Сохраним Тибет > В местности Шэнэхэн Хулэн-Буйрского аймака Внутренней Монголии построен новый дацан
В местности Шэнэхэн Хулэн-Буйрского аймака Внутренней Монголии построен новый дацан18 августа 2009. Разместил: savetibet |
Благодаря пожертвованиям мирян-шэнэхэнцев, администраций Шэнэхэнского сомона, Эвенкийского хошуна, Хулэн-Буйрского аймака и города Хух-хот за полтора года построено новое здание Цогчен-дугана. Участие в его строительстве приняла и диаспора шэнэхэнцев, проживающих в Бурятии.
Новый дацан откроется 20 августа. В честь этого события в Шэнэхэне состоится национальный праздник, где лучшие из лучших будут состязаться в приручении жеребцов, бурятской борьбе, скачках на лошадях и в стрельбе из лука. В 1927 году по инициативе бурятских священнослужителей был восстановлен старый разрушенный храм олетов (оолэд-монголы). На празднике, приуроченном к этому событию, было решено построить в Шэнэхэне бурятский дацан. Первая служба в Шэнэхэнском дацане состоялась в сентябре 1928 года. Тогда в дацане числилось около 70 лам. Большую роль в строительстве дацана для местных жителей (район заселен в основном переселенцами из Бурятии) сыграли выборные лица от живущих здесь верующих – дарга (глава) Бурятского хошуна Минлагай Мыжит, дид-дарга (заместитель главы) Жамсаранай Аюша, занги (должность) сомона Абидын Хулхандяа, от духовенства – Наяатайн Жалсан, Бальчиг габжа, Хэшэгтын Шираб. Эти люди проявили особую заинтересованность в строительстве буддийского бурятского храма в Хулэйн-Буйре. В те годы в Шэнэхэнском дацане служили ламы Цугольского, Агинского, Цонгольского, Чисанского и Эгитуйского дацанов. Сюда прибывали также ламы из других дацанов, направленные для учёбы в буддийские монастыри Тибета и Внутренней Монголии, которые уже не могли вернуться на родину. Напомним, что в 20-30 годы прошлого века многие агинские, хоринские буряты, спасаясь от советской власти, вынуждены были покинуть родину и оказались в Китае. Среди беженцев было много буддийских священнослужителей. В Шэнэхэнском дацане известными эмчи-ламами (Максар-лама, Еши марамба, Мунхын Доржо, Чойжолой Содном и др.) был основан центр монгольской медицины. В 1931 к приезду Его святейшества Девятого Панчен Эрдэни ламы построен Богдын ордон. В 1949 году лама Раднын Максар на свои сбережения построил Сахюусан сумэ. Вслед за этим в дацане был сооружен сумэ Маани. «Дагба Даржаалинг» – официальное название дацана, дарованное Богдо-гэгэном. К 1938-1939 гг. общее число лам в шэнэхэнском дацане достигло 300. Увеличение числа происходило за счет прибытия новых послушников-хувараков. А также из-за продолжавшегося процесса переселения бурят из России и присоединения лам Шэнэ Барги и олётов. Первым ширетуем (настоятелем) был Наялтай Жалсан. Всего же до культурной революции сменилось 8 ширетуев. В период культурной революции Шэнэхэнский дацан был стерт с лица земли за один день. Многие ламы были осуждены по ложным обвинениям, как японские шпионы. Молодых лам отправляли по домам пасти скот. В настоящее время в дацане официально служит 14 лам, среди них есть старейшие ламы, которые прошли учебу в ведущих монастырях Тибета и Китая. Из больших храмовых праздников большое количество мирян собирается на зимний Хуралай тараан – 15 числа первого месяца по Лунному календарю – последний день новогоднего хурала. Хуралай тараан возведен шэнэхэнскими бурятами в ранг всеобщего народного праздника и по значимости стоит в одном ряду с праздниками Обоо и Сагаалган. Пресс-служба Президента и Правительства Республики Бурятия |