Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Как открыть возможности сна: ясные сны и тибетская йога сновидений18 мая 2011 | Версия для печати
Б. Алан Уоллес исследует фантастический ландшафт ясных снов и тибетскую йогу сновидений
Весенняя история, Филлис Брэмсон, 2000г., смешанная техника, холст, 68 х 43 дюймов. © Филлис Брэмсон Автор и психофизиолог Стивен Лаберж был одним из тех, кто с малых лет временами видел ясные сны. Став постарше, он решил, что его необычный опыт ясных снов мог бы стать областью увлекательных исследований. В 1977 году он продолжил обучение в аспирантуре Стэнфордского университета, избрав для себя направление по изучению этой новой области знаний. Он стал постепенно разрабатывать методы стимулирования ясных снов, записывая свои собственные переживания. За семь лет у него накопилось почти девятьсот описаний ясных снов. Но как убедить коллег по науке в том, что можно сохранять осознанность во сне? Стивен Лаберж понимал, что представить доказательства существования ясного сна можно только путем непосредственного контакта человека в этом состоянии с кем-либо бодрствующим. Препятствием этому было то, что во сне большая часть тела спящего неподвижна. Однако психологи обнаружили, что глаза спящего человека движутся не спонтанно, а в направлении тех объектов, которые он наблюдает в своем сновидении. Уильям Чарльз Демент, исследователь сна из Стэнфордского университета, провел следующее получившее широкую известность исследование: он разбудил спящего после того, как тот сделал примерно двадцать повторяющихся горизонтальных движений глаз. Когда его спросили о том, что ему только что приснилось, то он рассказал, что долгое время наблюдал за игрой в пинг-понг! Тогда у Лабержа появилась идея. Он постарается вызвать у себя ясный сон, в то время как его коллеги по науке будут фиксировать состояния его мозга и быстрые движения глаз, чтобы убедиться, что он действительно спит. Затем он послал бы им условные сигналы, двигая своими сновидящими глазами заранее обговоренным способом. Поскольку физические глаза повторяют движения сновидящих, то он смог бы представить объективные доказательства того, что осознает происходящее во сне. В итоге, Лабержу удалось представить эмпирические доказательства существования осознанных сновидений. Сейчас его работы и работы других исследователей ясных снов получили широкое признание в западных научных кругах, а научные разработки в этой области подарили целый ряд замечательных методов в помощь обычным людям, желающим сохранять осознанность во сне. Ясные сны открывают удивительный диапазон возможностей тем, кого интересует исследование природы ума. Вы можете попросту использовать ясный сон для отдыха ― при этом диапазон возможных событий в таком сне будет ограничен только вашим собственным воображением. Если же вы захотите заняться вещами поважнее, то сможете научиться решать свои психологические проблемы во сне или изучать пластичность сна, изменяя его содержание по своему желанию. Или, быть может, вы решите проникнуть в глубины своей собственной интуитивной мудрости. Вы сможете, например, призвать ваш архетип мудрости: будь то греческого философа, богиню мудрости или любой другой образ, являющий для вас идеал прозорливости. Установив с ним контакт в своем сновидении, вы обратитесь не к внешнему источнику знания, но начнете раскрывать ресурсы собственного подсознания, к которым обычно не имеете доступа. Помимо таких исследований сознания ясные сны обеспечивают идеальную площадку для изучения основополагающей природы сновидений и реальности, а также взаимоотношений между состояниями сна и бодрствования. Согласно последним научным исследованиям принципиальная разница между сновидением и воображением с одной стороны, и восприятием в состоянии бодрствования с другой, состоит в том, что переживания, получаемые нами в состоянии бодрствования, непосредственно вызываются внешними раздражителями, тогда как воображение и сновидение представляют собой свободное творчество, не ограниченное физическим воздействием окружающей среды. Согласно буддийской мысли западная наука дает нам только часть существующей картины. Буддизм и наука сходятся в том, что, хотя образы, звуки и тактильные ощущения окружающего мира кажутся нам реально существующими, они в действительности не существуют отдельно от нашего восприятия. Но буддизм добавляет к этому, что также и масса, энергия, пространство и время, ― как они воспринимаются человеческим умом, ― не существуют отдельно от нашего восприятия и умопостроений. Они реальны не больше, чем наши сны по ночам. Все явления существуют лишь в неразрывной связи с умом, их воспринимающим, и все психические состояния связаны с воспринимаемыми явлениями. Мы живем во взаимозависимой вселенной, без абсолютных субъектов или объектов. Делая упор на иллюзорной природе реальности, какой она предстает в бодрствовании, и сна, тибетские буддисты уже более тысячи лет назад сформировали систему учений, известную как йога сновидений, которая использует силу ясных снов для того, чтобы сломить наши иллюзии и открыть дверь к Просветлению. Как только, занимаясь йогой сновидений, вы научитесь распознавать себя в состоянии ясного сна, вы сможете начать исследовать природу своей психики и свой собственный познающий ум уже в течение этой жизни. На более фундаментальном уровне можно исследовать природу базового сознания (алая-виджняна), индивидуального континуума сознания, на основе которого у ребенка развивается психика, пока он находится в утробе матери, и в котором она растворяется в момент смерти. На высшей ступени йоги сновидений раскрывается высшая природа сознания ― природа "ясного света" или изначального осознавания (ригпа), постижение которой имеет ключевое значение в тибетском учении, известном как Великое Совершенство (Дзогчен). Каждый этап практики йоги сновидений ведет к постоянно углубляющемуся самопознанию, кульминацией которого становится достижение состояния Будды. Учения Великого Совершенства провозглашают, что единственное различие между Буддами и обычными живыми существами заключается в том, что первые знают, кто они на самом деле, а последние ― нет. Дневная практика йоги сновидений основывается на поддержании осознавания того, что всё, воспринимаемое нами, иллюзорно. Хотя нам представляется, будто вещи существуют независимо от какого бы то ни было познающего или постигающего [их] субъекта, на самом деле все они "пусты", то есть лишены такой неотъемлемой самосущей природы. Идея Декарта о полном разделении субъекта и объекта наблюдения, оказывающая огромное и продолжительное влияние на западную науку, полностью отрицается в тибетском буддизме. Все психические и физические явления состоят из взаимозависимых событий: нет никакой обладающей абсолютными свойствами разделительной линии между субъектом и объектом, умом и материей, или внешним и внутренним. Ночная практика йоги сновидений начинается с осознания того, что вы спите, и поддержания этого осознавания. Для достижения такой ясности и стабильности внимания очень хорошо поначалу овладеть практикой самадхи, или сосредоточения внимания как в состоянии бодрствования, так и сна. Как только вы достигаете стабильности в осознавании того, что спите, вы переходите ко второму этапу, где учитесь управлять содержанием своего сна и преобразовывать его. Это упражнение не должно превращаться всего лишь в подпитку своего эго, растущего от осознавания вашего доминирующего влияния на свои сны. Скорее, речь идет о практическом способе исследования пластичной природы своих снов и более глубоком постижении их иллюзорности. Например, вы можете поставить себе задачу научиться проходить сквозь стену. В конце концов, стены во сне сделаны из того же материала, что и сам сон,― так почему бы вашему телу сновидений не проскользнуть беспрепятственно прямо сквозь возникающую в сновидении стену? Но когда вы попытаетесь это сделать, то можете обнаружить, к своему удивлению, что пройдя стену наполовину, вы почему-то застреваете в ней! Это говорит о том, что есть целый ряд степеней ясности. Вы можете осознавать, что спите, но вы еще недостаточно срослись с этим знанием, и потому у вас пока не получается преобразовывать происходящее во сне так, как вы того хотите. (Но в то же время у вас получается летать ― это одна из самых простых сверхъестественных способностей, обретаемых в ясном сне). Подобно тому как ребенок изучает мир, открывающийся ему в бодрствовании, вы на этом втором этапе йоги сновидений исследуете мир сна, взаимодействуя с окружающей средой, и на опыте постигаете то, как всевозможные объекты, возникающие во сне, проявляются относительно воспринимающего их субъекта. Настойчивое обучение йоге сновидений неминуемо активизирует ваше подсознание, начинающее подчас рисовать причудливые и даже ужасающие картины. Именно это предоставляет уникальную возможность научиться преодолевать страх и проникать в суть иллюзорной природы сновидений, что и является третьим этапом этой практики. Всякий раз, когда во сне вы чувствуете угрозу, например со стороны каких-нибудь свирепых животных, либо слышите рев пышущего огня или бушующих вод, постарайтесь углубить понимание природы сновидения, спросив себя: "Разве могут такие иллюзорные явления хоть как-нибудь навредить моему иллюзорному «я»?" А потом пусть во сне на вас нападают бандиты, дайте себе сгореть в огне или утонуть в воде. Ведь все это сродни нападению одной радуги на другую: пока вы осознаете иллюзорность сна, ничто не может причинить вам вред. Ясный сон предоставляет вам прекрасную лабораторию для изучения природы ума, ибо все, что вы испытываете во сне, состоит только из проявлений вашего осознавания. Согласно буддизму у ума есть две определяющих характеристики: ясность и способность к осознаванию. "Ясность" ― это способность ума создавать или "освещать" видимые проявления. Исследуя природу образов, проявляющихся во сне, вы начинаете открывать присущий уму потенциал светоносности. Тогда, сохраняя понимание того, что вы спите, вы можете растворить ландшафт сна, оставив сознание в состоянии вакуума, без какого-либо объекта. Теперь остается только способность ума к осознаванию ― у ума нет иного объекта осознавания кроме него самого. В традиции Великого Совершенства говорят, что здесь мы имеем дело с базовым сознанием, которое характеризуется тремя качествами: блаженством, светоносностью и отсутствием умопостроений. Проникая сквозь иллюзию еще глубже, вы попадаете в глубочайшее измерение сознания, известное как ригпа, или изначальное осознавание. Согласно учениям Великого Совершенства, как мир сновидений проявляется из относительного пространства базового сознания, так и все миры, возникающие в нашем восприятии, в конечном итоге, рождаются из недвойственной реальности изначального пространства (дхармадхату) и изначального сознания (джняна). Йога сновидений ― один из путей изучения и пробуждения глубин сознания и понимания его роли в мире природы. Когда Будду спросили, кто он ― человек или Бог, он ответил просто: «Я пробужденный». В омраченных снах нас затягивает в иллюзию, как в болото, ― нам кажется, что мы пробуждены, и мы страдаем, воспринимая все, с чем мы сталкиваемся в сновидении, как отдельную от нас абсолютную реальность. Подобным образом, наш ум омрачен и в течение дня, мы видим себя самих и все окружающее как разъединенное и не связанное между собой. Но только представьте себе, какое блаженство ― постоянно сохранять ясность, когда все воспринимается как светоносное проявление глубинного измерения нашего собственного осознавания. Это та истина, которая делает нас свободными. Проснитесь! Пять методов стимулирования ясных снов1. Старайтесь отмечать во сне такие события, которые невозможны в бодрствовании. Происходит что-то странное ― слишком странное! И тогда вы сможете внезапно осознать, что вы, должно быть, спите! Отмечайте внезапные перемены мест. Например: вы находитесь в Лондоне, а в следующий момент ― уже в Нью-Йорке. Или вот: вы вовлечены в разговор со старым другом, а через минуту он превращается в пуделя, грызущего кость. Или вам снится какой-то немыслимый кошмар, но как только вы скажете себе, что все вокруг слишком уж необычно, то сможете распознать, что вы видите сон. 2. Готовьте себя к работе со сновидениями, отмечая все аномальные события, происходящие в дневное время, когда вы бодрствуете. Всякий раз, когда они происходят, спрашивайте себя: "Мне это снится?". И если вы будете проделывать это достаточно часто, то, возможно, в конце концов, вам удастся задать себе тот же вопрос во сне и получить на него утвердительный ответ. 3. Для того чтобы узнать наверняка спите ли вы или нет, поищите во сне какой-нибудь материал для чтения. Постарайтесь прочитать и запомнить любую строчку из найденного текста, затем отвернитесь и снова взгляните на него. Дело в том, что психологи уже обнаружили, что в 75% случаев текст во сне при повторном прочтении изменяется, причем в третий раз шансы на его изменение будут уже 95%. 4. Можно вызвать ясный сон с помощью "перспективной памяти". Когда мы бодрствуем, мы легко запоминаем то, что необходимо сделать в будущем. Например: вы "завязываете узелок" в памяти, обозначающий для вас, что по пути домой после работы вам нужно зайти в магазин за продуктами. Таким же образом вы можете развить в течение дня твердое намерение осознать ночью во сне то, что вы спите. Вы можете направить силу перспективной памяти на осознание того, что события и явления во сне слишком необычны для реальной действительности, и это может послужить ключом для распознавания того, что вы видите сон. 5. Когда засыпаете, постарайтесь не "проваливаться" в сон, а сохранить ясность ума. Это, пожалуй, самый утонченный способ вызывания ясных снов; фокус в том, чтобы сохранить ясность восприятия в период расслабления и засыпания. Когда физические ощущения начинают постепенно отключаться, вы можете сознательно войти в фазу безобъектного осознавания. Это ― состояние ясного сна без сновидений. Из этого лишенного объектов состояния сознания может неожиданно появиться сновидение, и вы сможете сразу же его распознать. Задача теперь заключается в том, чтобы оставаться во сне и при этом сохранять осознавание того, что вы спите, а это требует некоторой практики. Но как только у вас получится достигнуть стабильности в переживании ясного сна, вот тогда-то и начнется настоящее приключение. Алан Уоллес TRICYCLE Перевод Дмитрия Петренко Видео по теме:Скачать в высоком разрешении 11 сентября 2010 года, в Центре «Открытый Мир» Перевод Александра Нариньяни Лекция построена на фундаментальном материале о шаматхе (практике безмятежности), випашьяне (практике проникновения) в дзогчен – школе, которую называют «кульминацией всех предшествующих колесниц, высшим путем к пробуждению». Поскольку медитация не является сугубо буддийской практикой, абсолютно любой человек способен овладеть навыками правильной концентрации, которая приводит к быстрому развитию умственных способностей, ясности ума и памяти и даже блаженству на уровне тела. Статьи по теме:Тибетский буддизм на западе: эффективен ли он здесь? Далай-лама как-то сказал, что в буддизме много говорят о необычайном потенциале человеческого сознания, о реализациях, которых добивались йоги в прошлом: о достижении шаматхи, випашьяны, развития паранормальных способностей и кульминации этого пути ― Просветлении. Далай-лама сравнил все эти рассказы с бумажной валютой, которая имеет какую-то ценность только, если обеспечена золотом. «Золотым стандартом» для обеспечения бумажной валюты таких заявлений буддизма должны служить наши современники, достигающие подобных состояний реализации. Алан Уоллес. Памятование или внимательность? На протяжении многих лет я был озадачен различием в определениях памятования, которые дают многие современные учителя Випассаны и опирающиеся на них психологи, с одной стороны, и теми, что мы обнаруживаем в традиционной литературе Тхеравады и махаяны, с другой. Когда около 30 лет назад я впервые заметил это несоответствие, то подумал, что его причина, возможно, кроется в различиях между буддизмом Тхеравады и Махаяны. Но чем глубже я всматривался, тем отчетливее понимал, что традиционные тхеравадинские и махаянские источники в целом находятся в согласии друг с другом, в то время как современные трактовки памятования отступают от обеих традиций... Алан Уоллес. Что такое истинное счастье? Журнал «Трисайкл» обсуждает самое типичное в жизни каждого стремление с Б. Аланом Уолласом На протяжении трёх с лишним десятилетий учёный и созерцатель Б. Алан Уоллес рассматривал вечный вопрос: «Что такое счастье?» как с позиций современной науки, так и традиционной буддийской практики медитации. Обе эти отрасли знания легли в основу Института по изучению сознания в Санта-Барбаре, основанного Уолласом в 2003 году для проведения тщательных научных исследований методов созерцания в сотрудничестве с признанными специалистами в области психологии и нейронауки... Просмотров: 23574 | Тэги: Алан Уоллес, йога сновидений
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |