Сохраним Тибет > На месте разрушенного хурульного комплекса в Цаган амане будет стоять субурган
На месте разрушенного хурульного комплекса в Цаган амане будет стоять субурган7 ноября 2009. Разместил: savetibet |
Жители поселка Татал Юстинского района, построив буддийский субурган на прошлой неделе, передали эстафетную палочку поселку Цаган аман. Здесь, прямо на обрывистом берегу Волги, где располагался крупный хурульный комплекс, который сравняли с землей в 1935 году, собрались люди, чтобы лично встретиться с Верховным ламой (Шаджин-ламой) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Местная администрация пригласила духовного лидера калмыцких буддистов для освящения места под будущую ступу.
Добирались мы до заречного участка вместе с ламами главного калмыцкого хурула несколько часов: Цаган аман ― один из самых удаленных от Элисты селений, граничащий с Волгоградом. Часть его на одной стороне реки с характерными для Калмыкии видами природы густо заселена людьми. Здесь стоит красивый хурул ― один из старейших в республике. Построен был в начале 90-х годов, сразу после того, как развитию религии дали зеленый свет. У входа прихожан встречают скульптуры снежных львов, барабаны кюрде, небольшие ели, а внутри ― сверкающий позолотой Будда и внушительного размера выразительные тханки. Уже более полугода в этом храме служит лама Тондуб, направленный из элистинского храма (хурула) «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Шаджин-ламой. При хуруле много живности: кошки, собаки, а в специальном сарайчике при монашеском домике живут два павлина ― довольно пугливые птицы, принимающие только тех, у кого в руках семечки. Женщина, которая варит еду монахам, дала нам в дорогу пакет борцков, сладких и нежных словно конфеты. Пересаживаемся на российские джипы ― Нивы, доезжаем до паромной переправы, откуда уже видно красоту противоположного берега, заросшего волжским лесом ― здесь, по рассказам директора местного пансионата «Сюмин Булынг» Владимира Бастаева, до войны проживала основная часть уроженцев поселка, а в хуруле было около двадцати буддийских лам. Однако после ссылки калмыки стали расселяться на степной стороне, а остров Цаган аман местная администрация решила сделать туристическим. Переправившись через Волгу, видим, что база отдыха с коттеджами в виде избушек будет соседствовать прямо рядом с субурганом: приезжие из разных городов России люди смогут не просто отдохнуть, но полюбоваться буддийской достопримечательностью. Правду говорят, что свято место пусто не бывает. Шаджин-лама вместе с геше Нгудубом, геше Тондубом и ламой Нгаванг Лодоем совершили важный обряд соланг на месте, где зарыт фундамент разрушенного хурула, а рядом ― захоронение калмыцкого ламы. По словам мастера строительства субурганов с пятнадцатилетним стажем Батра Бадмаева, ламы делают обильные подношения духам и божествам, живущим в этой местности. Для них большая честь и удовольствие слушать обращение самого Верховного ламы с просьбой разрешить использовать землю для строительства ступы. Неожиданно выглянуло солнце, в секунды затих ветер - значит местные хозяева, некогда покоренные именно мастерами буддизма, не имеющие физических тел, рады и довольны. Без этого обряда выкупа земли никак нельзя, в противном случае могут возникнуть препятствия: ломаются лопаты, участников строительства одолевают болезни, сам процесс затягивается, да и потом ступа не приносит должной пользы. По окончании ритуала на лице Тэло Тулку Ринпоче появляется улыбка. Последние символические штрихи ― вбивание колышков, обозначающих площадь сооружения, обвязывание их пятицветной нитью, вскапывание земли по периметру и коллективный обход воображаемой ступы… Ее благое воздействие смогут почувствовать не только люди, но и животные чудесного острова Цаган аман: по рассказам местных жителей, в лесах здесь водятся кабаны, лисы, волки, зайцы. А по дороге мы встретили жующих, спокойных-преспокойных коров, табун резвых лошадей и даже свинок, которых крестьяне не запирают в свинарниках, но выпускают пастись на полях. В Калмыкии каждая ступа прелестна по-своему. Когда строились первые из них, люди, прошедшие через исторический коридор бездуховности, еще не до конца вспомнили их предназначение. Сейчас же пришло время расцвета буддийской архитектуры в республике, и калмыцкие буддисты строят субурганы и хурулы своими руками, все глубже проникаясь тем священным искусством и той верой, которая была достоянием их предков. Буддизм в Калмыкии |