Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Кармапа: эмоции как произведения искусства

27 марта 2010 | Версия для печати
| Еще


Лекция в Нью-Йорке (Hammerstein ballroom, 17 мая 2008 г.

Перевод: Юлия Жиронкина
Озвучивание: Наталья Иноземцева
Техническая поддержка: Максим Брежестовский


Другие лекции из цикла "Сердце просветления":

Как встречать трудности с мудростью?

Как прорваться сквозь завесу запутанности

Пробуждение сердца просветления

Расшифровка видео:


Сегодня утром мы говорили о взращивании терпения и важности формирования сильного намерения. Сильное намерение — это основа духовной практики. Но процесс, который ведет к углублению нашей практики и к изменениям в нашем сознании — очень тонкий. Изменения происходят на очень тонком уровне, и поэтому одного сильного намерения недостаточно. Нужно также приучать свой ум к практике, снова и снова.

Наша жизнь меняется день ото дня. Поэтому мы должны готовить себя ко встрече с широким разнообразием обстоятельств и переживаний. Чтобы сделать это, нам нужно познакомиться со множеством разных методов. Поэтому, я думаю, было бы полезно поговорить — взяв за основу мой личный опыт — о том, какой должна быть наша ежедневная практика, направленная на развитие положительных качеств: Бодхичитты, любви, доброты и сострадания, которые являются неотъемлемой частью сердца каждого человеческого существа.

Возможно, мне будет сложновато опираться на собственный опыт, ведь я так молод, и у меня еще нет большого жизненного опыта. Однако много разных людей то и дело приходят ко мне, и рассказывают о своей жизни, и поэтому, наверное, правильнее будет сказать, что я буду отталкиваться от вашего опыта, а не от своего собственного. Так что, мне нужно получить у вас разрешение.

В целом, мы хотим научиться помогать живым существам. Мы помогаем им, чтобы они были счастливы. Однако, когда мы оказываем им помощь, то порой не можем быть уверены в том, что своими действиями сделаем их счастливыми. Даже если мы формируем абсолютно безупречную мотивацию (например, основанную на Бодхичитте), все равно, прежде чем начинать помогать другим, следует задуматься о том, какое воздействие окажут наши действия на тех людей, которым мы намереваемся помочь. Порой наши действия приносят людям счастье, а порой — могут повлечь за собой страдание. Наши действия могут также вызвать у них раздражение. Поэтому наша мотивация не является единственным фактором, который определит, будет ли наше действие по-настоящему полезным для других. Так что, необходимо со всей объективностью ответить себе на вопрос, приносят ли наши действия радость другим?

Например, в разных странах мира действуют разные обычаи. Жителю азиатского континента, приученному к определенным нормам поведения при первом знакомстве, возможно, придется переучиваться, если он приедет на Запад. Если он просто подойдет к кому-то и скажет: «Здравствуйте», ничего при этом не объясняя, то не исключено, что услышит в ответ: «В чем дело?». Это всего лишь один маленький пример. Основной вывод здесь следующий: разные люди живут в разной среде и по-разному взаимодействуют друг с другом. Поэтому важно придерживаться такого образа действий, который будет соответствовать представлениям тех людей, которым мы собираемся помогать. Если мы будем так поступать, то своими действиями, действительно, сможем принести пользу другим.

В самом начале, когда мы только пробуем помогать другим, нам может быть сложно напрямую доставить им радость. Поэтому, мне кажется, что на первом этапе гораздо полезнее помогать другим косвенным образом. В этих случаях косвенная помощь может оказаться наиболее полезной. Возьмем в качестве примера защиту окружающий среды. Если у нас чистая окружающая среда с чистым воздухом и так далее, то это приносит счастье другим существам, способствует их здоровью. Если, зная об этом, мы подберем мусор и бросим его в мусорную корзину, то своими мы действиями косвенным образом принесем пользу другим. Поэтому мы должны стараться помогать другим не только прямым, но и косвенным образом.

Тем не менее, конечной целью всех наших усилий является развитие сострадания и альтруистического намерения приносить радость и счастье всем живым существам. Нередко мы так представляем себе процесс развития эмоции: будто мы сидим где-то внизу и взращиваем в себе сострадание так, чтобы оно постепенно стало подниматься снизу вверх и в конечном итоге заполнило собою весь мир. В этом подходе, как таковом, нет ничего плохого. Однако нам нужно также помнить, что зерно сострадания присутствует во всех существах. Если это зернышко попадает в соответствующие условия, то оно прорастает. Оно находятся в постоянной готовности к пробуждению. Поэтому не нам не стоит прятать сострадание где-то глубоко внутри. Почему вы считаете, что доступ к нему для вас закрыт? В наших силах прямо сейчас наполнить состраданием горные вершины и все пространство.

Согласно тибетской буддийской традиции, когда мы развиваем в себе любовь и доброту, сострадание и Бодхичитту до необычайных высот, то приходим к состоянию, которое именуется «неразрывной связью себя и других». Когда я впервые услышал об этой концепции, то подумал: «А собственно разве не так все обстоит?» У меня и без того было чувство, что там, где есть живые существа, есть и я. Мне показалось, что я не нашел в этом буддийском учении нет ничего нового. Однако позже, когда я продолжил размышлять о неразрывной связи себя и других, то пришел к более глубокому осознаванию значения этой идеи. Неразрывная связь себя и других — это не просто вывод, к которому мы приходим в процессе логического осмысления. Я почувствовал, что речь идет о живом переживании…

Все мы взращиванием любовь, доброту, сострадание и порождаем альтруистическое намерение. Занимаясь этими практиками, мы обычно очень остро ощущаем разделительную линию, пролегающую между нами и объектом нашего созерцания. Мы считаем, что мы — здесь, а объект, по отношению к которому мы развиваем сострадание — там. Существует весьма ощутимая граница между «нами» и «ими».

Однако, если мы возьмем более широкий контекст, то предметом нашего сегодняшнего обсуждения является Бодхичитта. На пути Махаяны это состояние ума, с которым мы клянемся не расставаться до тех пор, пока не достигнем полного Пробуждения, состояния Будды. Мне кажется, что такую приверженность Бодхичитте будет очень трудно сохранять, если в нашем понимании «я» и «другие» — это отдельные единицы. Если мы считаем, что мы не связаны с другими, то тогда, случись другим забыть о том сострадании, которое мы к ним питаем, и наша сострадательная связь с ними будет утрачена.

Но если речь идет о Бодхичитте, то здесь мы не просто развиваем любовь, доброту и сострадание, нам еще нужно поддерживать прочную связь с другими существами. Поэтому вместо того чтобы прокладывать разделительные линии, мы должны смешать «себя» с «другими», чтобы они и мы стали одного для нас «одного вкуса». Нам нужно выработать такое мировоззрение, которое поможет нам считать себя частью других. С таким отношением везде, где будут пребывать живые существа, везде, куда они направят свои стопы, их будет сопровождать наша любовь, доброта и сострадание. Наша связь с ними будет неразрывной.

В своем труде «Путь Бодхисаттвы» Шантидева приводит в пример землю и другие великие элементы для иллюстрации качеств Бодхичитты, к развитию которой он устремлялся.

Суть его устремлений была следующей: пусть я стану причиной не только временных положительных переживаний живых существ, но пусть я стану самой землей, на которой живые существа будут жить и благоденствовать. Это очень важное устремление. Мы упражняемся в любви, доброте и сострадании не только для того, чтобы принести живым существам временное избавление от страданий. Мы упражняемся, чтобы даровать им счастье в бесконечном разнообразии ситуаций. Великие элементы, такие как земля и пространство, являются символом стабильности — неизменности — той любви, которую мы хотим подарить живым существам. Потоку наших телесных воплощений придет конец, но элементы земли и пространства продолжат свое существование. В своей вдохновенной молитве Шантидева желает, чтобы наша любовь, доброта и сострадание соединились с землей и пространством, чтобы наша любовь и сострадание питали существ до тех пор, пока существует пространство. Это очень важно.

Мы должны согласиться с тем, что это понятие сострадания, основанного на неразрывной связи «себя» и других», — это идеал, вызывающий восхищение. Однако можно задаться вопросом, а есть ли примеры реальных людей, которые были бы живым воплощением этого идеала. Мы, буддисты, считаем Будду человеком, который обладает великим недвойственным состраданием; состраданием, основанным на равенстве себя и других. Будда — реальный исторический персонаж, который жил в этом мире. И хотя Будды уже нет в живых, мне кажется, мы по-прежнему можем ощущать на себе отзвуки той любви и сострадания, которые он развил две с половиной тысячи лет назад. Нам не нужно ничего здесь выдумывать или притворяться. Подобно тому, как Будда испытывал сострадание, выходящее за грань понятий «я» и «другие», так и мы тоже можем его испытать.

Если мы спросим, каким было «я» Будды, то получим следующий ответ: «я» Будды — это все живые существа. Поскольку Будда придерживался такого воззрения, то все его мысли о себе самом одновременно были мыслями и обо всех живых существах. А все его мысли о живых существах, одновременно были и мыслями о себе.

Когда мы говорим о том, что «я» должно стать частью других — всех живых существ, то можем проиллюстрировать этот принцип на примере собственного тела. Мы можем четко выделить различные части нашего тела — руки, голову, ноги и так далее. У каждого из них свое место. Тем не менее, все они составляют единое тело и единый образ тела.

Это в равной мере распространяется и на понятия «я» и «другие». Если вы хотите провести черту между «собой» и «другими», то вполне сможете выявить различия. Тем не менее, с точки зрения непосредственного переживания сострадания, нет разграничения между человеком, взращивающим сострадание, и объектом его сострадания. Это попросту два аспекта одного и того же переживания. Если мы посмотрим на свое переживание под таким углом, то сможем почувствовать, что означает равенство «себя» и «других».

Такими предстают перед нами вещи, когда мы смотрим на них с позитивной точки зрения, отталкиваясь от присутствующих в нас гармоничных условий для развития сострадания. Однако мы можем рассмотреть Бодхичитту и с точки зрения условий, препятствующих ее росту. Безусловно, есть великое множество условий, которые можно назвать враждебными для роста Бодхичитты. Эти условия могут привести нас в уныние или даже вызвать в нас раздражение. Однако мы можем выработать в себе устремление продолжать упорствовать вопреки этим неблагоприятным условиям. Большинство из нас знакомы с этими неблагоприятными условиями. Это омрачения нашего ума, такие как гордыня, привязанность и зависть. Хотя мы не приглашаем их, они все равно приходят. И они едва ли оставят нас, даже если мы прикажем им удалиться. Однако, на мой взгляд, у нас остается шанс вступить с ними в диалог.

Как я говорил выше, вчера я отправился посмотреть Нью-Йорк-Сити, и впервые познакомился с городскими пробками... Учитывая все эти бесконечные остановки, мы имеем дело с весьма эмоционально насыщенным переживанием. Большинству из нас это знакомо — нам доводилось ездить по городу на машине. Так что, все мы встречаемся с ситуациями, которые могут вызвать в нас гнев, и если мы не проявим должной внимательности, то можем пролить горячий кофе себе на колени. Но как говорим мы, тибетцы, нет никакого толку от бессмысленного гнева. Это то, о чем нам непременно нужно поразмышлять и обсудить с самим собой. В любой ситуации мы можем спросить себя: поможет ли мне гнев или нет смысла им себя будоражить?

Давая краткое описание двум нашим базовым эмоциональным реакциям — агрессии и желанию, мы можем сказать, что агрессию, или гнев мы проявляем, когда хотим оттолкнуть от себя нежелательное. А желание, или привязанность проявляются, когда мы хотим приблизить то, что нам нравится. Все мы знакомы с этими двумя базовыми эмоциями, от которых мы не в силах избавиться. Более того, мы можем даже сказать, что нам нужны эти две эмоции. Однако при этом нам нужно отдавать себе отчет в том, что порой вещи оказываются совсем не такими, как мы их себе представляем. Вещи, которые вызывают в нас гнев, не всегда являются тем, что нам непременно следует оттолкнуть. А вещи, которые вызывают в нас желание, совсем не обязательно окажутся полезными для нас, если мы их приблизим. Мы не в состоянии сразу же вынести окончательное суждение о той или иной вещи. Поэтому важно не спешить соглашаться с тем, что наше восприятие преподносит нам как желательное или отталкивающее. С другой стороны, будучи новичками, мы лишь осложним себе жизнь, если попытаемся избавиться от гнева и желания раз и навсегда. Что мы должны сделать, так это выявить те аспекты этих эмоций, которые явно «зашкаливают», и поначалу постараться избавиться именно от них. А затем постепенно мы можем начинать избавляться и от других аспектов гнева и желания, порожденных запутанностью. Поступая так, мы сможем хорошенько познакомиться с собственными эмоциями. А когда мы будем лучше понимать свои эмоции, то станем принимать решения более взвешенно.

Эмоции можно сравнить с произведениями искусства. Будет полезно, если мы научимся так смотреть на эмоции, считать их произведениями искусства. Наши инстинктивные эмоциональные реакции подобны первоначальным наброскам. Но первоначальный набросок совсем не обязательно должен вылиться в окончательную картину. Мы можем добавить к нему новые элементы и изменить свой набросок так, что в результате получится совсем другая картина. Относиться к своим эмоциям как произведениям искусства означает видеть возможности для трансформации, для изменения.

Наша обычная реакция на собственные эмоции сводится к тому, что мы снова и снова, в совершенно одинаковой манере, концентрируемся на ключевых объектах, которые их вызывают. Мы не позволяем себе взглянуть на свои эмоции под другим углом. Когда же мы подходим к своим эмоциям как к произведениям искусства, то освобождаемся себя от концентрации на одной единственной точки зрения. Мы перемещаем фокус, чтобы рассмотреть среду, в которой проявилась эмоция, под самыми разными углами. Подобное смещение фокуса, снижает остроту боли, которую может доставлять нам эмоция, мы успокаиваемся, и груз нашего бремени становится легче.

На этом мы завершим нашу послеобеденную сессию. Довольно много людей сидит на задних рядах и на балконах, но эти прожекторы не позволяют мне вас увидеть. Большое спасибо всем вам за то, что пришли. Мне было приятно вновь встретиться с вами.

Меня признали Кармапой, когда мне было 8. Именно в этом возрасте я впервые встретился с американцами. Сначала они показались мне довольно странными, и никто не мог объяснить мне этой странности. Люди вокруг меня попросту говорили: «Таковы уж западные люди», но никаких других объяснений не давали. А я не мог объяснить себе эту странность, которую замечал в американцах. Но затем я постепенно стал все ближе и ближе знакомиться с ними, и у меня появилось много американских друзей, которые постоянно рассказывали мне об Америке. Эти рассказы заставляли меня постоянно держать Америку в поле своего зрения. Как бы то ни было, на протяжении долгого времени мне не удавалось посетить вашу страну. Но теперь я приехал. Как я уже говорил, мой визит к вам связан с многократными посещениями этой страны моим прежним воплощением, 16-м Кармапой. Мой визит к вам — символ того, что Кармапа никогда не забывал о народе Америки, это символ любви, которую я испытываю к людям вашей страны. Это лучшее из учений, которое я могу вам предложить. Все остальное, что я произнес, — лишь дополнительный материал.

Ваше присутствие здесь — это тоже символ, символ вашей любви ко мне. И я высоко это ценю. Мы заложили замечательную связь между нами. Вы проявили свою любовь ко мне, и я сделал все от себя зависящее, чтобы проявить любовь к вам.

Прошло лишь три дня с тех пор, как я приехал в Америку, но, тем не менее, я воспринимаю это как начало очень важного пути. И это дарит покой моему сердцу…

Я думаю, было бы замечательно, если бы мы могли поделиться этой любовью с другими, направить ее во все уголки планеты. В мире столько мест, где люди претерпевают неслыханные лишения. В частности, как вы знаете, недавно произошло чудовищное землетрясение в Китае. Это происшествие мы не должны обходить своим вниманием. Кроме того, не так давно в Бирме разразился кризис гуманитарного характера. Есть и другие места в мире, где люди переживают подобные трудности. Мы должны сочувствовать тем, кто живет в этих странах. Более того, если мы проявим свое неравнодушие к этим людям, оказав им любую посильную помощь, то это будет весьма похвально.

Конечно, было бы замечательно, если бы мы смогли помочь Бирме, ведь Бирма — буддийская страна, однако ситуация такова, что мы не можем быть уверены в том, что направленная нами гуманитарная помощь, действительно, попадет в место своего назначения. Однако в Китае правительство активно оказывает помощь пострадавшим от землетрясения, и потому мы можем быть уверены в том, что пожертвования, которые мы направим на эти цели, будут приняты должным образом.

Если говорить обо мне лично, то я сам из Китая, и поэтому я чувствую сильную связь с его жителями. Моя забота о людях Китая есть выражение моей связи с ними. И я с уверенностью заявляю, что никогда не забуду об этой связи. Если вы разделите со мной эту заботу, оказав им любую посильную помощь, то тогда наша сегодняшняя встреча будет иметь особый смысл и силу.
Просмотров: 6361

Комментарии:

Uma (Гости) | 28 марта 2010 13:12  
Слабоосмысленная и малополезная лекция. Два пассажа особенно странны: "И хотя Будды уже нет в живых, мне кажется..." и "Давая краткое описание двум нашим базовым эмоциональным реакциям — агрессии и желанию". У человека ВСЕГО две базовых эмоции - агрессия и желание? Эрос и Танатос? Тогда чем Кармапа отличается от Фрейда?
savetibet (Администраторы) | 28 марта 2010 14:05  
Очень важно отличать формат буддийских учений от формата публичной лекции в мегаполисе. Это позволит лучше понимать цели и задачи и воздерживаться от ненужной и подчас опасной критики. (На эту тему) Число живых существ неизмеримо, как пространство, и то, что представляется бесполезным для одного, может оказаться жизненно важным для другого.

Особенно интересен здесь тот комментарий, который Кармапа дал к 21 стиху 4 главы "Бодхичарья-аватры" Шантидевы: "Подобно земле, пространству и другим великим элементам, да буду я животворной основой для неисчислимых существ..." Очень необычное (в сравнении с другими комментариями) толкование, открывающее новые грани смысла величайшего произведения буддизма Махаяны. Мы включили этот фрагмент в новое издание "Бодхичарья-аватры", которое сейчас готовим, и очень надеемся однажды получить полный комментарий на этот текст от Его Святейшества Кармапы.

P.S. Описание трех ядов ума: гнева (агрессии), привязанности (желания) и составляющего их основу неведения можно найти в большинстве буддийских текстов. А фразу "Хотя Будды нет в живых, мне кажется..." все же нужно продолжить - "мы по-прежнему можем ощущать на себе отзвуки той любви и сострадания, которые он развил две с половиной тысячи лет назад...."
С уважением к Вам.
Uma (Гости) | 28 марта 2010 15:06  
Благодарю за взвешенный ответ. Это отзвук непонимания текста еще одного нью-йоркского интервью Оргьена Тринлея Дордже, где он говорит о том, что (сам!) использует компьютерные игры, чтобы "снять агрессию", и что эти средства современного мира также хороши и для буддиста, - здесь за точность цитаты я не ручаюсь, передаю только смысл.
Всего доброго!
savetibet (Администраторы) | 28 марта 2010 15:33  
Побывав на учениях Кармапы, немного понаблюдав за его работой во время Кагью Монлама и познакомившись ( пока поверхностно) с некоторыми его проектами, задаешь себе только один вопрос - как он это успевает? Учиться под руководством величайших учителей; курировать работу монастырей в Индии, Непале, Бутане; инициировать выпуск большого количества публикаций (невероятно высокого качества), инициировать проекты по охране окружающей среды, принимать участие в диалоге с современной наукой, давать учения китайским ученикам из Тайваня и западным из разных стран... Если при всем при этом у него остается время на компьютерные игры, что ж, честь ему и хвала )))

На самом деле, упомянутое вами интервью Times of India, касается, прежде всего, тибетского вопроса и сохранения тибетской культуры. Компьютерные игры там - тема вторичная, просто информ.агентства выбрали именно эту увлекательную тему для тиражирования. Интервью здесь. Возможно, оно что-то прояснит.
Лань (Гости) | 28 марта 2010 18:51  
Спасибо за возможность познакомиться с уникальным стилем изложения Дхармы, присущим Кармапе. Своим стилем Кармапа дарит особое вдохновение, изящество и утонченность мысли без потери глубины излагаемой Дхармы. Каждая Его мысль оставляет глубокий след, просто потому, что не оставляет места для равнодушного восприятия излагаемой темы. Даже неискушенный слушатель (к которым отношу себя), волей или неволей, чувствует не тривиальность и нестандартность Его подхода к своим публичным лекциям, возможно, это проявление особого вида сострадания к своим слушателям. Спасибо за данную публикацию, надеюсь на продолжение…

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Март 2010    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru