Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Руслан Глобу: «В Сыктывкаре все – буддисты»11 декабря 2009 | Версия для печати
«Красное знамя» продолжает цикл публикаций, затрагивающих довольно болезненную, как оказалось, тему веротерпимости. На прошлой неделе мусульмане отметили Курбан-байрам. Мы писали об этом. Гость сегодняшнего номера – председатель буддийского Дхарма-центра в Сыктывкаре «Нагарджуна» Руслан Глобу (духовное имя – Лобсанг Сенге). Мы встретились в центре «Нагарджуна», расположенном в одном из пригородных посёлков. Тот день, как выяснилось по тибетскому календарю, благоприятствовал путешествиям, созданию семьи и стрижке волос, но был неудачным для приёма гостей. Однако, насколько интересной получилась встреча, судить читателю.
Время настало - Руслан, начнём с самого начала. Кто ты, так сказать, в миру, и как ты лично пришёл к буддизму? - Я родился в Троицко-Печорске и почти всю жизнь провёл в Коми. У меня высшее юридическое образование. Как и многие представители моего поколения, с юности интересовался культурой Востока. В 2005 году я поехал в Тыву, намереваясь оттуда попасть в Тибет. Туда я не попал, но в Тыве встретил одного из Учителей. Это был второй человек в иерархии тибетского буддизма Богдо-Геген IX, правая рука Далай-ламы. Поскольку я испытывал сильное влечение к философско-этической системе буддизма, то общение с этим человеком окончательно определило мой духовный выбор. - Расскажи об истории вашей общины. - Начну издалека. В начале девяностых годов, после посещения нашей страны, Его Святейшество Далай-лама решил, что для буддистов России настало время возрождения их духовных традиций. В Москве был учреждён Центр тибетской культуры и информации. Руководить московским Центром стал тогда ещё молодой ученик Его Святейшества Джампа Тинлей. Впоследствии, получив учёную степень «геше» (доктор буддийской философии), он стал представителем Далай-ламы в странах СНГ и Монголии. Центр «Нагарджуна» – это буддийская община, созданная с благословения досточтимого Учителя Геше Джампа Тинлея группой его учеников в 2007 году. А это помещение мы занимаем с марта 2009 года. Подробнее о нашем центре любой желающий может узнать на сайте www.nagarjuna.ru. - Чем отличается центр от дацана? - Дацан – это храм либо монастырь. Центром может называться любое помещение, куда приходят люди, интересующиеся философией буддизма, и где они могут получить литературу, послушать лекции, посмотреть видео. Общее у дацана и центра – наличие алтаря, которому даруются подношения и перед которым происходят простирания. Буддист совершает три простирания, приходя в любое место, где его встречает алтарь. Насколько мне известно, дацана нет даже в Москве, а петербургский создан ещё до революции 1917 года. Ничего тайного - Что означает название вашего центра – «Нагарджуна»? - Это имя одного из величайших буддийских философов. Нагарджуна – «змей-древо» на санскрите – жил во II веке в Индии. Автор многих трудов. Не только по философии, но и по логике, врачеванию, алхимии, металлургии. Причислен к лику бодхисаттв* Махаяны.** Канонизирован в тибето-монгольской иконографии. - Хорошо, расскажи о ваших практиках. - Ничего тайного или мистического. У нас есть практики по правильной эксплуатации наших умов и тел. Это мантры. Главная мантра – «Ом мани падме хум». Ещё одна очень важная практика – это ретрит. Буквально – затворничество. Но речь, разумеется, не о внешнем, а о внутреннем, духовном затворничестве. Это состояние сосредоточенности ума, когда верующий перед алтарём читает мантры в течение двух часов. Потом – два часа перерыва и опять двухчасовой ретрит, всего – четыре сессии в день. Итого прочитывается сто тысяч мантр – таково желательное количество. Ретрит можно практиковать и сообща с духовными братьями и сёстрами. Ежегодно летом мы ездим на «Байкальский ретрит». В июле на южный, бурятский берег Байкала, на месяц съезжаются российские буддисты, не все, но со всей страны, около тысячи человек, и разбивают палаточный лагерь. - Мандалы***, как в фильме «Маленький Будда», насыпаете? - Нет. Мандалы умеют делать только монахи, которые обучаются этому мистическому искусству с детства. Искусство построения песочных мандал тибетские буддисты веками сохраняли в тайне. - Как можно простыми словами определить этические законы буддизма? - Те же, что и в иных мировых религиях. Когда приходишь к выбранному Учителю, он возлагает на ученика обеты: не убивать, не вредить любой жизни и уважать всякую жизнь, даже насекомого. В буддизме Махаяны, который мы практикуем, рассматривается три вида негативных деяний: тела, речи и ума. То есть необходимо воздерживаться от дурных поступков, слов и мыслей. И, наоборот, совершать благие поступки и мыслить позитивно. «Пропагандой не занимаемся» - Местные жители каким-то образом демонстрируют своё отношение к вам? - Они просто не знают о нас. Во всяком случае, большинство. Мы не занимаемся прямой пропагандой, не идём «в народ»… Хотя насчёт неосведомлённости соседей я, пожалуй, неправ. На днях кто-то из них принёс вашу газету с моим фото. Наверно, им было приятно увидеть в газете знакомое лицо. - Правильно ли я понял, что буддизм и миссионерство… - …Абсолютно взаимоисключены! Буддизм – вообще такая религия, что, если ты сам не спросишь, никто тебе ничего не скажет и не расскажет. Буддисты не стремятся нести своё учение в массы. Даже если ты встал на этот путь и выбрал себе Учителя, требуется трижды попросить его стать твоим Учителем. Может, и трёх раз не хватить. Поэтому изначально буддисты – это, как правило, терпеливые люди. А терпение помогает вызреванию в человеке мудрости. Главное – мудрость, а не простирания и другие ритуалы. Часто ли тебе встречаются мудрые люди? - К сожалению, очень редко... Собирается ли ваш Учитель приехать в Сыктывкар? - Конечно, Геше Джампа Тинлей приедет сюда в перспективе, надеемся, не очень отдалённой. Мы его уже не раз приглашали, и, наверно, Сыктывкар внесён в план поездок по стране. - Ты всё время говоришь «мы». А сколько в Сыктывкаре буддистов? - Сейчас наш центр регулярно посещают четыре человека. А вообще, в Сыктывкаре – все буддисты. - Ты добр, как истинный буддист. - Нет, серьёзно. Так думать меня заставила в том числе и прошлогодняя история с собакой... - ? - Прошлой осенью я подобрал на дороге собаку с перебитой лапой. Потом выяснилось, что у пса перебиты обе задние лапы: его сбила машина. Многие люди помогли выходить собаку. Врачи обычной поликлиники сделали рентгеновский снимок. Одна соседка дала десять тысяч рублей на операцию. Я даже смог отвезти Белого – так мы назвали пса – на специальную операцию в Киров... Вот почему я говорю, что здесь все – буддисты. Только многие об этом не знают. * Бодхисаттва – существо, стремящееся к просветлению; просветлённое существо (санскрит). ** Махаяна – «великая колесница» (санскрит), или «Колесница всеобщего спасения», одна из систем буддийской теории и практики. *** Мандала – мистическая модель мира у буддистов. Насыпается из разноцветного песка. Песочные мандалы впервые открыты иностранцам при нынешнем Далай-ламе. Красное знамя Просмотров: 3732
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |