Сохраним Тибет > 17-й Кармапа о возвращении в Тибет: “Даже если придется ждать 50 лет, я подожду”

17-й Кармапа о возвращении в Тибет: “Даже если придется ждать 50 лет, я подожду”


24 сентября 2010. Разместил: savetibet
В Дхарамсале, где находится резиденция тибетского правительства в изгнании, многие убеждены, что 17-й Кармапа Оргьен Тринлей Дордже - это будущее тибетской политики. 25-летний буддийский лидер пользуется поразительной популярностью среди молодых тибетцев, как благодаря своему побегу из жестких объятий Пекина в 1999 году, так и потому, что обладает редкой харизмой, отмечает живущий в Дхарамсале писатель Саранш Сегал (Saransh Sehgal).

В конце июля он записал интервью с Кармапой, который большую часть своего времени проводит на закрытом для посторонних верхнем этаже монастыря Гьюто неподалеку от Дхарамсалы, под охраной индийских полицейских и офицеров разведки. Духовный наставник тибетского буддизма пояснил, чем вызван его живой интерес к проблемам окружающей среды, психологии и изучению иностранных языков, а также прокомментировал недавние ограничения, наложенные на его зарубежные поездки.

Практически с того момента, как Оргьен Тринлей Дордже прибыл в Дхарамсалу, правительство Индии озабочено тем, чтобы не раздражать китайскую сторону, и не позволяет ему беспрепятственно путешествовать по всему миру. Полагавшие, что воспитывают его в качестве проповедника “руководящей и направляющей роли” компартии от имени тибетского народа, партийные бонзы в Пекине наверняка с мрачным трепетом воспринимают рост популярности буддийского наставника. Пока Кармапа получил разрешение только на один зарубежный выезд в 2008-м, когда встречался со своими последователями в Соединенных Штатах.

Однако иностранные языки требуются не только в заграничных поездках, отметил он: их знание необходимо, чтобы вступать “хотя бы в формальные беседы” с приезжающими сюда разноязычными паломниками. “Жаль, если не удается найти взаимпонимания с людьми, прибывшими издалека”, - добавил Кармапа. “Изучение современной психологии и тибетского буддизма, когда древнее и современное идут рука об руку, просвещает и углубляет постижение, - продолжил он. - Что касается экологии, то окружающая среда становится важной темой, и нужно иметь соответствующие знания. Я изучаю все это по своей воле, чтобы исполнять личные и общественные обязанности в руководстве социумом”.

Тибет - его еще называют "третий полюс" – это третье по величине хранилище льда на Земле, которое находится под угрозой исчезновения. Ледники этого гималайского региона являются источником питьевой воды для большей части Азии. Кармапа призывает своих последователей стремиться к возрождению экологического сознания тибетского народа. "Для того чтобы спасти Гималаи и Тибет от угрозы обезлесения, изменения климата и загрязнения, мы должны набраться отваги и всем сердцем поверить в то, что эти труды не напрасны, - говорит он. – Иного нельзя и помыслить".

В 2009 году Кармапа создал экологическую организацию ‘Khoryug’ (‘окружающая среда’ по-тибетски), объединяющую тибетские буддийские монастыри, решившие совместно содействовать защите региона Гималаев от экологической деградации. Под его руководством участвующие в этой сети монастыри и женские обители школы Кагью осуществляют экологические проекты в Индии, Непале и Бутане. Его экобуддизм, сочетающий труд бодхисаттвы и стремление к будущему, свободному от климатических угроз, рассматриваются как буддийский ответ на глобальное потепление.

“Действующая здесь группа защиты окружающей среды занимается базовыми вопросами, такими как расширение осведомленности об окружающей среде, обсуждение экологических вопросов, поиск и пропаганда способов и методов защиты окружающей среды, управление отходами, очистка окружающей среды, использование солнечной энергии для энергосбережения, высаживание деревьев”, - сказал Кармапа. Хотя пока речь идет о самых основах, отметил он, в тибетском сообществе можно “достичь нового уровня экологического сознания”.

Отвечая на вопрос о состоянии окружающей среды внутри Тибета и Китая, Кармапа заметил, что наиболее значимые ожидания и требования касаются учета таких проблем, вызванных сооружением гидроэлектростанций на реках Тибета, как нарушение природного потока, нанесение ущерба речным экосистемам, нехватка воды и наводнения в целом ряде мест. С проблемами наводнений и дефицита воды столкнулись две самые многонаселенные страны мира - Индия и Китай. “Не стоит трактовать эти темы, от которых зависит само существование человечества, как политические, - подчеркнул он. - Поскольку экологические темы не должны считаться политическими, я во имя всех людей призываю относиться к ним искренне и ответственно”.

На просьбу дать совет практикующим буддистам, обеспокоенным недавними природными катаклизмами, Кармапа отметил, что “очень важно понимать, что мы используем в настоящее время и откуда приходят эти ресурсы”. Если мы “рубим деревья и раним животных, мы лишаем себя тех природных красот, которыми наслаждаемся; это подобно тому, как если бы мы уничтожали сами звуки, запахи и хороший вкус, которые доставляют нам наслаждение - это очень важно понимать”.

Самые актуальные вопросы были, конечно же, связаны с недавним отказом на выезд в западные страны, где дхарма-центры и последователи тибетского буддизма с нетерпением ждут учений Кармапы. “Не так давно я должен был посетить Европу и Соединенные Штаты, где есть люди, которые 20 лет ожидали, когда же это произойдет, - сказал духовный наставник. – И когда этого не случилось, и сердца были разбиты; я прямо и опосредованно старался успокоить их; духовными методами старался принести в их умы мир и спокойствие, вселить надежду на то, что визит произойдет в ближайшем будущем. Оказывается, они по-прежнему питают огромные надежды”.

На вопрос о том, сообщило ли правительство Индии какую-нибудь особую причину для отказа, Оргьен Тринлей Дордже ответил предположением: “Может быть, это произошло потому, что на европейскую поездку отводилось достаточно долгое время – целый месяц. Возможно, причина в этом”. По поводу давления со стороны Пекина он сказал только: “Не знаю. Единственная причина, которую нам сообщили – это невозможно. Подробности стоит выяснять у соответствующих органов правительства”.

Говоря о развернутой учениками в Америке публичной кампании, привлекшей внимание к тому, что в апреле ему внезапно отказали в разрешении поехать в Европу, Кармапа заметил: “Насколько я понимаю, в отличие от нас, восточных людей, западные обладают сильной волей и питают глубокие надежды и ожидания - благодаря этим чертам характера они и предпринимают подобные акции”. Он напомнил, что обратился к властям за разъяснениями о фактической стороне отказа. Вполне понятно, что “в отсутствие причин и без ясного понимания сложившейся ситуации многие на западе стали бить тревогу, видя, что мне запретили совершить эти поездки”.

На просьбу пояснить, почему он чувствует необходимость совершать поездки и распространять учение буддизма и информацию о защите окружающей среды в центрах, расположенных за пределами Индии и Тибета, Оргьен Тринлей Дордже напомнил о деятельности 16-го Кармапы, который, “возможно, первым из наставников тибетского буддизма посещал западные страны и открывал там дхарма-центры”, а затем направил своих учеников, чтобы они также создавали дхарма-центры. “Он первым создал в западных странах дхарма-центры, где преподавались тайные методы Ваджраяны”, - добавил 17-й Кармапа, подчеркнув: “Поскольку 16-й Кармапа неоднократно посещал западные страны с целью продвижения учения, то и я чувствую ответственность за то, чтобы следовать по его стопам; и поскольку число дхарма-центров с тех пор увеличилось, то возросла и необходимость совершать такие визиты”.

“В Тибете прошлого мы не имели условий, необходимых для того, чтобы совершать поездки в такие удаленные места, как Запад, но линия Кармап с ее долгой историей, насчитывающей около 900 лет, занималась представительской деятельностью, посещая различные места в Тибете. Мы не закрывали себя внутри монастыря, но всегда находились в постоянном движении с палатками для обустройства на местах. Такая представительская деятельность является уникальной характеристикой последовательных перерождений Кармап. Не жить в определенном месте, но передвигаться практически повсюду, встречаясь с учениками лицом к лицу, стало правилом, которому следовали Кармапы”, - продолжил он.

“Меня приглашают не только дхарма-центры – приглашают также университеты, общества, работающие в области изучения тибетской культуры и религии, группы, продвигающие межрелигиозный диалог, организации, занимающиеся защитой окружающей среды. Меня воспринимают как общественного лидера - и я намерен использовать эти приглашения в качестве платформы для выражения своих взглядов; для того, чтобы напомнить людям о важности таких тем, как защита окружающей среды”, - сказал 17-й Кармапа.

В заключение духовный наставник школы Кагью ответил на ряд вопросов, связанных с будущим распространением тибетского буддизма. На вопрос о возможном участии “в поиске реального преемника на посту следующего Далай-ламы” Кармапа пояснил: “В соответствии с традицией Далай-ламы и Панчен-лама выбирают преемников друг для друга: если Далай-лама уходит, пока жив Панчен Ринпоче, то последний выбирает его следующую реинкарнацию, а если уходит Панчен Ринпоче, пока жив Далай-лама, то Далай-лама будет выбирать реинкарнацию Панчена Ринпоче. Именно так осуществляется процесс выбора следующего воплощения”.

Есть надежда, сказал Кармапа, что Гьянчен Норбу, “родившись тибетцем и получив от китайского правительства титул Панчена Ринпоче, воспользуется теми преимуществами, которыми располагает, чтобы принести перемены в Тибете”. Он заметил, что “много раз встречался с ним, когда он был очень молод”, и потом просматривал видеозаписи, где Гьянчен Норбу “выглядит спокойным и умеренным”, а также обратил внимание на недавнюю публикацию в одной газете, где указывалось, что нынешний Далай-лама питает определенные надежды в отношении тибетца, назначенного Пекином на пост Панчен-ламы.

В XXI веке растет стремление к внутреннему покою, и это уже “выходит за рамки религиозных убеждений”, отмечает духовный наставник тибетского буддизма. “Будучи очень доступным и обширным в практиках, касающихся работы с умом”, буддизм все же остается религией, что не дает возможности всем воспользоваться предлагаемыми им преимуществами.

“Конечно, можно искренне следовать буддизму и как религии, однако в XXI веке нужно принести перемены, внедрив буддизм в общественное образование, чтобы он не оставался всего лишь религией, чтобы и не-буддисты могли изучать буддийские учения, способствующие обретению внутреннего мира, и практики по развитию сострадания. Думаю, что важно не налагать ограничений, - подчеркнул 17-й Кармапа. - К примеру, йога как религиозный предмет в древние времена хранилась в тайне. Не каждый мог ее практиковать, но теперь она стала открытым и доступным методом обретения физического здоровья. Некоторые методы, которыми обладаем мы, буддисты, и которые способствуют умиротворению, развитию любви и сострадания, могут быть введены в систему всеобщего образования”.

О возвращении в Тибет Кармапа говорит с незыблемой уверенностью. “Как всегда говорит Далай-лама, истина непременно восторжествует. Мы, тибетцы, надеемся увидеть, как Его Святейшество возвращается в Тибет, как наша страна наслаждается миром и счастьем, - отметил он. - Если Его Святейшество не сможет вернуться в Тибет после того, как страна обретет определенную независимость, для тибетцев это станет одновременно днем счастья и печали, это будет исполнением наших надежд лишь наполовину. Я очень надеюсь, что Его Святейшество вернется в Тибет, и будучи молодым, надеюсь, что и сам смогу вернуться в Тибет. Даже если придется ждать 50 лет, я подожду”.

Валерий Никольский

(По материалам публикации в Asia Sentinel, 31 августа 2010)

Смотрите также:
Эмоции как произведения искусства


Лекция в Нью-Йорке (Hammerstein ballroom, 17 мая 2008. Вечерняя сессия)


Скачать в высоком разрешении

Эмоции можно сравнить с произведениями искусства. Будет полезно, если мы научимся так смотреть на эмоции. Наши инстинктивные эмоциональные реакции подобны первоначальным наброскам. Но первоначальный набросок совсем не обязательно должен вылиться в окончательную картину. Мы можем добавить к нему новые элементы и изменить свой набросок так, что в результате получится совсем другая картина. Относиться к своим эмоциям как произведениям искусства означает видеть возможности для трансформации, для изменения... Читать далее...



Кармапа: вопросы и ответы

Его Святейшество Кармапа об «отказе от Дхармы» и преодолении сектантских взглядов