Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Уроки восстания в Тибете

10 марта 2010 | Версия для печати
| Еще

Толпа тибетцев у дворца Норбулингка требует ухода китайцев
из Тибета, 10 марта 1959 г. (DIIR Archive, Central Tibetan Administration).
Как справедливо отмечают китайские товарищи, "решение вопроса о том, было или не было теократической феодально-крепостнической системы в старом Тибете, нельзя отдавать на откуп тем, кто представляет интересы крепостников. Китайские и зарубежные исторические данные и исследования ученых – вот, что обладает максимальной силой убеждения" (1). Только что вышла моя книга "Скрытый Тибет: история независимости и оккупации" (С.-Петербург: изд. А. Терентьева, 2010). Она как раз и содержит китайские и зарубежные исторические данные и исследования ученых. Есть там разные точки зрения, новые материалы, сообщения очевидцев, ранее не публиковавшиеся фотографии.

Большое внимание уделено там и восстанию тибетцев против китайской власти в 1959 г. Теперь без псевдонима "Семен Китаев", я хотел бы 10 марта обратиться к теме этого восстания и его последствий. Не буду повторять факты и аргументы – их читатель найдет в книге; ее электронная версия должна быть на savetibet.ru. Остановлюсь лишь на выводах, некоторые из которых актуальны и сегодня.

Начальная причина восстания – претензии на Тибет властей Китая. Тибетцы в большинстве своем не хотели и не хотят жить в Китае, но их об этом не спрашивали и не спрашивают. Сами же китайские претензии на Тибет – это старая история.

Согласно великоханьской исторической традиции, в мире может быть лишь один правитель – император Срединного государства. Отсюда ухищрения с "законами" и прочими атрибутами подчинения других народов, которые власти этого государства навязывали другим. Хотя Китайская Республика и КНР никогда не провозглашали свою преемственность от бывших империй со столицей в Пекине, они неправомерно предъявили права на все имперское "наследство".

В наше время некоторые авторы безропотно принимают китайские трактовки. Отсюда неверные выводы. Например, будто Тибет вошел в состав Китая при Хубилае – внуке Чингис-хана (2), будто жеребьевка из Золотой вазы для определения новых перерождений высших лам в КНР – это возобновление прерванной "религиозной традиции" или "исторического обычая", что создает рычаг давления на Монголию, где восстановлен институт перерожденцев (3) и т.п.

В действительности сам Китай когда-то составлял неотъемлемую часть чужих империй – Монгольской (при Хубилае) и Маньчжурской (где и придумали эту жеребьевку). Жеребьевка была помощью маньчжурского хана тибетцам в рамках религиозных отношений верующих. Ни о каком руководстве из Пекина речи не было. Далеко не все высшие ламы были выбраны жеребьевкой из Золотой вазы, а с крахом Маньчжурской империи эта процедура канула в лету. Ее возобновление под коммунистическим руководством – не более чем антирелигиозный спектакль, хотя и оформленный законодательно. Ведь задача коммунистов – "направлять деятельность тибетского буддизма таким образом, чтобы это было созвучно социалистическому обществу" (4).

Присоединяя Тибет, пекинское руководство заключило с Лхасой "Соглашение между Центральным народным правительством Китая и местным тибетским правительством о мероприятиях по мирному освобождению Тибета", известное как "Соглашение из 17 пунктов". Мао Цзэдун и его соратники задумали это Соглашение как временную меру – чтобы нейтрализовать сопротивление тибетцев, пока их не взяли под полный контроль.

Соглашение из 17 пунктов было подписано тибетцами под угрозой силы, допускало разные толкования и постоянно нарушалось китайцами. После 10 марта 1959 г. руководители КПК вообще разорвали его. А ведь не было в том необходимости. Можно было следовать Соглашению, т.к. ни Далай-лама, ни его правительство не участвовали в восстании и его подготовке. Итак, Соглашение из 17 пунктов, нелегитимное с момента подписания, в 1959 г. было разорвано, а замещающих документов не появилось.

Само восстание 10 марта 1959 г. стало кульминацией недовольства тибетцев. Дело в том, что значительная часть их территорий ранее была выведена из подчинения Лхасы. Пекин не распространял на них Соглашение из 17 пунктов и проводил там революционные преобразования. Восстания, начавшиеся там уже в 1949 г., быстро нарастали с середины 1950-х гг. – после того, как маоисты стали устраивать классовую борьбу, разгром религии, массовые пытки и казни, перераспределение земли, конфискации имущества и коллективизацию.

Все слои тибетского народа выступили на защиту религии, теократии и феодализма – то есть главных объектов клеветы китайской и прокитайской пропаганды. Действительно, феодализм намного гуманнее маоизма, он вполне устраивал тибетцев.


Демонстрация женщин в Лхасе против китайского правления,
12 марта 1959 г.
Восстания были разрозненными, плохо подготовленными и скоординированными. А главное – китайцы имели подавляющее превосходство в живой силе и вооружении. Но тибетский народ показал свое единство, хотя он искусственно раздроблен в пределах КНР.

К концу 1950-х гг. партизанское движение перекинулось на территории, подчиненные Лхасе. По советским сведениям, Мао Цзэдун разработал некий вариант провоцирования восстания с тем, чтобы появился предлог для крупномасштабных карательных и репрессивных операций по окончательному "умиротворению" Тибета (5). Действительно, в период от подавления восстания до смерти Мао религия и культурное наследие тибетцев были уничтожены почти полностью, погибла немалая часть населения. Тибет превратили в конгломерат автономий, управляемых китайцами.

В наше время вряд ли стоит тибетцам надеяться на Конституцию КНР для обеспечения реальной автономии. Эта Конституция составлена так, что допускает разные толкования одних и тех же статей, причем с помощью одних положений другие можно превращать в фикцию. Например: "Нормы и правила об автономии и отдельно действующие нормы и правила автономных районов вступают в силу после их утверждения Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей" (6). Иными словами – в Пекине через ЦК. Так что тибетцы сами не могут решать, как им организовать жизнь в своих автономиях – они могут влиять лишь на мелочи: как лучше издать учебник, какой создать заказник для охраны животных и т.п.

Статья 36 гласит: "Религиозные организации и религиозные дела свободны от иностранного контроля". Следовательно, в КНР мировые религии должны превратиться в китайские, а Далай-лама не должен быть авторитетом для тибетцев: ведь он – эмигрант и живет в Индии. Кстати, не может быть в КНР и структур Русской православной церкви. Статья 37: "Запрещается лишать или ограничивать свободу личности граждан незаконным заключением под стражу или иными незаконными действиями. Запрещается незаконный обыск граждан". Как она выполняется в Тибете, хорошо известно. Зафиксированное в Конституции равенство национальностей КНР при подавляющем превосходстве ханьцев (более 90%) и их поощряемой бесконтрольной миграции ведет к ассимиляции "нацменьшинств". Тут действуют статистические причины. Эта тенденция сохранится, даже если власть в Китае сменится на демократическую.

Нет смысла продолжать примеры – читатели могут сами изучить Конституцию КНР по-русски в Интернете.

В последнее время усиливается тенденция прославления Мао Цзэдуна и замалчивания его преступлений (7). Умалчивается и то, какими методами он "умиротворял" тибетцев и почему началось восстание.

В наше время КПК и ее сторонники подчеркивают, что в Тибет идут инвестиции, развивается промышленность, инфраструктура и т.д. "Кроме Китая и компартии Китая, в мире нет ни одного государства и правящей партии, которые могли бы более десятки лет подряд мобилизовать силы всей страны на помощь развитию национального района" (8). Тогда почему тибетцы продолжают выступать против китайского правления? Выходит, "не хлебом единым сыт человек". Духовные ценности важнее материальных. Тибетцы предпочитают традиционное общество той модернизации, которая делает их китайцами. Ведь там, где господствует КПК, любой народ подвергается китаизации.

Некоторые политологи считают иначе: все неурядицы в Тибете из-за происков США, тогда как власть КПК там законна и благодетельна. Они могли бы почитать историю. Или хотя бы поставить себя на место тибетцев – любой нормальный человек не согласится с оккупацией своей страны иностранцами. Но в России продолжаются китайская пропаганда и манипулирование информацией. Даже на сайте, декларирующем Православие, Самодержавие и Народность, можно найти пропаганду пекинских богоборцев-коммунистов вперемешку с абсурдными домыслами о вреде "ламаизма" и пользе коммунистического Китая для России (9). Там есть и такой пассаж: "Несмотря на то, что 92% населения Китая составляют ханьцы, национальные меньшинства расположены в стратегически важных и богатых полезными ископаемыми окраинах страны, что являет большую угрозу государству". Действительно, народ на своей родине – угроза чужому государству, ее оккупирующему.

Широко распространено заблуждение, будто США и их западные союзники хотят отделить Тибет от КНР. Оно основано на китайской пропаганде. В действительности Великобритания когда-то закрепила "сюзеренитет" Маньчжурской империи над Тибетом через голову последнего. Позже Великобритания и США не поддержали заявку Тибета на вступление в ООН, затем там же провалили вопрос о китайской агрессии против Тибета. В 1950-х – 1960-х гг. США снабжали тибетских партизан оружием и амуницией куда хуже, чем СССР – маоистский режим, а потом прекратили снабжение. В результате партизанское движение сошло на нет, хотя могло продолжаться долго. США всегда заявляли, что Тибет – часть Китая.

Китайское экономическое чудо произошло в значительной мере благодаря инвестициям США и их союзников, благодаря инициированной ими глобализации (см., например, 10,11). К концу XX в. США стали вторым по значимости торговым партнером Китая (после Японии), а Китай – пятым торговым партнером США. Америка стала важнейшим источником инвестиций в китайскую экономику, а КНР – крупнейшим кредитором США.

Благодаря этому КНР стала одной из сильнейших держав мира и главной геополитической опасностью для России. Для внутреннего потребления там продолжает действовать концепция "утраченных территорий". То, что КНР пока не предъявляет территориальных претензий к РФ, – это тактика, стратегически Пекин эту возможность придерживает до лучших времен (12). Зря надеются некоторые на скорый крах США. Ведь в этом случае исчезнет главный противовес коммунистическому Китаю. Мао был более умным аналитиком. Рассуждая на тему взаимоотношений КНР, США и СССР, он любил вспоминать притчу об обезьяне, которая со стороны наблюдает за схваткой двух тигров. Теперь в роли тигров – США и КНР. Вместе с тем, США незачем разваливать КНР – им это невыгодно экономически.

В глазах большинства тибетцев Далай-лама продолжает объединять религиозную и светскую власть. Правительство Тибета в эмиграции – это не новая структура, созданная за рубежом. Оно сохраняет преемственность от легитимного правительства Лхасы. Тибет – оккупированное государство, которое раньше было независимым. Следовательно, тибетский вопрос – не только внутреннее дело КНР. Требования тибетцев о независимости нельзя считать сепаратизмом: это не требование отделить часть государства для создания нового государственного образования.

(1) Комментарий: факты сильнее громких слов. – http://russian.people.com.cn/95181/6898403.html.
(2) Овчинников Вс. 2007. Вашингтон, Пекин и Далай-лама: Тибет стал частью Китая еще в Средние века. – Российская газета – Неделя № 4502 от 25.10.2007. – http://www.rg.ru/2007/10/25/tibet.html.
(3) Руденко В.Н. Жеребьевка из Золотой урны – институт публичного права Китая (с приложением документов об избрании духовных лидеров тибетского буддизма). – Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН, вып. 7, с. 284-309.
(4) ЦК КПК и Госсовет КНР провели 5-е собеседование по работе в Тибете, на котором Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао выступили с важными речами. – http://russian1.people.com.cn/31521/6876940.html.
(5) Ильин С. 1978. "Тибетский вариант". – Литературная газета (Москва), № 29 (4679), 19. 07.1978.
(6) Конституция КНР 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг. Глава III. Структура государства. §6. Органы самоуправления национальных автономных районов. – http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution_ch3p6.
(7) Обамао. Президент США был обязан встретиться с Далай-ламой, чтобы избежать "холодной войны". – http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=76244&topic=550.
(8) Заведующий Отделом Единого фронта ЦК КПК встретился с частными представителями далай-ламы. – http://russian.people.com.cn/31521/6528991.html.
(9) Друзь И. Тибетский сепаратизм: управляемый хаос в Евразии. – http://www.rusk.ru/analitika/2009/06/15/tibetskij_separatizm_upravlyaemyj_haos_v_evrazii/.
(10) О торговом балансе между КНР и США (Белая книга). – http://russian.china.org.cn/russian/32943.htm.
(11) О торгово-экономических отношениях между Китаем и США. – http://www.chinaconsulate.khb.ru/rus/xwdt/2002x/t117755.htm.
(12) Ивашов Л.Г. "Война между США и Китаем вызревает в России". – http://www.beregrus.ru/artmon/txt/?news_id=666.

С.Л.Кузьмин



Далай-лама и его брат по дороге из Тибета в Индию, март 1959 г.


Впечатления художника о подавлении восстания в Лхасе в марте 1959 г.
(Readers Digest, February 1970).



Тибетцы сдаются китайским солдатам, март 1959 г.


Сдавшиеся тибетцы, 22 марта 1959 г.




Развалины дацана Шидэ в Лхасе (основан в XIV в.), фото 2006 г.
(Copyright 2010 Robert Hutchins. All rights reserved. Used with permission).



Один из многих китайских военных городков у Лхасы, 2008 г.
Просмотров: 6739  |  Тэги: права человека, тибет

Комментарии:

monika (Гости) | 10 марта 2010 11:04  
Ochen interecnaya statya.Spasibo.Vse prorgesivnie lyudi mira doljni byit edini s Tibetskim narodam v borbe za nezavisimosti Tibeta!
Павел Манохин (Гости) | 10 марта 2010 14:06  
Несколько лет назад Алексей Маслов снял многосерийный фильм о тибетском буддизме. Умный, грамотный человек, ученый и исследователь, последователь Дхармы. В то время смотреть о жизни монахов в тибетских монастырях, слушать об Учении, которому они следуют, узнавать о религиозных праздниках и паломничестве тибетцев к священным местам - было так увлекательно, так здорово. Но когда показывали натурные съемки вне стен монастырей, рядом с Масловым неизменно находилась девушка-гид. По-русски она говорила довольно бегло. И она все время пыталась направить съемки русских в несколько иное русло. Начинала рассказывать о современных городах, дорогах и промышленных предприятиях, построенных в Тибете за последние пятьдесят лет... Друзья мои, за последние полвека вопрос о независимости Тибета год от года становится только сложней, а политические игры вокруг него все изощренней. Волна китайских переселенцев захлестнула Тибет. А их дети считают Тибет своей родиной. Большая часть читателей портала помнит оглушительную советскую пропаганду. От того Его Святейшество говорит о необходимости свободного доступа граждан Китая к мировым информационным ресурсам. В свое время СССР перестал быть не из-за внутренних распрей и вооруженных конфликтов, а из-за падения "железного занавеса", когда граждане СССР осознали, что большая часть мира живет без оглядки на партию и способствующие ей силы. Мы жили в такой стране, в той системе ценностей и при том порядке вещей, что довлеет в КНР. Нам бы с сочуствием относиться к китайским друзьям. В большинстве случаев они не вольны и не вправе отступать от генеральной линии своих вождей. Конституция - не признак демократии, рассказы о новых дорогах и современных заводах - не показатель благополучия. А мир так же хрупок, как весенний ледок под ногами... Сегодня смотрел фрагмент празднования в Дхарамсале. Тысячи людей, не только тибетцы. Наверно, так тибетское общество выглядело бы без китайского вмешательства. Давайте порадуемся за тибетцев, наших друзей. Они не только сохранили свои традиции, язык, веру. Они стали сильней. А тибетские Учителя! Со времен Ашоки Маурьи мир не знал такого проникновения буддийского Учения и буддийской культуры в страны Запада. Вспоминать после этого о маоистах, глобализации и точках тяготения даже, знаете, противно. История Тибета и тибетского народа не пресеклась - это главное.
D.Sukhbaatar (Гости) | 11 марта 2010 07:24  
В прошлом году я взял отпуск и поехал паломничать в Тибет. Я достиг до Амдо в монастырь Кумбум где родился второй Победоносный будда Зонхаба.
Раньше наши предки монголы достигали пешком / хотя они имели быстрых кони, они предпочитали не наносить вред коням и ходили пешком / до Амдо 1 год, до Лхаса 2 года, я достиг скорым поездом всего за 1 суток.В Кумбуме в святом месте вырос сандалавое дерево когда родился мальчик Зонхаба в 1357 году ,от капля растил этот священное дерево-зандан мод. Сейчас там стоит священное Ступа. Место для простираний там было всего 4 или 5. Утром от 9.00 до 18.00 в Кумбуме в этом месте ходили только туристы китайцы.
Китайский власть превратили эту святыню в музей. Невозможно было сделать здесь простираний, поэтому я сделал только короо -гороо 2 день, вокруг ступы ходил с молебен.
В монастыре Кумбума был 700 монах тибетцев, я говорил с тибетскими ламами. Раньше здесь трудно был. Но сейчас сдвиг есть.Я думал тогда если бы мне был возможность, превратили бы эту святую месту как Исламский Кааба в Мекке который смогли миллион буддийский паломник сделал простираний и короо вокруг святого сандалового дерево Зандан мод.Легендарный тибетский Амдо , где родился второй будда Зонхаба и Далай лам Данзанжамц сейчас превратился в китайский провинций Цинхай который кипит китайский жизнь.


Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Март 2010    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru