Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
В клубе “Манджушри” говорили о паломничестве на священную гору Кайлаш17 июля 2011 | Версия для печати
Июль – самое жаркое время в Калмыкии, когда плавится асфальт, небо раскаляется почти до бела, кондиционеры натужно работают во всю силу, лёгкие, полупрозрачные тени от деревьев не спасают пешеходов от палящих лучей, и, признаться, совсем не хочется выходить на улицу без необходимости. В разгар июльского пекла люди всё же пришли на заседание клуба Манджушри, посвящённое паломничеству на Кайлаш. Тибет, Гималаи, Кайлаш манят, влекут своей загадочной недоступностью и неизведанностью представителей степи. Снежные пики прекрасные, холодные и чистые, порой кажутся, не столь неприступными. На фотографиях, выставленных в интернете, они дарят ощущение обманчивой близости. Запечатлённые через объектив фотоаппарата, сверкающие вершины очень красивы. Многие буддисты с замиранием сердца думают о традиционном обходе - кора вокруг Кайлаша. Считается, что обход вокруг этой горы, очищает карму человека, накопленную в этой и предыдущих жизнях. Традиционно же, тибетские буддисты совершают кора в летние или ранние осенние месяцы, особенно благоприятные для пешего обхода. Кайлаш - святая гора для представителей 4 религий: буддизма, джайнизма, индуизма и бон. Каждому из представителей этих религий Кайлаш одинаково дорог. В мае-июне этого года три человека из Калмыкии совершили обход Кайлаша. Эти трое получили много впечатлений, накопили опыт - самое ценное, что остаётся у каждого из нас, после паломничества в святые места и решили поделиться своими мыслями о паломничестве к Кайлашу с нами – ещё не ездившими в Тибет, но вынашивающими идею в будущем посетить эти святые места. Геше лхарамба Тензин Дугда был приглашён на заседание. Своим выступлением Геше-ла открыл заседание клуба Манджушри, ему было, что рассказать о необычном месте. Геше-ла поделился своими богатыми знаниями: – «В буддизме эта гора считается святой - местом Чакрасамвары. В нашем обыденном человеческом видении, мы видим просто гору, но на самом деле - это мандала Чакрасамвары, божественный дворец. А в народном фольклоре, в тибетских преданиях говорится, что на этой горе, на самой её вершине находится дерево Дзамбу. И однажды, когда великий Миларепа прибыл на эту гору, он взобрался на неё и устал в пути. Он повесил свою одежду на ветвь этого дерева, дерева Дзамбу. И его одежда так там и осталась. Некоторые люди (практики), видевшие эту одежду, говорят, что одежда колышется, вися ни на чем. То есть, им кажется, что эта одежда висит в пространстве, потому что простые люди не могут видеть дерево. Некоторые даже дают объяснение, почему наш остров называется Дзамбулинг (по-тибетски). Название Дзамбулинг связано с тем, что на горе растет это замечательное фиговое дерево. И когда с него падают плоды (фиги), они падают вниз в озеро Манасаровар, находящееся у подножия Кайлаша. И они падают с таким звуком или со звоном «дзам». Поэтому появился первый слог «дзам» - «Дзамбулинг». И оттого что падают эти фиги, эти плоды, от них расходятся по поверхности озера волны, они расходятся со звуком «линг». И поэтому говорится, что наш материк называется «Дзамбулинг». Конечно же, это народное объяснение. Наро Бончун – был такой боннский практик, который первоначально владел этой горой и жил на ней. А когда Миларепа пришел, у них началось состязание за право владения этой горой. И вот, когда они соревновались друг с другом, то на одном из склонов горы находилась пещера, она есть там до сих пор. Когда Миларепа зашел в эту пещеру, он сказал, что слишком низкая пещера, слишком низкий свод у нее, и он подтолкнул этот каменный свод вверх руками и на нем остались отпечатки его ладоней. Затем Наро Бончун сказал, что слишком высокий свод у этой пещеры и Миларепа стал притягивать этот свод вниз и таким образом, что на полу остались отпечатки его ступней. Так они долго соревновались, и одно из соревнований, например, состояло в том, кто дальше вытянет ногу. Там недалеко протекает речка вдоль горного хребта, и когда Миларепа вытянул свою ногу, она уперлась в скалу и оставила там отпечаток, а когда бонский мастер вытянул свою ногу, он коснулся ею берега реки и тоже оставил свой след. И уже финальным разрешением этого спора они решили сделать следующее соревнование, кто раньше до следующего утра доберется до вершины Кайлаша, тот и станет хозяином этой местности. И Наро Бончун - бонский мастер, встав пораньше, сел на свой барабан и отправился на вершину этой горы, и прибыл туда рано (есть такой метод передвижения – на барабане). Бонцы утверждают, что это одно из проявлений сиддхи – передвижение на барабане, то есть можно на нем летать. Когда они соревновались, бонский учитель отправился, сидя верхом на барабане, к вершине горы, и когда он все еще летел вверх, это увидели ученики Миларепы. Сам же Миларепа в это время спокойно спал. Ученики боялись, что Миларепа проиграет, и стали его будить со словами, что вот боннский мастер уже добрался до середины горы и он выиграет, сделайте же что-нибудь. Миларепа ответил им, что не надо беспокоиться и мгновенно взобрался на вершину горы по солнечным лучам. В итоге, Миларепа выиграл и тогда Наро Бончун попросил его: "Я очень люблю это место, пожалуйста, дай мне немножко места на этой горе в этой местности". Тогда Миларепа взял горсть снега и бросил его неподалеку, на этом месте появилась гора, то есть там неподалеку рядом с Кайлашем есть какая-то другая снежная гора и это место стало местом проживания боннского мастера Наро Бончуна. Из Манасаровара вытекают четыре главные азиатские реки, есть четыре главные реки Азии. И они носят названия «Слоновья река», «Лошадиная река», «Львиная река», «Павлинья река». Это по-тибетски так называется. Итак, из этого озера берут свое начало 4 реки в Азии, самые главные. Одна из них Брахмапутра, которая проходит через весь Тибет и дальше отправляется в Китай. И три реки, которые сходят туда ниже в Пакистан и через Непал. Вытекая из этого озера, они обтекают Кайлаш шесть раз и затем стекают вниз. Брамапутра идет в Тибет, а остальные три реки сходят в Азию, то есть в юго-восточную Азию. Гора Кайлаш является местом Чакрасамвары, более того, говорится, что на ней до сих пор пребывает 16 архатов (16 старейшин). И в молитве, которая называется «Подношение 16 архатам», есть строчки: «Вы, все еще пребывающие на горе Кайлаш, не ушедшие в Нирвану». Мы, буддисты, говорим, что это место божества Чакрасамвары, индуисты говорят, что это место божества Махешвары (Шивы), но об этом есть своя история. В свое время в Дорджедене (Ваджрасане) жила мать с тремя сыновьями. И как-то три сына начали совещаться друг с другом, какой бы практикой дхармы заняться. Посовещавшись, они решили, что на горе Кайлаш живет Шива (или Махешвара). И необходимо отправиться к нему, чтобы решить, какой практикой им заняться. И тогда они, достигнув сиддхи быстрого передвижения («быстрых ног»), отправились на гору Кайлаш. Прибыв на эту гору, они увидели девушку, прислужницу Шивы, она собирала в этот момент цветы и плоды для обеда. Она сказала: Я служанка Махешвары, собираю ему еду. И тогда они спросили, ты могла бы отвести нас к божеству Махешваре. На что девушка ответила, - Да, конечно же, я могу это сделать. И когда они прибыли к Махешваре они увидели, что Махешвара с супругой Умадеви очень заняты, собирают цветы и плоды. Юноши спросили Махешвару: Какой практикой дхармы нам лучше заняться? На что Махешвара ответил, - если Вы хотите быть счастливы в этой жизни, то практикуйте мое учение, мою дхарму, если же вы хотите счастья в следующих жизнях, то практикуйте буддийское учение. И поэтому небуддисты утверждают, что это не буддийское, а индуистское святое место». Учитель добавил, что это очень длинная история, он не будет её всю пересказывать, т.к. она займет много времени. «Почему же люди отправляются обходить это место, зачем они совершают обхождение этого места, потому что это место является святым, потому что на этом месте практиковали великие учителя, такие как Миларепа и другие. Для того чтобы очистить недобродетели, накопленные телом, необходимо преодолевать трудности, совершать аскезу и поэтому, совершая обхождение таких святых мест как Кайлаш, накапливается добродетельная карма и очищается недобродетельная карма, накопленная с помощью тела». Показ слайд-шоу из фотографий, сделанных во время кора, предварял выступление паломников - Хонгора и Эдуарда. Третий их друг – Герман, уехал и не смог присутствовать на встрече. Серые каменные плато Кайлаша смотрелись сурово и неуютно, туман и дымка, заволокшие вершину, вызывали чувство одиночества и рождали ощущение неприкаянности и дикости самого места. Как сказали паломники, вершина горы была в тумане, несмотря на то, что в календаре стояла дата-30 мая, пошёл снег, было трудно идти. У каждого из них появились неприятные ощущения: головокружение, одышка, отсутствие аппетита. И это нормально, если учесть, что мы, жители полупустыни и не можем похвастать привычкой к высокогорью. Все трое не имеют вредных привычек: не курят, ведут здоровый образ жизни, но в той или иной мере почувствовали на себе акклиматизацию. У них был проводник Сонам, владевший английским. Так вот, он хорошо себя чувствовал, даже курил на привалах, но жители Тибета в этом смысле особые люди, их организмы несравнимы с нашими, в принципе. Паломники выполняли обязательные правила - шли пятьдесят (м.б. сто) метров, затем отдыхали (нельзя идти без остановок, в горах всё может обернуться неожиданностью и неприятностями для здоровья). На вопросы слушателей, каким маршрутом следовали паломники, те ответили, что их путь пролегал по маршруту «Москва – Пекин – Лхаса - Шигадзе – Кайлаш». По их подсчётам обошлось всё приблизительно в три тысячи долларов (самолёты, поезда, гостиницы, проводники). От Москвы до Пекина летели на самолёте, из Пекина до Лхасы на поезде (поезд – наиболее удобен для акклиматизации, по мере увеличения высоты и движения к Тибету, организм имеет возможность перестраиваться, чего не скажешь о самолёте). Лхаса и Потала с её духовными культурными сокровищами - это отдельная тема, невозможно охватить за одну беседу и столицу Лхасу и Кайлаш. Красочным обрамлением рассказа служили слайды старинных монастырей, фресок и прекрасных образов божеств, изваянных в скульптуре. После Лхасы с её достопримечательностями и Гьябдзе с огромным комплексом – ступой, Шигадзе, Сага, а после Дарчена (посёлка у подножия Кайлаша) остальная часть путешествия представляла собой меньшую с точки зрения сервиса и удобств реальность. Чем ближе к цели продвигались наши товарищи, тем суровее и некомфортнее становилось всё вокруг. Питаться, ночевать приходилось в скромных придорожных гостиницах и кафе, в которых сами собой отпадали вопросы о горячей воде и отоплении. Но красоты Тибетского нагорья восполняли с лихвой недостающие радости цивилизации - красоты столько, что хватит на долгие, замечательные воспоминания в любой точке земного шара. Чаша озера Мансаровар, священного и древнего, вобравшего, кажется, всю синеву неба и зелень бирюзы, с отражениями облаков, снежная вершина Кайлаша, сияющая и открывшаяся после тумана взору путников – всё это смогла увидеть публика, собравшаяся в читальном зале библиотеки Хурула, благодаря качественным снимкам Германа. Друзья признались, что им порой было совсем не до съёмок, настолько нелёгкой оказалась кора. Они сказали, что не запаслись хорошими тибетскими лекарствами от горной болезни, были слабее, чем нужно подготовлены физически. Одежда у одного из друзей также оставляла желать лучшего, Хонгор посетовал, что пошёл к Кайлашу в кроссовках, будучи уверенным, что всё обойдётся. В результате, после снегопада он намочил ноги, одежду и почувствовал на себе огрехи своей самоуверенности. Пришлось сушить шерстяные носки на собственном теле и обматывать ноги полиэтиленом, благо у Эдика был скотч (как тут не поблагодарить поистине великое изобретение человечества). Осторожнее следует быть с пищей, у одного из паломников случилось расстройство пищеварения, ребята не исключали отравления, т.к. у бывалого Сонама тоже наблюдались подобные признаки. До этого наш земляк с проводником беззаботно поели в дорожной столовой, и попили чая с молоком. Эдик предусмотрительно ничего не ел, пил воду и немного ел запасённый шоколад. Трудно было спать, появлялось удушье, пришлось вставать в час ночи и, выйдя из палатки, ходить вокруг, представьте: ночь, Кайлаш, небо над головой… Кажется, называют это синдромом «ваньки-встаньки», человек не может лежать из-за возникающей асфиксии, сидит, потом засыпает, потом опять встаёт. Хонгор предупредил, что всю экипировку, обувь, одежду следует покупать здесь, в России. Например, он забыл купить солнцезащитные очки дома, понадеявшись на Китай, но купленные в Пекине очки оказались намного хуже качеством, чем у остальных, к тому же, они сломались, их пришлось ремонтировать, прямо на ходу. А без них нечего делать в горах - снег невероятно слепит глаза, без очков невозможно. Получается, что вместо дивного рассказа с откровениями мистического характера пришедшие услышали повествование о трудностях, но это то, о чём следует знать собравшимся в дальний путь в первую очередь. А что же было необычного в вашем паломничестве (последовал давно ожидаемый вопрос) - Да знаете, всё, и наши ощущения, и увиденные своими глазами западный, северный, восточный, южный склоны Кайлаша, древние ступы, дороги, по которым, возможно, ходили великие йогины. Буран в горах в первого июня (неожиданный и сильный) - это всё является нашими необычными впечатлениями. Маленькая дворняга, прибившаяся во время бури к путникам, тем самым давшая знак, что где-то есть селение. Пробежав вперед, она затем ожидала путников, таким образом, показывая дорогу. Старик-тибетец, совершавший свою кору, появившийся на определённом участке дороги и затем исчезнувший, свернувши на какую-то только ему известную тропинку – это останется хорошими воспоминаниями. Кстати, итальянская группа, шедшая чуть впереди наших паломников, приостановила ход и затем повернула обратно в полном составе, сойдя с маршрута. Хонгор, Эдик и Герман совершили большую кору и половину малой. На вопрос: отчего не доделали малый обход, они ответили, что опытный Сонам, шедший с ними три дня, посмотрев на них, посоветовал остановиться. (К слову, сами тибетцы совершают кора за сутки либо даже за день). Спустившись в ближайшее село, они зашли в медпункт и там увидели индийского паломника, молодого человека лет двадцати пяти, по-видимому, бедного. Его друзья принесли на руках без чувств и китайская девушка - медик бесплатно оказав помощь, поставив ему капельницу, велела немедленно спускать парня, состояние здоровья его было плачевным. Всё сказанное следует правильно понять и принять: без подготовки, без опытного проводника опасно идти на Кайлаш. Хотя, как сказали вернувшиеся буддисты, в конечном итоге всё определяется вашей решимостью и желанием. К слову сказать, в свое время паломничество на Кайлаш совершил администратор Центрального хурула ген Наванг Лодой. В силу своей занятости он не смог прийти на мероприятие, но в ходе подготовки поделился своими воспоминаниями. Паломничество на Кайлаш ген Наванг Лодой совершил в 23 года вместе со своим отцом и старшей сестрой. Это было в начале 90-х годов, когда только разрешили паломничество на Кайлаш. На кору у них ушел один день. Самым ярким воспоминанием было посещение пещеры Миларепы, где, как известно уже по легенде, Миларепа оставил отпечатки своих ладоней и ступней. Множество мифов и легенд уже существуют о горе Кайлаш, а в наше время продолжают рождается множество научных теорий. Кайлаш манит и чарует своей загадочностью, его называют пирамидой, чакрой, девятиэтажной горой свастик (название в традиции бонн), городом Богов, дворцом без окон и дверей, даже матрицей жизни, поскольку карта-схема горы Кайлаш с окружающими ее горами напоминает пространственную структуру молекул ДНК. Некоторые исследователи отмечают математическую точность в расположении пирамид Кайлаша по отношению к другим загадочным строениям на Земле. Если соединить меридианной линией гору Кайлаш с египетскими пирамидами Гизы, то продолжение этой линии выведет на о. Пасхи. Расстояние от Кайлаша до египетских пирамид равно четверти меридиональной линии Кайлаш – о. Пасхи. И расстояние от о. Пасхи до мексиканских пирамид равно то же четверти обозначенной (меридианной) линии. Расстояние от Кайлаша до монумента Стоунхендж составляет – 6714 (это цифра варьируется от 6666, в зависимости от системы измерения) километров. Столько же от Стоунхенджа до Бермудского треугольника, и от последнего до о. Пасхи. Расстояние от Кайлаша до Северного полюса – те же самые 6714 км. Высота самой горы Кайлаш – 6714 м. Знаменитый египетский Сфинкс смотрит лицом на Кайлаш. Проведя такие расчеты, исследователи заговорили о Высшем разуме. Кайлаш до сих пор остается неразгаданной тайной, есть выражение: «гора Кайлаш скидывает людей». Было замечено, что в среднем в год гибнет 2 паломника на Кайлаш. Мы просим будущих паломников принять во внимание все сведения, доступные о Кайлаше и быть готовыми и физически и духовно к такому подвигу, как паломничество на Кайлаш. Гора Кайлаш для всех нас остается недосягаемой вершиной в духовном пути. Есть такое выражение у тибетцев: «Когда взберетесь до вершины горы, продолжайте взбираться дальше». Надежда Бакараева, Герел Нурова Буддизм в Калмыкии Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |