Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

В нашей традиции предшественник признает своего последователя – Кармапа

6 января 2010 | Версия для печати
| Еще
Пресс-конференция Его Святейшества 17-го Гьялвы Кармапы Оргьена Тринлея Дордже в рамках 27-го Кагью-Монлама
(26 декабря 2009, монастырь Тергар, Бодхгая, Индия)





В нашей традиции предшественник признает своего последователя – Кармапа- Планируете ли вы вернуться в свою резиденцию в монастыре Румтек, в Сиккиме. На какой стадии находится решение этого вопроса?

Множество моих последователей в Сиккиме направляли соответствующие прошения о моем возвращении в Сикким и, в частности, в резиденцию в монастыре Румтек. Кроме того, правительство штата Сикким обращалось к Центральному правительству Индии с просьбой предоставить мне возможность вернуться в свою резиденцию. И, следуя их пожеланиям, я со своей стороны также направил прошение в адрес центрального правительства о предоставлении мне такой возможности. По сей день – а с момента отправки этого письма прошло какое-то время – я не получил какого бы то ни было ответа от правительства Индии. Таково положение вещей на настоящий момент. Поэтому я не могу дать определенного ответа на ваш вопрос.

- Недавний визит Его Святейшества Далай-ламы в штат Аруначал Прадеш вызвал весьма неоднозначную реакцию [со стороны правительства КНР]. Как вы можете это прокомментировать?


На мой взгляд, этот визит не нуждается в особых комментариях с моей стороны несмотря на весь тот шум, который был поднят вокруг него. Ведь у отношений между Далай-ламой и народом Мон – жителями Таванга, штата Аруначал Прадеш – многовековая история. Эти отношения поддерживали несколько поколений Далай-лам. Что касается нынешнего 14-го воплощения, то это его четвертый визит в регион. То есть мы имеем дело с обычным посещением верующих. Не понимаю, для чего поднимать шум вокруг вполне закономерного визита.

- Несколько слов о ваших проектах в области охраны окружающей среды.

Я осознаю острую необходимость рассказать людям о том, в каком тяжелом положении оказалась окружающая среда. Мы начали работать в этом направлении два года назад. Но поскольку это вопрос чрезвычайной значимости, вопрос глобальный, то едва ли можно ожидать каких-либо незамедлительных результатов на практическом уровне. Однако мы считаем, что существенных изменений можно достичь только в том случае, если мы сможем предоставить людям соответствующую информацию. Наши усилия сосредоточены, прежде всего, на работе с жителями гималайского региона – Непала, Бутана, прилежащих областей и, разумеется, Индии, поскольку гималайский регион играет исключительно важную роль с точки зрения природопользования, и изменение его природной среды может иметь последствия глобального характера.

Мы также воспользовались присутствием значительного числа представителей Сангхи, монахов, прибывших сюда из разных частей гималайского региона, чтобы разъяснить им, что они могут служить обществу не только в духовном, но и в секулярном плане. Одним словом, мы считаем, что главное – донести информацию, рассказать людям о том, каково истинное положение вещей на настоящий момент, какие виды оказались под угрозой, что необходимо предпринять и так далее. Действуя в этом ключе, мы выпустили ряд печатных материалов, провели две больших конференции по вопросам защиты окружающей среды, которые, могу заметить, были весьма успешными. Насколько мы можем судить, люди почерпнули для себя много нового. Они вернутся в свои поселения и расскажут о том, что узнали, и начнут предпринимать определенные шаги практического характера.

- Ваше Святейшество, что бы вы хотели передать тем людям, которые пригласили вас в турне по Европе, намеченное на 2010 год? Какой будет цель вашего посещения Европы, если вы получите разрешение от правительства Индии на выезд из страны?

С момента моего прихода в Индию я впервые смог посетить страну, расположенную за ее пределами, в прошлом году - Соединенные Штаты, в Северной Америке. Это был первый шаг. Я планирую посетить и другие страны, лежащие вне индийской земли, – теперь путь проторен.

На протяжении долгих лет многие люди искренне просили меня приехать в Европу. В том числе многочисленные ученики моего предшественника, 16-го Гьялвы Кармапы, а также весьма многочисленные друзья и знакомые, которые питают истинный интерес к буддийской Дхарме. Они приглашали меня, как я сказал, на протяжении долгого времени. Поэтому я считаю важным осуществить их желания, прилагая усилия на духовной ниве. Конечно, у меня не будет времени посетить все страны, которые мне интересны. Но я, по меньшей мере, планирую посетить некоторые из них, дабы исполнить желания их жителей.

- Ваше Святейшество, ваши последователи уже давно ждут вашего визита в Тайвань. Планируете ли вы посетить Тайвань? И еще один вопрос – какова, на ваш взгляд, главная добродетель, которую следует практиковать людям нашей эпохи?


С тех пор как я пришел в Индию из Тибета, минуло уже почти 10 лет. Почти десятилетие – безусловно, это долгий срок. И на протяжении этого весьма продолжительного времени мне лишь однажды удалось пересечь океан. Учитывая вышесказанное, крайне сложно сказать, когда благоприятные обстоятельства сложатся столь удачно, чтобы такой визит состоялся. Перед нами нелегкая задача, однако, поскольку я являюсь духовным лидером, я считаю своей обязанностью исполнять желания тех, чьи сердца исполнены преданности.

Теперь по поводу вашего второго вопроса о том, какую добродетель следует практиковать в наше непростое время, время упадка. Сегодня мы становимся свидетелями колоссального материального прогресса, появления новых технологий во имя развития человечества. Эти тенденции вынуждают нас постоянно вовлекаться в какие-то занятия, не сидеть на месте. Но они также влияют на омрачения нашего ума, нездоровые омрачения, или привычные тенденции, сталкивая их друг с другом и приводя к хаосу в нашем сознании. Мне кажется, что в подобных обстоятельствах мы должны уделять пристальное внимание тому, каким является наше поведение. Мы должны брать на себя ответственность за собственные поступки. Вопрос защиты окружающей среды, например, сводится к нашему образу действий. Да, нам нужно зарабатывать на жизнь, нам нужно выживать, но каким образом мы достигаем этих целей? Следим ли мы за своим поведением, отдаем ли себе отчет в том, как это сказывается на окружающей среде? Здоровое, ответственное поведение (по меньшей мере, поначалу) имеет первостепенную значимость.

- Ваше Святейшество, я из Хорватии. Я знаю, вы видите, что весь мир нуждается в духовной помощи, но эту маленькую и прекрасную страну на протяжении тысячи лет раздирают войны. За последние сто лет мы пережили три войны – первую, вторую мировые войны и третью, которая была самой печальной, поскольку была гражданской, когда брат поднял руку на брата. Эта война завершилась 15 лет назад, но она продолжается в умах людей. Они по-прежнему ненавидят, обвиняют друг друга, растет число самоубийств – явный признак страдания. Я вижу, что моя земля – а я странствую по свету – это земля боли и печали, где растут только ненависть и гнев. Люди не знакомы с понятием карма – это христианская страна. Мне кажется, нам нужно призвать Будду, дабы он пришел и исцелил эту землю и нас самих. А потому я прошу вас, если будет такая возможность, посетите Хорватию. И еще, какое бы наставление вы могли бы дать людям, которые ничего не знают о карме?


Это можно называть «кармой» или как то иначе, но общий принцип таков: «Что посеешь, то и пожнешь». И этот принцип вполне созвучен тому, что проповедует христианство, насколько я его понимаю. Ведь христианство призывает нас быть милосердными к другим существам, добрыми, сострадательными… Главное, чтобы эти слова не оставались для нас пустым звуком – «братство», «доброта»… Мы должны применять эти понятия в жизни. Они придуманы не только для теологических изысканий, они должны применяться на практике, когда в том есть необходимость.

Я сосредоточился на ваших словах и почувствовал сострадание: на долю вашей страны выпали долгие годы ненависти и страданий… Однако очень важно понимать, что если мы постоянно будем винить других, то едва ли это решит наши проблемы. Нужно научиться принимать, нужно быть открытыми – в этом наша задача, мы должны искать альтернативу. Ситуация может быть неблагоприятной, но мы лишь усугубим ее, если станем сами загонять себя в угол, если станем заключать себя в темницу, позволим проявиться клаустрофобии. В этом случае мы останемся наедине с мыслями о самоубийстве. И я хочу, чтобы вы ясно поняли – это плохо для окружающих, плохо для вас самих.

В современном мире мы имеем дело с такими огромными объемами информации, мы в курсе стольких событий, происходящих по всему миру. У нас есть возможность видеть, у нас есть возможность слышать, и, основываясь на том, что мы видим и слышим, мы должны извлекать соответствующие уроки, мы должны мыслить глобально, мы уже не можем позволить себе придерживаться пристрастного, сектантского образа мыслей. Мы должны мыслить глобально, думать обо всем мире, в котором мы живем.

- Ваше Святейшество, сегодня утром вы много говорили о необходимости избегать сектантского подхода. В России, а также в сопредельных западных странах существует эта проблема. Почему, на ваш взгляд, она приобрела такой размах в наши дни и как ее искоренить?


Да, ранее, на учениях я довольно много говорил на эту тему в духовном контексте. Едва ли я могу что-то добавить. Однако я могу сказать следующее. Когда речь заходит о поддержке или защите своей собственной духовной традиции, ее распространении, о самом факте ее существования, то те, на кого возложены эти задачи, должны очень ясно понимать, что означает «процветание традиции». На мой взгляд, количественный фактор не является показателем процветания. Если у данной традиции большое число последователей, то это еще не говорит о ее силе и процветании. Главное – что составляет сущность ее духовной практики. Для того чтобы духовная практика была качественной, для того чтобы у последователей был широкий духовный кругозор, необходима информация. Она необходима всем – и тем, кто занимает лидирующие посты, и тем, кто их слушает и следует за ними. В разных странах обстоятельства складываются по-разному, есть отличия в условиях. А потому нужно отталкиваться от того, какие возможности есть у нас на практическом уровне. Нужно отталкиваться не от догм, но от реальных, практических возможностей – осознавать, что применимо в условиях жизни данного сообщества.

Те люди, которые занимают лидирующие посты в обществе, если они не осведомлены о существующих условиях, о сложившемся положении вещей, о плюсах и минусах, то как могут они принести пользу? Знания, предоставление людям адекватной информации разумными средствами – это наиболее значимый фактор.

В нашей традиции предшественник признает своего последователя – КармапаЗнания очень важны, нам нужно знать обо всем – и о хорошем, и о дурном. В духовном контексте мы говорим о необходимости оставить пагубные мысли, дурные деяния. Но как можем мы оставить негативные мысли и действия, если мы не знаем, какие действия и мысли являются дурными, и какие последствия они влекут за собой. Нас нужно учить не только тому, что есть добродетель, которую нужно в себе воспитывать, но и тому, что есть недобродетель, которой следует сторониться, чтобы не привить себе пагубных наклонностей. Поэтому очень важно разъяснить людям сложившуюся ситуацию, указывать источники информации и пояснять, как применить их на практическом уровне.

- Что вы можете сказать о заявлении со стороны Тхае Тинлея Дордже о том, что он является Кармапой?


Сообщу для информации, чтобы окончательно прояснить этот момент. В традиции ясно сказано, что предшественник признает своего последователя, а не наоборот. Предшественник, превосходящий по силе, старший, признает своего последователя, а отнюдь не младший. Для полной ясности: я был признан на основании традиционного пророческого письма, оставленного моим предшественником, 16-м Гьялвой Кармапой. Я был распознан и признан Его Святейшеством Далай-ламой, а также другими выдающимися и уважаемыми духовными лидерами различных буддийских традиций. Это огромная ответственность, и поэтому я должен сосредоточить свое внимание на выполнении возложенных на меня задач, и у меня нет времени заниматься чем-либо еще помимо этого.

Что касается пророчества 16-го Кармапы, оставленного в пророческом письме, то это подлинная и традиционная процедура, проведенная в соответствии с единодушным пожеланием верующих.

Его Святейшество Далай-лама, без сомнения является не только признанным духовным лидером тибетского буддизма, но и выдающимся лидером мирового масштаба. Широко известно, что он говорит только правду. И поскольку он признал меня Кармапой, то я просто выполняю свою работу. И к этому нет необходимости что-либо добавлять.

- Ваше Святейшество, в этом году вы сделали особый упор на личности Миларепы: вы продолжаете учения по его житию, даете посвящение Миларепы, а также проводите ганачакру. Кроме того, сейчас возведена прекрасная сцена на поле рядом с монастырем, где будет представлена ваша пьеса о жизни Миларепы. Не могли бы вы немного рассказать нам о том, как вы работали над этой пьесой, как вам пришла такая идея, а также почему вы сделали такой акцент на личности Миларепы в этом году, почему это столь важно?


Да, я написал сценарий для пьесы о жизни Миларепы, и я довольно подробно изложил свои мысли, свое понимание этой личности, однако основную работу сделали и продолжают делать другие люди. Мой вклад заключается только в написании сценария и обмене мнениями с задействованными в этом процессе людьми.

Моя цель? В Тибете существовала многовековая традиция исполнительских искусств, и по сей день ее можно назвать процветающей. И я подумал, что мог бы внести свой вклад в ее дальнейшее развитие. С другой стороны, это древняя традиция, которая опирается на древний язык. Выражения, которые обычно используются в произведениях такого рода, людям современной эпохи могут показаться чересчур архаичными. Мы постарались перевести диалоги на более современный, более понятный, более разговорный язык, чтобы люди могли по-настоящему осознать происходящее. Это одна из ключевых задач.

Вторая… хотя жизнеописания великих буддийских наставников можно найти во многих выдающихся философских сочинениях, лишь немногие имеют к ним доступ. Язык, на котором они написаны, отличается таким богатством, то простому мирянину нелегко в нем разобраться. Когда же эти истории рассказываются на языке театральной постановки, то люди начинают понимать все величие жизненного пути этих выдающихся буддийских наставников.

Благодаря артистам Тибетского института исполнительских искусств мы смогли подготовить эту постановку, и все вопросы, касающиеся сценической работы, следует адресовать им.

- Кто сейчас возглавляет монастырь Цурпху? Хотели бы вы посетить его в этой жизни? Сколько регентов живы в настоящее время?


Когда я уходил из Тибета, все мои мысли были сосредоточены на том, удастся ли мне уйти. Я не успел подумать о том, кого я могу оставить в качестве управляющего монастырем Цурпху. Но есть один выдающийся Ринпоче, который сейчас оказывает помощь монастырю. Однако у меня не было возможности назначать кого-либо на административную должность.

Вы спросили меня, планирую ли я посетить Цурпху при жизни. Вы должны знать, что я -еще довольно молодой человек. Быть может, мне не стоит впадать в такой пессимизм. Сколько еще я должен оставаться взаперти, сидя на одном месте? Скорее всего, это случится. Я молод. Такая возможность существует.

Все регенты, которых вы перечислили, живы.

- Ваше Святейшество, если бы вам нужно было выбрать одну из трех целей, какую бы вы сочли наиболее важной – борьбу за свободу Тибета, изменение окружающей среды, или повышение информированности населения?

Информированности о чем?

- Информированности о важности духовных ценностей.

Все три, перечисленные вами задачи, в равной мере сложны для решения на практическом уровне. Свобода Тибета – очень сложная задача. Защита окружающей среды – тоже очень сложная. И предоставить людям соответствующую информацию о духовных ценностях в глобальном масштабе также очень трудно. Все три задачи сложны для осуществления. Я же во всем, что я делаю, стараюсь достигать практических результатов в противовес порождению неких идеальных фантазий. Было бы неверно говорить - я возьмусь за эту задачу, в то время как я не пониманию, удастся ли мне ее выполнить. Я бы ориентировался на ситуацию и обстоятельства. Прекращать то, что подлежит прекращению, и инициировать то, что возможно инициировать. Вместо того чтобы чисто гипотетически выбирать ту или иную задачу, не отдавая себе отчет в том, есть ли у этого выбора какая-либо подоплека в реальной действительности.

Видео: Игорь Янчеглов
Озвучание: Наталья Иноземцева и Максим Брежестовский
Перевод: Юлия Жиронкина


Запись учений Его Святейшества Кармапы
По тексту Нагарджуны: Письмо к другу(20-22 декабря 2010, Монастырь Тергар, Бодхгая, Индия)
По житию Миларепы в рамках 27-го Кагью Монлама (24-31 января, Ступа Махабодхи, Бодхгая, Индия)
Программа 27-го Кагью-Монлама

Смотрите также:

17-й Кармапа Оргьен Тринлей Дордже получил учения и посвящения от Далай-ламы
Кармапа Оргьен Тринлей Дордже о своей роли и тибетском вопросе
Гьялва Кармапа открыл пятидневную конференцию по Винае
Кармапа Оргьен Тринлей Дордже посетил ступу Махабодхи
Кармапа XVII Оргьен Тринлей Дордже прибыл в Бодхгаю для проведения обширной духовной программы



Фильм Клеменса Кьюби о восстановлении монастыря Цурпху, главной резиденции Кармапы, и борьбе тибетского народа за свободу. Оригинальное название: "Tibet: Survival of the Spirit".
Части 1, 2, 3
Скачать фильм полностью
Другие работы режиссера:
Кармапа - живой Будда
Как снимали фильм о Кармапе XVII

Просмотров: 5131  |  Тэги: Кармапа, Кагью

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Январь 2010    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru