Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

На месте разрушенного хурульного комплекса в Цаган амане будет стоять субурган

7 ноября 2009 | Версия для печати
| Еще
Жители поселка Татал Юстинского района, построив буддийский субурган на прошлой неделе, передали эстафетную палочку поселку Цаган аман. Здесь, прямо на обрывистом берегу Волги, где располагался крупный хурульный комплекс, который сравняли с землей в 1935 году, собрались люди, чтобы лично встретиться с Верховным ламой (Шаджин-ламой) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Местная администрация пригласила духовного лидера калмыцких буддистов для освящения места под будущую ступу.

Добирались мы до заречного участка вместе с ламами главного калмыцкого хурула несколько часов: Цаган аман ― один из самых удаленных от Элисты селений, граничащий с Волгоградом. Часть его на одной стороне реки с характерными для Калмыкии видами природы густо заселена людьми. Здесь стоит красивый хурул ― один из старейших в республике. Построен был в начале 90-х годов, сразу после того, как развитию религии дали зеленый свет. У входа прихожан встречают скульптуры снежных львов, барабаны кюрде, небольшие ели, а внутри ― сверкающий позолотой Будда и внушительного размера выразительные тханки. Уже более полугода в этом храме служит лама Тондуб, направленный из элистинского храма (хурула) «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Шаджин-ламой. При хуруле много живности: кошки, собаки, а в специальном сарайчике при монашеском домике живут два павлина ― довольно пугливые птицы, принимающие только тех, у кого в руках семечки. Женщина, которая варит еду монахам, дала нам в дорогу пакет борцков, сладких и нежных словно конфеты.

Пересаживаемся на российские джипы ― Нивы, доезжаем до паромной переправы, откуда уже видно красоту противоположного берега, заросшего волжским лесом ― здесь, по рассказам директора местного пансионата «Сюмин Булынг» Владимира Бастаева, до войны проживала основная часть уроженцев поселка, а в хуруле было около двадцати буддийских лам. Однако после ссылки калмыки стали расселяться на степной стороне, а остров Цаган аман местная администрация решила сделать туристическим. Переправившись через Волгу, видим, что база отдыха с коттеджами в виде избушек будет соседствовать прямо рядом с субурганом: приезжие из разных городов России люди смогут не просто отдохнуть, но полюбоваться буддийской достопримечательностью. Правду говорят, что свято место пусто не бывает. Шаджин-лама вместе с геше Нгудубом, геше Тондубом и ламой Нгаванг Лодоем совершили важный обряд соланг на месте, где зарыт фундамент разрушенного хурула, а рядом ― захоронение калмыцкого ламы.

По словам мастера строительства субурганов с пятнадцатилетним стажем Батра Бадмаева, ламы делают обильные подношения духам и божествам, живущим в этой местности. Для них большая честь и удовольствие слушать обращение самого Верховного ламы с просьбой разрешить использовать землю для строительства ступы. Неожиданно выглянуло солнце, в секунды затих ветер - значит местные хозяева, некогда покоренные именно мастерами буддизма, не имеющие физических тел, рады и довольны. Без этого обряда выкупа земли никак нельзя, в противном случае могут возникнуть препятствия: ломаются лопаты, участников строительства одолевают болезни, сам процесс затягивается, да и потом ступа не приносит должной пользы.

По окончании ритуала на лице Тэло Тулку Ринпоче появляется улыбка. Последние символические штрихи ― вбивание колышков, обозначающих площадь сооружения, обвязывание их пятицветной нитью, вскапывание земли по периметру и коллективный обход воображаемой ступы… Ее благое воздействие смогут почувствовать не только люди, но и животные чудесного острова Цаган аман: по рассказам местных жителей, в лесах здесь водятся кабаны, лисы, волки, зайцы. А по дороге мы встретили жующих, спокойных-преспокойных коров, табун резвых лошадей и даже свинок, которых крестьяне не запирают в свинарниках, но выпускают пастись на полях.

В Калмыкии каждая ступа прелестна по-своему. Когда строились первые из них, люди, прошедшие через исторический коридор бездуховности, еще не до конца вспомнили их предназначение. Сейчас же пришло время расцвета буддийской архитектуры в республике, и калмыцкие буддисты строят субурганы и хурулы своими руками, все глубже проникаясь тем священным искусством и той верой, которая была достоянием их предков.





Буддизм в Калмыкии
Просмотров: 3666

Комментарии:

edol (Гости) | 8 ноября 2009 21:54  
Всем превед кто из цагана !
Возрождение культуры, религии - это хорошо. А кто даст на это немалые деньги. Меценаты, администрация района со своим дырявым бюджетом или опять засчет народа ?
Амрита (Гости) | 9 ноября 2009 10:55  
Спасибо, за весточку из дома)))

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Ноябрь 2009    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru