Сохраним Тибет > Далай-лама: не можешь быть монахом – не носи монашеских одеяний

Далай-лама: не можешь быть монахом – не носи монашеских одеяний


7 января 2010. Разместил: savetibet
На продолжающихся в эти дни учениях в Бодхгае духовный лидер тибетского буддизм Его Святейшество Далай-лама выступил с жесткой критикой в адрес тех священнослужителей, которые, не являясь монахами, облачаются в монашеские одежды, вводя в заблуждение людей, обращающихся к ним за помощью.

Поводом для безапелляционного выступления Далай-ламы, потребовавшего, чтобы подобного рода священнослужители сняли монашеские одежды, послужило его недавнее общение с монахами традиции Тхеравада. Его Святейшество Далай-лама встречался с бирманскими монахами в рамках крупного международного форума «Парламент мировых религий», проходившего в прошлом месяце в Мельбурне (Австралия).

«Я знал, что в Бирме по сей день сохранилась очень сильная традиция медитации (шаматхи и випашьяны), и потому выразил бирманским монахам знаки почтения, - рассказал Далай-лама. – Во время нашей беседы они сказали мне: «Мы – последователи одного и того же учителя (Будды), но между нами огромная разница».

Когда я услышал эти слова, во мне возник внутренний протест. Разумеется, различия между нами есть, однако основой все равно остается Виная (свод монашеской дисциплины). Мы следуем санскритской традиции Винаи (Муласарвастивада), а они - традиции Тхеравада. В нашей традиции полностью посвященные монахи держат 253 обета, а в их традиции - 227. Я изложил все различия между нашими двумя традициями Винаи, и бирманские монахи с изумлением спросили меня: «Как, у вас тоже есть Виная?!».

Комментируя этот случай, Его Святейшество Далай-лама подчеркнул, что корнем буддийской Дхармы являются монахи, соблюдающие обеты Винаи. «Однако в наше время появились люди, которые носят монашеские одеяния, и при этом имеют жен. Порой мы оказываемся в совершенно отчаянном положении, когда нам приходится задавать вопрос: «Вы монах с женой или без жены?» - заметил он под раскатистый смех 30 тысяч слушателей.

В качестве примера подобного печального положения вещей Его Святейшество Далай-лама привел Монголию, что в той или иной степени можно экстраполировать и на буддийские регионы России.

«Это никуда не годится, когда нам приходится спрашивать человека, облаченного в монашеские одеяния, есть у него жена или нет, – заявил Далай-лама. – Еще во времена царя Трисонга Децена, когда он, Падмасамбхава и настоятель Шантаракшита действовали сообща, они провели четкое различие между монахом и мирянином, в том числе тем, кто практикует тантру. Это очень скверно, когда находятся люди, которые надевают монашеские одежды и ведут себя как монахи, при этом не являясь монахами».

Его Святейшество вспомнил еще одну встречу, которая состоялась у него некоторое время назад в Польше с женщиной-профессором, посвятившей себя изучению буддизма в Монголии. «По ее признанию, некоторые монгольские монахи говорили ей, что хотят быть буддистами 21-го века, то есть женатыми «монахами». Она спрашивала меня, возможно такое или нет?

Далай-лама: не можешь быть монахом – не носи монашеских одеяний

Держать в чистоте обеты монаха и одновременно иметь жен невозможно – таков был мой ответ. Монашеская традиция берет начало от Будды Шакьямуни, и, согласно этой традиции, монашество подразумевает обет безбрачия. Мы не можем менять этот уклад, ссылаясь на то, что кому-то было явлено то или иное видение, и теперь можно быть монахом и иметь жену. Конечно, в тантре упоминается о разного рода видениях божеств. Однако что касается норм монашеской дисциплины, то они незыблемы, и здесь не может быть никаких исключений. Эти правила были изложены самим Буддой Шакьямуни», - подчеркнул Далай-лама.

Его Святейшество Далай-лама вспомнил то чувство неловкости, которое он испытал, когда во время одного из визитов в Монголию облаченный в монашеские одеяния Хамбо-лама Монголии подвел к нему маленькую девочку и представил ее как свою дочь.

«Нам нужно быть очень внимательными в этом вопросе. Не можешь быть монахом – не носи монашеских одеяний», - подчеркнул он.

Духовный лидер тибетского буддизма отметил, что подобное положение вещей отчасти связано с теми нелегкими испытаниями, которые выпали на долю монгольских народов, на долгие годы утративших возможность исповедовать свою традиционную религию. Он вспоминал свой первый визит в Монголию, состоявшийся в 1979 году: «Монголия тогда по-прежнему была коммунистической страной, и на практику Дхармы были наложены жесткие ограничения. В стране еще оставались монастыри, и я обратил внимание, что пожилые монгольские монахи читали молитвы на тибетском языке. Они не могли разговаривать на тибетском, но знали письменный язык, и мы общались друг с другом в письменной форме. Я писал им свои вопросы, а они, в свою очередь, писали мне ответы.

Монголы говорили, что если читать молитвы на тибетском языке, то в них будет больше благословенной силы. Это подобно тому, как мы, тибетцы, говорим, что если читать молитвы на санскрите, то они несут больше благословения».

Как бы то ни было, в настоящее время главным ориентиром должно быть восстановление чистой монашеской дисциплины, которая со времен буддийского царя Сонгцена Гампо составляла суть тибетского буддизма. По всей видимости, тема укрепления монашеской дисциплины в ближайшее время станет одной из центральных тем на всей обширной территории распространения тибетского буддизма.

Напомним, что в прошлом месяце в монастыре Тергар в Бодхгае состоялся семинар по Винае, возглавляемый Его Святейшеством 17-м Кармапой Оргьеном Тринлеем Дордже. В жарких дискуссиях о тонкостях монашеской дисциплины и возможности восстановления полного монашеского посвящения для женщин принимали участие монахи и монахини из всех основных монастырей школы Кагью, расположенных в Индии, Непале, Бутане и других странах.

Его Святейшество Далай-лама, со своей стороны, пригласил встреченных им в Мельбурне бирманских монахов посетить тибетские монастыри для совместного обсуждения свода Винаи.

«Когда эти два бирманских монаха сказали мне, что между нами большая разница, мне стало не по себе, и я задумался - что же делать? Я сказал им, что у нас есть различия в количестве обетов, а в остальном правила одинаковы. Я пригласил их посетить наши монастыри для обсуждения Винаи с нашими монахами, чтобы мы могли чему-то научиться у них и с надеждой, что и они, возможно, смогут чему-то научиться у нас. Очень важно ближе знакомиться друг с другом», - отметил Далай-лама.


Юлия Жиронкина