Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
В Санкт-Петербурге открывается выставка «Маски мистерии цам»18 июня 2010 | Версия для печати
2 июля в Санкт-Петербургском музее-институте семьи Рерихов откроется выставка Сергея Панчешного «Маски мистерии цам»
Торжественное открытие выставки: 2 июля, 15.00 Выставка будет открыта до 12 октября «В особом помещении хранятся маски хранителей. Неужели страшные личины могут символизировать путь блага? Они не символы блага, но образы земных сил стихийных. И небо и земля». Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи. Сергей Панчешный родился я в 1962 году в городе Ленинграде. Когда ему было 5лет, его родители уехали работать по договору в Мурманск. Так он оказался в этом городе. После окончания средней школы в 1980 году устроился на работу в драматический театр Северного флота, где с небольшими перерывами работает и по сей день в разных должностях - декоратора, бутафора, монтировщика, зав.монтировочным цехом. В театре он впервые увидел, как бутафоры изготавливают для одного из спектаклей огромные маски из папье-маше. Ему захотелось сделать что-то подобное. После нескольких экспериментов он пошёл в библиотеку, где ему дали несколько книг с изображениями масок. Среди них была книга Ням-Осорын Цултэма "Искусство Монголии", где он впервые увидел фото масок мистерии цам. Они поразили его своей красочностью, необычностью и экспрессией. Особенно выделялась маска бога войны Бег-дзе, инкрустированная красными кораллами. И первую свою буддистскую маску он посвятил именно этому персонажу. С тех пор изготовление масок мистерии Цам стало его главным увлечением. В один из своих приездов в Санкт-Петербург, Сергей взял с собой одну из масок и отправился в буддийский храм, в котором в то время после долгого перерыва только возобновились службы. Он преподнёс эту маску настоятелю Данзан Хавзун Самаеву в качестве подарка дацану и с волнением ожидал его реакции. Самаеву маска очень понравилась, несмотря на некоторый отход от канонов, и с тех пор Сергей привозил туда маски. Некоторые из них и сейчас хранятся в храме, другие Самаев увёз в Бурятию, где они находятся в одном из дацанов. Сам Сергей считает, что своим одобрением Самаев благословил его увлечение. Маски, изготовленные Сергеем, приобрёл Музей истории религии, несколько масок он подарил музею П.К.Козлова, университетской библиотеке г.Хельсинки, некоторым буддистским Учителям, даже через друзей передал одну из масок в подарок Далай-ламе. Некоторые его работы находятся в частных коллекциях. Сергей участвовал в нескольких выставках в г.Мурманске, г.Полярном, г.Североморске. В 2004 году в Бурятии получил на свою работу благословение Богдо-гэгэна,который традиционно считается главой буддистов Монголии. В 2005 году участвовал с выставкой в фестивале "ТИБЕТ" в Москве, а в 2006 совершил поездку в Монголию, где его маска льва-Арслана участвовала в цаме монастыря Дашчойлин-хит в Улан-Баторе. Более десятка масок Сергей подарил храму «Золотая обитель Будды Шакьямуни» в Элисте (Калмыкия). Изготовление маски - длительный и трудоёмкий процесс. Перед началом работы Сергей тщательно изучает различные изображения того божества, маску которого собирается делать, сравнивает различные варианты. Затем лепится модель. Сергей использует пластилин вместо традиционной глины как более удобный материал. Лепка образа - самый сложный и самый интересный для него этап. После того как модель готова, она покрывается растительным маслом и оклеивается кусочками бумаги, размоченной в воде. Следующий бумажный слой накладывается уже с клеем. Всего наносится 6-10 слоёв, некоторые из них могут быть тканевыми. После просушки заготовка снимается. Если форма сложная, то приходится разрезать заготовку на несколько частей и после снятия снова сшивать и склеивать. Затем начинается работа по выправке и шлифовке. Отдельно изготавливаются различные детали, такие как навершия, черепа, зубцы короны, серьги, накладываются брови и усы в виде языков пламени и т.д. Эти элементы делаются по другой технологии. Также лепится пластилиновая модель, которая заливается гипсом, после чего получается негативная форма, в которую вминается особый состав, похожий на тесто - мастика папье-маше. После просушки под лампой заготовки извлекается и красятся. Этот способ Сергей использует также и для изготовления самих масок. Завершающий этап - роспись. В отличии от традиционных школ, где глаза расписываются в последнюю очередь (существует даже специальный ритуал - "Открытие глаз божества"), Сергей начинает роспись с глаз, так как считает, что если глаза получились, то и сам образ будет удачным (вспомните историю Буратино!) Для росписи Сергей использует обычную гуашь, подкрашивая её акварелью. И в завершение процесса маска лакируется для закрепления краски. Последний этап - это добавление волос, которые делаются либо из сезальского каната (жгутики каната, сделанного из натурального растительного волокна, расплетаются, треплются и красятся анилином - старая театральная технология), либо из пряжи. Цам (чам)- танец в масках, религиозный ритуал, практикуемый в странах северного буддизма, таких как Тибет, Непал, Бутан, в гималайских районах Индии, а также Монголии. В буддийских монастырях России в Бурятии, Туве и Калмыкии тоже были свои цамы. Целью цама является уничтожение зла. По легенде, первый цам исполнил в 6 веке великий проповедник буддизма Падмасамбхава при строительстве первого тибетского монастыря Самье, чтобы отвратить местных демонов, которые мешали постройке. Падмасамбхава обратил многих местных божеств в буддизм, сделав их защитниками Учения и теперь мы их также можем видеть в цаме. "Перед Новым годом уничтожают злых сущностей - заклинаниями, танцами. В оленьем танце разрубается фигура злой сущности и части её разбрасываются. И важно ходит по кругу Покровитель Учения, взмахивая мечом. И кружатся, размахивая крыльями широких рукавов, черноголовые ламы. И музыканты в жёлтых высоких шапках выступают, как берендеи в "Снегурочке". И орлы черкают по воздуху над узорными углами храма. И на уступах холма пестреют собравшиеся толпы. И самые танцы в день Нового года со страшными символами злых сущностей и скелетов приобретают жизненное значение. И как далеко впечатление страшных масок на солнечном фоне Гималаев от давящей черноты углов музеев, где такие атрибуты часто составлены, пугая посетителей видом условного ада. Конечно, весь этот ад и создан для слаборазвитых душ. Много фантазии положено на изощрение адских обличий". Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи. Санкт-Петербургский государственный Музей-институт семьи Рерихов город Санкт-Петербург, Васильевский остров, 18-я линия, д.1 От станций метро "Василеостровская", "Приморская" (812) 327-3506 www.roerich.spb.ru office@roerich.spb.ru Смотрите также: Видеорепортаж НТВ. Большой Цам в Калмыкии О Цаме подробно Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |