Сохраним Тибет > Уроки восстания в Тибете
Уроки восстания в Тибете10 марта 2010. Разместил: savetibet |
Толпа тибетцев у дворца Норбулингка требует ухода китайцев из Тибета, 10 марта 1959 г. (DIIR Archive, Central Tibetan Administration). Большое внимание уделено там и восстанию тибетцев против китайской власти в 1959 г. Теперь без псевдонима "Семен Китаев", я хотел бы 10 марта обратиться к теме этого восстания и его последствий. Не буду повторять факты и аргументы – их читатель найдет в книге; ее электронная версия должна быть на savetibet.ru. Остановлюсь лишь на выводах, некоторые из которых актуальны и сегодня. Начальная причина восстания – претензии на Тибет властей Китая. Тибетцы в большинстве своем не хотели и не хотят жить в Китае, но их об этом не спрашивали и не спрашивают. Сами же китайские претензии на Тибет – это старая история. Согласно великоханьской исторической традиции, в мире может быть лишь один правитель – император Срединного государства. Отсюда ухищрения с "законами" и прочими атрибутами подчинения других народов, которые власти этого государства навязывали другим. Хотя Китайская Республика и КНР никогда не провозглашали свою преемственность от бывших империй со столицей в Пекине, они неправомерно предъявили права на все имперское "наследство". В наше время некоторые авторы безропотно принимают китайские трактовки. Отсюда неверные выводы. Например, будто Тибет вошел в состав Китая при Хубилае – внуке Чингис-хана (2), будто жеребьевка из Золотой вазы для определения новых перерождений высших лам в КНР – это возобновление прерванной "религиозной традиции" или "исторического обычая", что создает рычаг давления на Монголию, где восстановлен институт перерожденцев (3) и т.п. В действительности сам Китай когда-то составлял неотъемлемую часть чужих империй – Монгольской (при Хубилае) и Маньчжурской (где и придумали эту жеребьевку). Жеребьевка была помощью маньчжурского хана тибетцам в рамках религиозных отношений верующих. Ни о каком руководстве из Пекина речи не было. Далеко не все высшие ламы были выбраны жеребьевкой из Золотой вазы, а с крахом Маньчжурской империи эта процедура канула в лету. Ее возобновление под коммунистическим руководством – не более чем антирелигиозный спектакль, хотя и оформленный законодательно. Ведь задача коммунистов – "направлять деятельность тибетского буддизма таким образом, чтобы это было созвучно социалистическому обществу" (4). Присоединяя Тибет, пекинское руководство заключило с Лхасой "Соглашение между Центральным народным правительством Китая и местным тибетским правительством о мероприятиях по мирному освобождению Тибета", известное как "Соглашение из 17 пунктов". Мао Цзэдун и его соратники задумали это Соглашение как временную меру – чтобы нейтрализовать сопротивление тибетцев, пока их не взяли под полный контроль. Соглашение из 17 пунктов было подписано тибетцами под угрозой силы, допускало разные толкования и постоянно нарушалось китайцами. После 10 марта 1959 г. руководители КПК вообще разорвали его. А ведь не было в том необходимости. Можно было следовать Соглашению, т.к. ни Далай-лама, ни его правительство не участвовали в восстании и его подготовке. Итак, Соглашение из 17 пунктов, нелегитимное с момента подписания, в 1959 г. было разорвано, а замещающих документов не появилось. Само восстание 10 марта 1959 г. стало кульминацией недовольства тибетцев. Дело в том, что значительная часть их территорий ранее была выведена из подчинения Лхасы. Пекин не распространял на них Соглашение из 17 пунктов и проводил там революционные преобразования. Восстания, начавшиеся там уже в 1949 г., быстро нарастали с середины 1950-х гг. – после того, как маоисты стали устраивать классовую борьбу, разгром религии, массовые пытки и казни, перераспределение земли, конфискации имущества и коллективизацию. Все слои тибетского народа выступили на защиту религии, теократии и феодализма – то есть главных объектов клеветы китайской и прокитайской пропаганды. Действительно, феодализм намного гуманнее маоизма, он вполне устраивал тибетцев. Демонстрация женщин в Лхасе против китайского правления, 12 марта 1959 г. К концу 1950-х гг. партизанское движение перекинулось на территории, подчиненные Лхасе. По советским сведениям, Мао Цзэдун разработал некий вариант провоцирования восстания с тем, чтобы появился предлог для крупномасштабных карательных и репрессивных операций по окончательному "умиротворению" Тибета (5). Действительно, в период от подавления восстания до смерти Мао религия и культурное наследие тибетцев были уничтожены почти полностью, погибла немалая часть населения. Тибет превратили в конгломерат автономий, управляемых китайцами. В наше время вряд ли стоит тибетцам надеяться на Конституцию КНР для обеспечения реальной автономии. Эта Конституция составлена так, что допускает разные толкования одних и тех же статей, причем с помощью одних положений другие можно превращать в фикцию. Например: "Нормы и правила об автономии и отдельно действующие нормы и правила автономных районов вступают в силу после их утверждения Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей" (6). Иными словами – в Пекине через ЦК. Так что тибетцы сами не могут решать, как им организовать жизнь в своих автономиях – они могут влиять лишь на мелочи: как лучше издать учебник, какой создать заказник для охраны животных и т.п. Статья 36 гласит: "Религиозные организации и религиозные дела свободны от иностранного контроля". Следовательно, в КНР мировые религии должны превратиться в китайские, а Далай-лама не должен быть авторитетом для тибетцев: ведь он – эмигрант и живет в Индии. Кстати, не может быть в КНР и структур Русской православной церкви. Статья 37: "Запрещается лишать или ограничивать свободу личности граждан незаконным заключением под стражу или иными незаконными действиями. Запрещается незаконный обыск граждан". Как она выполняется в Тибете, хорошо известно. Зафиксированное в Конституции равенство национальностей КНР при подавляющем превосходстве ханьцев (более 90%) и их поощряемой бесконтрольной миграции ведет к ассимиляции "нацменьшинств". Тут действуют статистические причины. Эта тенденция сохранится, даже если власть в Китае сменится на демократическую. Нет смысла продолжать примеры – читатели могут сами изучить Конституцию КНР по-русски в Интернете. В последнее время усиливается тенденция прославления Мао Цзэдуна и замалчивания его преступлений (7). Умалчивается и то, какими методами он "умиротворял" тибетцев и почему началось восстание. В наше время КПК и ее сторонники подчеркивают, что в Тибет идут инвестиции, развивается промышленность, инфраструктура и т.д. "Кроме Китая и компартии Китая, в мире нет ни одного государства и правящей партии, которые могли бы более десятки лет подряд мобилизовать силы всей страны на помощь развитию национального района" (8). Тогда почему тибетцы продолжают выступать против китайского правления? Выходит, "не хлебом единым сыт человек". Духовные ценности важнее материальных. Тибетцы предпочитают традиционное общество той модернизации, которая делает их китайцами. Ведь там, где господствует КПК, любой народ подвергается китаизации. Некоторые политологи считают иначе: все неурядицы в Тибете из-за происков США, тогда как власть КПК там законна и благодетельна. Они могли бы почитать историю. Или хотя бы поставить себя на место тибетцев – любой нормальный человек не согласится с оккупацией своей страны иностранцами. Но в России продолжаются китайская пропаганда и манипулирование информацией. Даже на сайте, декларирующем Православие, Самодержавие и Народность, можно найти пропаганду пекинских богоборцев-коммунистов вперемешку с абсурдными домыслами о вреде "ламаизма" и пользе коммунистического Китая для России (9). Там есть и такой пассаж: "Несмотря на то, что 92% населения Китая составляют ханьцы, национальные меньшинства расположены в стратегически важных и богатых полезными ископаемыми окраинах страны, что являет большую угрозу государству". Действительно, народ на своей родине – угроза чужому государству, ее оккупирующему. Широко распространено заблуждение, будто США и их западные союзники хотят отделить Тибет от КНР. Оно основано на китайской пропаганде. В действительности Великобритания когда-то закрепила "сюзеренитет" Маньчжурской империи над Тибетом через голову последнего. Позже Великобритания и США не поддержали заявку Тибета на вступление в ООН, затем там же провалили вопрос о китайской агрессии против Тибета. В 1950-х – 1960-х гг. США снабжали тибетских партизан оружием и амуницией куда хуже, чем СССР – маоистский режим, а потом прекратили снабжение. В результате партизанское движение сошло на нет, хотя могло продолжаться долго. США всегда заявляли, что Тибет – часть Китая. Китайское экономическое чудо произошло в значительной мере благодаря инвестициям США и их союзников, благодаря инициированной ими глобализации (см., например, 10,11). К концу XX в. США стали вторым по значимости торговым партнером Китая (после Японии), а Китай – пятым торговым партнером США. Америка стала важнейшим источником инвестиций в китайскую экономику, а КНР – крупнейшим кредитором США. Благодаря этому КНР стала одной из сильнейших держав мира и главной геополитической опасностью для России. Для внутреннего потребления там продолжает действовать концепция "утраченных территорий". То, что КНР пока не предъявляет территориальных претензий к РФ, – это тактика, стратегически Пекин эту возможность придерживает до лучших времен (12). Зря надеются некоторые на скорый крах США. Ведь в этом случае исчезнет главный противовес коммунистическому Китаю. Мао был более умным аналитиком. Рассуждая на тему взаимоотношений КНР, США и СССР, он любил вспоминать притчу об обезьяне, которая со стороны наблюдает за схваткой двух тигров. Теперь в роли тигров – США и КНР. Вместе с тем, США незачем разваливать КНР – им это невыгодно экономически. В глазах большинства тибетцев Далай-лама продолжает объединять религиозную и светскую власть. Правительство Тибета в эмиграции – это не новая структура, созданная за рубежом. Оно сохраняет преемственность от легитимного правительства Лхасы. Тибет – оккупированное государство, которое раньше было независимым. Следовательно, тибетский вопрос – не только внутреннее дело КНР. Требования тибетцев о независимости нельзя считать сепаратизмом: это не требование отделить часть государства для создания нового государственного образования. (1) Комментарий: факты сильнее громких слов. – http://russian.people.com.cn/95181/6898403.html. (2) Овчинников Вс. 2007. Вашингтон, Пекин и Далай-лама: Тибет стал частью Китая еще в Средние века. – Российская газета – Неделя № 4502 от 25.10.2007. – http://www.rg.ru/2007/10/25/tibet.html. (3) Руденко В.Н. Жеребьевка из Золотой урны – институт публичного права Китая (с приложением документов об избрании духовных лидеров тибетского буддизма). – Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН, вып. 7, с. 284-309. (4) ЦК КПК и Госсовет КНР провели 5-е собеседование по работе в Тибете, на котором Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао выступили с важными речами. – http://russian1.people.com.cn/31521/6876940.html. (5) Ильин С. 1978. "Тибетский вариант". – Литературная газета (Москва), № 29 (4679), 19. 07.1978. (6) Конституция КНР 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг. Глава III. Структура государства. §6. Органы самоуправления национальных автономных районов. – http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution_ch3p6. (7) Обамао. Президент США был обязан встретиться с Далай-ламой, чтобы избежать "холодной войны". – http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=76244&topic=550. (8) Заведующий Отделом Единого фронта ЦК КПК встретился с частными представителями далай-ламы. – http://russian.people.com.cn/31521/6528991.html. (9) Друзь И. Тибетский сепаратизм: управляемый хаос в Евразии. – http://www.rusk.ru/analitika/2009/06/15/tibetskij_separatizm_upravlyaemyj_haos_v_evrazii/. (10) О торговом балансе между КНР и США (Белая книга). – http://russian.china.org.cn/russian/32943.htm. (11) О торгово-экономических отношениях между Китаем и США. – http://www.chinaconsulate.khb.ru/rus/xwdt/2002x/t117755.htm. (12) Ивашов Л.Г. "Война между США и Китаем вызревает в России". – http://www.beregrus.ru/artmon/txt/?news_id=666. С.Л.Кузьмин Далай-лама и его брат по дороге из Тибета в Индию, март 1959 г. Впечатления художника о подавлении восстания в Лхасе в марте 1959 г. (Readers Digest, February 1970). Тибетцы сдаются китайским солдатам, март 1959 г. Сдавшиеся тибетцы, 22 марта 1959 г. Развалины дацана Шидэ в Лхасе (основан в XIV в.), фото 2006 г. (Copyright 2010 Robert Hutchins. All rights reserved. Used with permission). Один из многих китайских военных городков у Лхасы, 2008 г. |