Сохраним Тибет > Линг Ринпоче и Черок Лама отвечают на вопросы журнала «Мандала»

Линг Ринпоче и Черок Лама отвечают на вопросы журнала «Мандала»


25 декабря 2010. Разместил: savetibet
Линг Ринпоче в своем прошлом рождении был старшим наставником Далай-ламы XIV. Сейчас ему 21 год, и он проходит обучение в монастыре Дрепунг Лоселинг.

Черок лама ― новое воплощение Кушо Мангдена (которого местные шерпы также называют Гага Мангден) из пещеры Черок рядом с Лавудо в Солу Кхумбу, в Непале. В двухлетнем возрасте он был распознан ламой Сопой Ринпоче и Трулшиком Ринпоче. До восьмилетнего возраста он учился в монастыре Копан. Затем, по совету ламы Сопы Ринпоче, поступил в Сера Дже, где сейчас проходит обучение под руководством Джанце Чойдже Лобсанга Тензина Ринпоче, второго лица в иерархии школы Гелуг. Сейчас ему 16 лет.


― Как должен ученик относиться к своему гуру, если тот ― тулку, или новая реинкарнация ушедшего буддийского учителя?


Линг Ринпоче и Черок Лама отвечают на вопросы журнала «Мандала»
Линг Ринпоче в своем прошлом рождении был старшим
наставником Далай-ламы XIV. Сейчас ему 21 год, и он
проходит обучение в монастыре Дрепунг Лоселинг.
Линг Ринпоче: [Возьмем для примера тех людей,] которые получали учения и посвящения от моего предшественника, предыдущего Кьябдже Линга Ринпоче. Они могут питать ко мне большую веру и преданность, но им вовсе не обязательно относиться ко мне как к предыдущему Кьябдже Лингу Ринпоче, как к своему гуру. Но, когда придет время, и они получат учения и, в особенности, какие-либо посвящения и комментарии от меня, то есть от нынешнего воплощения Кьябже Линга Ринпоче, то тогда они должны будут выстраивать отношения со мной в духе преданности гуру, о которой рассказывается в Ламриме.

Так что, если говорить кратко, вы можете считать новое воплощение своего учителя своим гуру, если чувствуете преданность к нему, но, согласно традиции, это не является обязательным требованием.

Черок Лама: Необязательно искать [новое воплощение] своего учителя, ведь в конце концов все сводится к тому, есть у вас карма вновь встретиться со своим учителем или нет. Если такая карма есть, то учитель найдет вас, в какой бы форме он ни проявился в новом воплощении. Главное, чтобы сошлись условия: условия, позволяющие учителю распознать, что он сможет оказать помощь и принести пользу, соответствующая карма ученика и внешние условия, определяющие рождение.

У нас не должно быть никаких ожиданий на предмет того, как и в каком теле проявится гуру. Даже если он примет совершенно другую форму, нежели та, что была у него в прошлом рождении, то ученик должен это принять. Мы ведь знаем, что Будда рождался в самых разных телах, для того чтобы помочь живым существам. Какую бы форму гуру ни принял, она будет наиболее подходящей для принесения пользы и оказания помощи другим. Ведь гуру появляется на свет ТОЛЬКО для того, чтобы приносить пользу. У него нет иных целей.

Поэтому, в конечном итоге, все сводится к заслугам. Если заслуги есть, то ты вновь встретишься с учителем. А если их нет, то пусть даже учитель будет стоять прямо перед тобой, ты его не заметишь.

― Какое будущее ожидает буддизм на Западе?


Линг Ринпоче:
Будущее очень трудно предсказать. Но есть много обнадеживающих знаков. Все больше людей интересуется буддизмом, и все большему числу людей буддизм нравится, все больше людей о нем узнает, все больше людей практикует, и все больше людей приходит [в буддийские] центры. Уже заложено много благих причин для дальнейшего процветания буддизма, для того чтобы буддизм процветал и распространялся как на Западе, так и на Востоке. Много обнадеживающих знаков.

Будучи буддистами, мы, естественно, верим в закон причинно-следственной связи: то, что случится в будущем, в огромной степени зависит от того, что мы делаем сейчас. Если мы будем усердно практиковать, то в будущем это принесет свои плоды. Думаю, нужно упорно практиковать и изучать [Учение Будды].

Черок Лама: Все меняется: культуры, народы и сознание. Мы называем это непостоянством. Сегодня, например, нам уже не найти того буддизма, который существовал 2.500 лет назад. Подобным образом, те формы, которые принял буддизм сегодня, не были в ходу 2.500 лет назад.

Линг Ринпоче и Черок Лама отвечают на вопросы журнала «Мандала»
Черок Лама, новое воплощение Кушо Мангдена
из пещеры Черок в Солу Кхумбу, в Непале.
В двухлетнем возрасте он был распознан
Ламой Сопой Ринпоче и Трулшиком Ринпоче.
Буддизм, распространенный в гималайском регионе, в значительной степени основан на древних культурах. Буддизм же, который мы увидим в будущем на Западе, будет непременно связан с наукой. Будет иметь место, да и уже имеет место модернизация буддизма, его приспособление к западному миру и к западному менталитету. Буддизм не принимал участия в формировании западных культур, как это было с восточными культурами. По мере развития буддизма в Индии он в значительной степени смешивался с мусульманской и индуистской традициями, и в силу этого мы находим в буддизме такие ритуалы, как огненные пуджи, которые были широко распространены в древней Индии. Когда же буддизм укоренялся в Тибете, он в значительной степени смешался с боннской традицией и культурой, которая был распространена в Тибете в то время. В какие бы страны ни приходил буддизм, он приспосабливается к культуре данной местности. Западная культура не столь жесткая и единообразная, как восточная, поскольку наука играет здесь более важную роль.

Буддизм и наука могут с легкостью объединиться в области изучения сознания. Научный мир не может отрицать сознание как явление, невозможно опровергнуть и существование потока сознания (если посмотреть с научной точки зрения на энергию или атомы в пространстве). Поэтому произойдет слияние буддийского объяснения сознания с научным. Запад возьмет то, что полезно для каждодневной жизни. В частности, закон причинно-следственной связи, ведь опять же наука может помочь людям осознать, что каждая причина влечет за собой результат, а у каждого результата должна быть причина.

Оттолкнувшись от этого, люди со временем постепенно согласятся с существованием прошлых и будущих жизней, и это воззрение будет принято. На Западе будет иной подход к буддизму. Он не будет включать такие «восточные» аспекты, как ритуалы и медитации, но впитает представление о причинно-следственной связи.

Проблема с буддизмом на Западе состоит в том, что ему недостает философского диспута. Не делается упора на необходимость получения доказательств в процессе анализа. У практикующих буддистов на Западе прослеживается ярко выраженная тенденция принимать то или иное положение на веру лишь потому, что так сказал учитель. Честно говоря, сегодняшний западный буддизм в большой степени основан на вере. В будущем же, в силу слияния с наукой, он будет гораздо сильнее опираться на аналитические методы установления истины, как это происходит в восточной традиции с ее философскими диспутами.

Монахи в монастыре Сера регулярно диспутируют. Мы можем сказать, что диспут ― это использование научных аналитических методов для доказательства или развенчивания того, чему в классических буддийских текстах придается статус истины. Западный буддизм на настоящий момент представляет собой начитывание формулы «один плюс один будет два». Однако никто не задается вопросом, как это так происходит, что один плюс один равняется двум. Это то, что еще предстоит развить в будущем.

― Что нужно сделать ФПМТ (Фонду поддержания махаянских традиций), чтобы достучаться до молодежи?

Линг Ринпоче: Я думаю, что, когда мы излагаем буддизм, когда преподаем буддизм, важно объяснять молодым людям суть буддийской Дхармы. Она состоит в том, что буддизм представляет собой описание реальной действительности и учит избавлению от страданий и достижению подлинного счастья. Буддизм не сводится к исполнению ритуалов. Разумеется, в буддийской тантре есть и ритуалы, но они имеют глубокий смысл, в основе которого постижение высшей истины.

Суть буддизма ― практика и, в особенности практика, позволяющая связать буддизм с повседневной жизнью. Осознать, чем буддизм может быть полезен в нашей обычной жизни и как [с его помощью] развивать свой собственный ум. Под «развитием» я понимаю очищение ума и сердца. Учения об очищении своего ума и сердца, позволяющие однажды достичь состояния Будды, ― вот чем мы должны привлекать людей.

Одним нравится медитировать, другим ― изучать философию, третьим ― посещать буддийские центры и участвовать в ежемесячных пуджах. Я думаю, мы должны давать учения в соответствии с потребностями людей. Но хорошо, если у них есть основа, прочный фундамент, и они упорны в учебе. Но в то же время самое важное ― научить их связывать полученные знания с повседневной жизнью, чтобы они не останавливались на перечислении различных аспектов Четырех Благородных Истин, превращая это в упражнение для ума, но понимали, как им связать эти истины с повседневной жизнью и как с их помощью прийти к Просветлению.

Под «практикой» также понимают работу с эмоциями, со стрессом, с депрессией для преобразования своего ума.

Мы должны излагать буддизм так, чтобы молодое поколение могло связать его с каждодневной жизнью и с его помощью развивать свое сердце и ум, а в конечном итоге достигать Просветления.

Черок Лама: Прежде всего, хочу сказать, что ФПМТ и Лама Сопа Ринпоче выполняли и выполняют огромную работу, способствующую процветанию буддизма во всем мире!

Для того чтобы привлечь молодежь, самое главное ― попытаться ее понять. Понять современную молодежь трудно, но, если вы хотите ее заинтересовать, то вам нужно знать ее интересы и говорить с ней, отталкиваясь от этих знаний. Нужно строить беседу так, чтобы завладеть вниманием молодого человека, нужно взывать к тем темам, которые его интересуют.

Лама Еше был очень искусен в применении тех методов, которые соответствовали тому поколению, с которым он работал. Не то чтобы хиппи того времени были так уж настроены на буддизм ― просто лама искусно подводилих к буддизму, в его распоряжении были искусные методы. Так что, в зависимости от места и от людей, буддизм примет нужную форму. Когда мы говорим о будущем буддизма и о том, как ФПМТ может привлечь молодежь, то все в конечном итоге сводится к искусности учителя. Если будут искусные учителя, то буддизм может жить вечно и в любой культуре. Будда был искусным учителем, вот буддизм и остается живым 2.500 лет спустя. И если объединяются искусный учитель, ученики, обладающие соответствующей кармой, и внешние условия, необходимые для восприятия учений, то вы получаете идеальные условия для последующего развития.

Буддизм постичь непросто. Это очень глубокое и сложное для понимания учение. А потому возможен недостаток интереса в силу в силу того, что он окажется непонятным для людей, и им будет гораздо проще увлечься деньгами и событиями повседневной жизни. Зачастую лишь те, кто много страдал или отчаянно ищет покоя, проявляют по-настоящему глубокий интерес к буддизму. Буддизм поначалу может казаться доступным, но, как только начинаешь углубляться в него, выясняется, что это чрезвычайно сложное учение. На этом этапе многие отворачиваются ― таков уж наш ум: сразу же отворачивается от того, что кажется трудным. Так что, лишь те, кто по-настоящему стремится к плодам, их обретут. Здесь можно привести аналогию с криминальным расследованием. Чтобы добраться до сути нужно долго «копать», и многие сдадутся, как только расследование начнет заходить тупик, и придется опираться на более тонкие улики. Поначалу, находясь на месте преступления, следователь не понимает ничего, и только внимательное расследование может помочь ему распутать клубок. Или другой пример ― очень сложные настольные игры, где закончить партию можно, только если у тебя есть упорство и настойчивость. Большинство сдается, так и не доиграв до конца. У большинства из нас есть тенденция сдаваться. Но есть исключительные существа, такие как Его Святейшество Далай-лама, который никогда не сдается. Но в молодом поколении я замечаю эту тенденцию отказываться от первоначальных намерений. Молодому поколению все стало слишком легко даваться, и, возможно, поэтому у них нет привычки выбирать трудный путь. В этом различие.

Мандала, издание ФПМТ (Фонда поддержания махаянских традиций)
Октябрь - декабрь, 2010


Смотрите также:
Российские буддисты получили наставления от Линга Ринпоче, нового воплощения старшего учителя Далай-ламы


Далай-лама назвал Россию великой страной