии художники зарабатывали себе на жизнь благодаря заказам из-за границы. В основном они поступали из стран Западной Европы, Америки, Малайзии, Сингапура. Покупатели, неплохо разбирающиеся в искусстве танкописи, заинтересованы, прежде всего, в эксклюзивной, ручной работе. Впрочем, уважающий себя мастер никогда не воспользуется трафаретом.

Существуют три основных вида тибетской танкописи - карма-гадри, менсар и менинг. По словам моего собеседника, они придерживаются последней традиции, которая отличается насыщенностью красок, богатством оттенков, частым использованием позолоты. Раньше тибетские правители заказывали танки последователям именно этой традиции. В Калмыкии никаких заказов они не брали, работали по десять часов в сутки. Слишком была ответственная задача...

В Калмыкии Гонпо встретил и свою судьбу. Его избранницей стала переводчица Кермен Менкенова. Молодую женщину хорошо знают прихожане хурула, она одна из лучших переводчиков с тибетского. Художник ласково называет свою любимую музой. Сейчас Кермен учится в аспирантуре КГУ. У семейной пары подрастает годовалый малыш Туптен Норзанг (это имя означает "сокровище"). Между собой супруги общаются на нескольких языках: тибетском, английском, хинди. Туптен Гонпо уже неплохо понимает по-русски и по-калмыцки. Как шутят Туптен Гонпо и Кермен, благодаря танкописи они нашли свое счастье

Валентина ЭРЕНДЖЕНОВА
Известия Калмыкии