Тубтен Нгодуп, медиум (кутен) оракул Нечунга перед вхождением в транс
Любой, кому посчастливилось стать свидетелем пребывания в трансе досточтимого Тубтена Нгодупа, медиума (кутена) оракула Нечунга, смог убедиться в том, что в это время в нем обитает сила, намного превосходящая его собственную, заставляющая его тело стать визуально больше, искажающая его черты, вытягивающая его до предела. Божество Нечунг является гневным защитником, который, периодически вселяясь в тело медиума, даёт советы Далай-ламе и его правительству относительно угроз, связанных с будущим тибетской нации. В этой статье, составленной по материалам отрытых лекций в Тибетском центре медитации и личных интервью, кутен-ла рассказывает о своей жизни в качестве медиума. ― Как избирают государственного оракула Нечунга?Тубтен Нгодуп: Более тысячи лет в Тибете существовала традиция медиумов, которые являлись средством общения с защитниками Дхармы. Эти защитники имеют определенную иерархию, в которой они занимают уровни от первого до десятого в соответствии со своими способностями и совершаемыми ими духовными деяниями. Защитники могут быть как мирскими, так и надмирскими. Если бы защитник Нечунг находился на высшем уровне, то не было бы никакой возможности для общения с ним посредством человека-медиума. Но поскольку его цель помочь всем существам, он находится на том уровне, на котором такое общение возможно. Существует несколько путей для того, чтобы стать медиумом. Иногда эта роль передаётся по наследству в семье, как в случае с оракулом Гадонга. Женщины также могут быть медиумами из поколения в поколения, пример чему медиум Денма. Возможно также, что человек обладает определенными качествами, которые в нем распознает наставник. В этом случае последний может помочь медиуму стабилизировать его состояние транса.
Но с Нечунгом все происходит совсем иначе. Медиума выбирает непосредственно сам защитник. У такого человека с момента первого вхождения защитника в его тело появляется способность к ясновидению. Существуют внешний, внутренний и тайный метод определения того, действительно ли тот или иной человек является медимом государственного оракула. Его также должен признать Его Святейшество Далай-лама. Так получилось, что я, как и мой предшественник, принадлежу к монастырю Нечунг (в котором я нахожусь с 1971 года), но так бывает не всегда. Предыдущие медиумы приходили из разных уголков Тибета, представляли разные общественные слои и школы буддизма. Если до момента, когда в него впервые вошел дух оракула, человек был мирянином, то после он должен принять монашеское посвящение, поскольку, будучи медиумом Нечунга, автоматически становится настоятелем монастыря. Он также становится заместителем министра [тибетского правительства], что свидетельствует о важности выполняемой им роли. Я ― семнадцатый по счёту медиум.
Мой предшественник скончался в 1984 году, и в последующие три года эта должность была вакантной, хотя правительство и возносило многочисленные молитвы с просьбой о возвращении оракула. Вообще-то я общительный человек, люблю посещать учения вместе с другими монахами. Но незадолго до Лосара (тибетского Нового года) в 1987 году, я почувствовал себя несколько необычно, и мне захотелось побыть одному. В середине одного из учений Его Святейшества Далай-ламы, которое проходило в центральном храме, я вдруг почувствовал сильное желание встать со своего места в задней части зала и представиться Его Святейшеству. Конечно, если бы я поступил таким образом, телохранители наверняка выпроводили бы меня! Во время обеденного перерыва это чувство утихло, но когда все вернулись в зал, оно возросло ещё сильнее. Я не мог даже смотреть на Его Святейшество, потому что знал, что если хоть на секунду подниму на него свой взгляд, то немедленно встану и пойду к нему. Тогда я закрыл глаза, и один монах, думая, что я сплю, спросил меня: «Вы пришли сюда, чтобы вздремнуть?». Я извинился, сославшись на головную боль. Я спрятался под своим зеном (верхней монашеской накидкой), а когда, наконец-то, высунул из-под него голову, то обнаружил, что все уже ушли! Затем, я подошёл к статуям тысячерукого Ченрези и Гуру Падмасамбхавы и помолился об устранении каких бы то ни было препятствий. На следующий день в моём монастыре, Нечунге, начались традиционные праздничные церемонии по случаю Лосара.
"Послания защитника, излагаются на древнем диалекте. Их записывает специально обученный
помощник. В настоящее время для записи посланий также используют магнитофон.
Что же до Его Святейшества, то он прекрасно понимает их без перевода, даже в тех случаях,
когда и писец не может их разобрать! Фото:
abcblogs.abc.esКак правило, при жизни прошлого кутена, во время его пребывания в трансе, я подносил ему чай и цог (ритуальную пищу), поскольку являлся мастером ритуалов. Но в 1987 году кутена с нами больше не было, и мне поручили совершить подношения статуе в алтарной защитника, которая вмещала всего шесть или семь человек. Таким образом, в то время, когда большая часть монахов читала молитвы в главном зале храма, я находился в алтарной защитника в сопровождении лишь настоятелей монастырей Дрепунг Гоманг и Дрепунг Лоселинг. В момент, когда из главного зала донеслись молитвенные обращения к защитнику, мои руки затряслись, сердцебиение усилилось, и я увидел, как ко мне приближается красный свет. У меня возникло ощущение, будто бы по моим рукам и ногам прошёл электрический ток. Больше я ничего не помню.
Настоятели Дрепунга оповестили об этом инциденте ведомство Его Святейшества Далай-ламы по делам религии, и вскоре эта новость стала известна всем. Спустя несколько меня вызвал Его Святейшество и сказал: «Возможно, что вы и есть следующий кутен, но прежде чем что-нибудь еще случится, вам нужно уйти в затворничество». Это было необходимо, чтобы полностью убедиться, что выбор медиума сделан правильно. Его Святейшество также спросил меня о том, как я отношусь к такому назначению, и я ответил, что готов служить ему в любом качестве, которое он сочтет наиболее подходящим.
Эти события произошли в конце марта 1987 года. Однако в то же время двое других людей также проявили возможные признаки медиума: одним из них был монах из Дрепунг Гоманга, другим ― человек, недавно прибывший из Тибета. Со временем признаки у первого из них ослабли, в то время как второй после выполнения затворничества действительно оказался проводником одного из божеств, но не защитника, и в итоге, вернулся обратно в Тибет. Так, 11 июля 1987 года я был признан правительством, а 4 сентября того же года Его Святейшество официально даровал мне титул.
― Многие медиумы, особенно до того как будут распознаны, испытывают тяжелые физические или психические страдания, главным образом из-за того, что у них открываются тонкие психические каналы. Вам приходилось сталкиваться с подобным?У меня не было проблем с психикой, однако у меня повысилось артериальное давление и участилось сердцебиение. Но как только состояние транса стабилизируется, как правило, всё становится на свои места.
― Проходят ли какую-то специальную подготовку люди, ассистирующие вам во время сеансов пребывания в трансе? Понимает ли Его Святейшество поэтические послания защитника или же он нуждаются в их интерпретации?У кутена имеются четыре помощника, которые располагаются в таком порядке: один ―спереди, трое других ― с левой, правой стороны и сзади. Тот, который располагается спереди, является самым важным, поскольку он отвечает за закрепление тяжелого головного убора кутена (в настоящее время головной убор весит около 14 килограммов, в Тибете же вес такого головного убора порой достигал свыше 30 килограммов). Новичок занимает заднюю позицию и затем, по мере того как он набирается опыта, может перейти к правой стороне, затем к левой и, наконец, занять переднюю позицию. Если помощник, который располагается спереди, заболел, то его замещает помощник, занимающий позицию слева. Если же говорить о посланиях защитника, то они излагаются на древнем диалекте. Их записывает ещё один, специально обученный помощник. В настоящее время для записи посланий также используют магнитофон. Что же до Его Святейшества, то он прекрасно понимает их без перевода, даже в тех случаях, когда и писец не может их разобрать!
«Защитник даёт советы как для индивидуального преумножения заслуг, так и для коллективного. Со времен правления Великого Пятого [Далай-ламы] и до сегодняшних дней существует непрерывная связь между ним и Далай-ламой. Например, предыдущий кутен сделал очень чёткие предсказания относительно китайского нашествия, сообщив, что так же, как была потеряна Монголия, будет потерян и Тибет. Но, возможно, из-за истощения коллективных благих заслуг, наставление защитника и многих лам осталось без должного внимания.
Однако не так давно, после нескольких опасных землетрясений, защитник дал совет, что строительство ступ в Дхарамсале могло бы предотвратить подобные катастрофы в будущем. И действительно, как только ступы были возведены, землетрясения закончились».
Из лекций, прочитанных в Тибетском центре медитации
Дост. Тубтен Нгодуп, кутен Нечунга
Монастырь государственного оракула Тибета в Дхарамсале, Индия
Фото: Игорь Янчеглов
«Необходимо заглядывать за пределы нынешнего времени, где, как нам кажется, у нас есть друзья или враги. Ведь такое положение неустойчиво. Это относится как к жизни народов, так и отдельных людей. Нам необходимо обрести внутреннее равновесие для того, чтобы положить конец делению на друзей и врагов. Если нам удастся преодолеть наши омрачающие эмоции – неведение и привязанность – то и внешние враги исчезнут. В противном случае, если мы будем пытаться побороть лишь внешнего врага, то всегда будет кто-то, кто придёт ему на помощь. Принятие Прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе – это лестница, которая ведёт на иной уровень. Никогда не отказывайтесь от Прибежища в глубине своего сердца, даже если кто-то и требует, чтобы вы отказались от своей веры. В каком бы направлении вы не шли, будь то основное или промежуточное, пусть Прибежище всегда пребывает с вами. Оно - часть вашего существа».
– Могли бы вы рассказать историю замысловатого и тяжёлого костюма оракула? Возможно, он был разработан в соответствии с видениями одного из просветлённых наставников? Он был разработан согласно видению Деси Сангье Гьяцо, регента Пятого Далай-ламы. Именно он завершил строительство монастыря Нечунг. Он преподнёс комплект ритуальных одеяний медиуму, который, широко улыбнувшись, произнёс: «Этот костюм настолько прекрасен, что им могли бы гордиться даже обитатели царства богов!».
– Очевидно, что между вами и защитником существует тесная кармическая связь. Возможно ли, что в своих прошлых воплощениях вы уже служили его кутеном?Вполне вероятно, что я был кутеном и в прошлых своих воплощениях. Однако в случае с медиумами ситуация иная, чем с большинством тулку, которых распознают в очень раннем возрасте. Так, человек, в которого входит защитник, должен достичь хотя бы подросткового возраста. Таким образом, перевоплощение в данном качестве не является линейным, как в случае с тулку. Но перевоплощение кутеном из прошлых жизней – возможно.
– Кутен-ла, в это опасное время какой совет вы могли бы дать буддистам, а также тем, кто не практикует Учение Будды?У кутена имеются четыре помощника, которые располагаются в таком порядке: один ― спереди,
трое других ― с левой, правой стороны и сзади. Тот, который располагается спереди, является
самым важным, поскольку он отвечает за закрепление тяжелого головного убора кутена
(в настоящее время головной убор весит около 14 килограммов, в Тибете же вес такого
головного убора порой достигал свыше 30 килограммов). Фото:
abcblogs.abc.esДуховная практика не ограничивается пределами религии. Его Святейшество [Далай-лама] всегда советует каждому следовать своей исконной духовной традиции, вкладывая в духовную практику всё своё сердце, и в то же время проявлять уважение к другим религиям. Кроме того, следует помнить, что учителя разных вероисповеданий являлись в разное время. Иисус Христос пришел в иное время, нежели Будда, и даже в тибетском буддизме основатели четырёх линий жили в разное время. Все эти различные учителя появились в разное время и в определенном порядке для того, чтобы удовлетворить разнообразию наших потребностей и склонностей. Даже если вы не являетесь последователями той или иной религии, очень важно сохранять правильный образ действий. Это сделает вашу жизнь лучше, а тех, кто вас окружает – счастливее.
― Могли бы вы рассказать нам о происхождении защитника, а также о сотрудничестве между ним и Ченрези, земным воплощением которого является Его Святейшество Далай-лама? Распространяется ли его роль, подобно роли Его Святейшества, не только на Тибет, но и на весь мир в целом? Существует четыре типа просветленных деяний: умиротворяющие, приумножающие, усмиряющие и уничтожающие (гневные). Его Святейшество, как воплощение Ченрези, осуществляет первые два вида деяний, в то время как все дхармапалы [защитники], включая Нечунга Дордже Дракдена, который вселяется в кутена Нечунга, осуществляют последние два. Но хотя внешне защитник и проявляет себя в гневной форме, его внутреннее проявление – это любовь, подобная любви матери, которая заботится о благе своих детей и поэтому вынуждена иногда проявлять строгость по отношению к ним. В данном случае это лишь проекция гнева.
Если говорить о связи между защитником и Ченрези, то она длится долгие кальпы, восходя к одному индийскому царю, который являлся воплощением Авалокитешвары и его защитнику, Дхармазале. Сохранились письменные свидетельства о том, что Нечунг обитал в местности Бхата Хор, что в Монголии. Когда 1300 лет назад Гуру Падмасамбхава принёс буддизм в Тибет, он столкнулся со множеством препятствий. Поэтому он счёл необходимым пригласить защитника, опекуна, который бы имел сильную связь с Ченрези и смог бы оберегать Учение во всей его полноте. Тогда Муни Ценпо, сын Трисонга Децена, отправил в Монголию гонца, чтобы тот привез с собой защитника. Для успешного достижения этой цели была создана внешняя видимость войны, во время которой были захвачены реликвии, принадлежавшие защитнику, среди которых была маска из кожи ракшаса, бирюзовая статуя Тары и перламутровая статуя Ченрези. Они служили основой для защитника материальном мире, и тот вынужден был связать себя присягой перед Гуру Падмасамбхавой, обязался опекать Тибет и оберегать Учение Будды.
Что же касается проявления защитника через медиума в человеческом облике, то это началось с Третьего Далай-ламы. Второй Далай-лама после своей смерти отправился в Чистую Землю, где сообщил Гуру Падмасамбхаве о том, что он не хотел бы возвращаться в этот мир. Падмасамбхава же посоветовал ему принять новое перерождение в связи с его важностью его роли как воплощения Авалокитешвары. А для того чтобы помочь ему, Гуру Падмасамбхава пообещал отправить ему двух защитников – одного красного, другого чёрного. Упомянутый выше красный – это Нечунг, а чёрный – Палден Лхамо. Однако лишь во времена Пятого Далай-ламы, когда было завершено строительство монастыря Нечунг, институт защитника Нечунга приобрел официальный статус. В наши дни этот защитник также оказывает помощь и поддержку Далай-ламе в его деятельности. Он защищает всех тех, кто внимателен по отношению к своей карме. Те, кто совершает действия в благом ключе, находятся под его защитой.
― Кто ваши основные учителя?Своё первое учение я получил от Его Святейшества Далай-ламы в Дхарамсале. Старший учитель Его Святейшества, Линг Ринпоче, был также очень добр ко мне и даровал мне начальные обеты. Кроме того, я получал учения от Калу Ринпоче, Трулшика Ринпоче и Сакья Тризина Ринпоче, который даровал мне учение по «Тринадцати золотым Дхармам». Предыдущий Нечунг Ринпоче также даровал мне учения.
― В период времени между уходом прошлого воплощения Нечунга Ринпоче и нахождением его нового воплощения на вас была возложена обязанность по управлению монастырём как в административной, так и в ритуальной части. Теперь, когда новое воплощение найдено, это как-то облегчило ваш груз ответственности?Государственный оракул в монастыре Нечунг в Лхасе, Тибет. 1942-43. Фото: Илья Толстой
Нечунг Ринпоче и кутен считаются между собой равными. У них троны одинакового размера. Так что, в отсутствие кутена ритуалы проводит Нечунг Ринпоче, а в остальное время, я, как кутен, обязан вести пуджи.
― Я слышала о том, что вы занимаетесь созданием священных скульптур. Не могли бы вы подробнее остановиться на этом?В традиции Нечунг имеются два направления, которым может следовать монах. Конечно же, все мы обязаны для начала усвоить основные священные тексты, а уже затем мы можем сконцентрироваться либо на деятельности по созданию мандал, торма и т.д., либо же сосредоточить своё внимание на духовном песнопении и рецитации. Поскольку меня есть некоторую склонность к изобразительному искусству, я сосредоточился на создании торма, кроме того, я был основным мастером ритуалов при предыдущем кутене. Но я никогда не занимался созданием металлических скульптур. С тех пор как я был назначен кутеном, я лишь изредка занимаюсь рисованием, например, когда «открываю глаза» изваяниям божеств.
― Ваш визит на Запад был инспирирован защитником или же состоялся по поручению Его Святейшества Далай-ламы?Ни то и ни другое, хотя каждый раз, когда я совершаю ту или иную поездку я обязан уведомить Его Святейшество о том, куда направляюсь, и как долго будет проходить моё путешествие. В 2001 году я принял на себя личное обязательство по восстановлению в Мандгоде монастыря Дрепунг Деянг, проект которого подразумевает также создание медицинской клиники как для мирян, так и для монахов. Монастыри Дрепунг и Нечунг очень тесно связаны между собой. Главному ученику Ламы Цонкапы, Джамьянгу Чойдже, было поручено создать монастырь для изучения наследия традиции Гелуг, коим и стал Дрепунг. В свою очередь его ученик, лама Джангчуб Палден, основал Деянг, один из монастырских колледжей Дрепунга. Позже, в одном из своих видений он узрел, как предметы, принадлежащие защитнику Нечунгу, двигаясь по течению реки, прибиваются к одному из её берегов, чуть ниже Дрепунга. Один из его помощников обнаружил, что эти предметы, положенные в кожаный сундук, действительно принесло к берегу течением реки, и тогда он достал его из воды. Но так как сундук оказался очень тяжелым, помощник из любопытства его открыл. Из сундука вылетел голубь, который затем скрылся в роще деревьев. Когда лама Джангчуб Палден услышал об этом, то посчитал, что будет очень благоприятным основать на этом месте монастырь. В соответствии с пророчеством Гуру Падмасамбхавы, он решил назовать его «Нечунг», что в буквальном смысле означает «небольшое место», в отличие от монастыря Самье, который называется Нечен, или «большое место», и этот новый монастырь и стал официальной резиденцией защитника. «Место небольшое, но защитник велик!», ―произнёс Джангчуб Палден. Таким образом, он стал основателем обоих монастырей, Деянг и Нечунг.
Автор: Виктория Долма
Перевод материала, содержащегося на интернет-ресурсе Snow Lion Publication
Перевод на русский язык: Артём Козаченко
Смотрите также:
Высшие существа. Интервью с дакиниМне не удавалось добиться аудиенции у Его Святейшества Далай-ламы, так как мне приписывали заразную болезнь и боялись, что я его заражу. Некоторые считали меня сумасшедшей. Некоторые даже говорили, что я должна покинуть приют или что меня надо сдать в психиатрическую лечебницу. Несколько месяцев мне даже не разрешалось присутствовать на публичных аудиенциях. Вместо этого я каждое утро выполняла обход вокруг дворца Далай-ламы. Однажды я услышала, как Его Святейшество возвращается домой, и спряталась у дороги, чтобы поприветствовать его. Когда его машина приблизилась к монастырю Намгьял, я увидела яркий свет, льющийся через лобовое стекло машины, а внутри ― его со множеством рук! Это был самый первый раз, когда я увидела Его Святейшество. Я выскочила перед машиной, чтобы выполнить простирание и потеряла сознание почти под самыми колесами...
Монастырь Гадон обращается за помощью в строительстве общежития для монахов
Обмен разумами. Интервью с государственным оракулом Тибета