Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
17-й Кармапа. Медитации нельзя учить тех, кто стремится к счастью в этой жизни3 апреля 2012 | Версия для печати
Фрагменты учений по Молитве линии преемственности Ваджрадхары
27 февраля 2012 г., на второй день учений по Молитве линии преемственности Ваджрадхары в Бодхгае, Гьялванг Кармапа перешел к основному учению о линии преемственности Молитвы Махамудры (дордже чанг тунгма). Он объяснил следующие строки: Учение гласит, что отречение – основа медитации. Как созерцателю, непривязанному к еде и богатству, Разрубить оковы этой жизни? Даруй благословение, дабы я избавился от стремления к почестям и стяжательству. Его Святейшество объяснил значение тибетского слова «шенлок». Есть множество разных переводов этого слова, например «непривязанность», «отречение» и «отвращение». Гьялванг Кармапа сказал, что смысл этого слова можно понять, вспомнив то чувство, которое вы испытываете, случайно наступив на кучу экскрементов. Иногда непривязанность интерпретируют как безразличие к плохому и хорошему, но, как пояснил Гьялванг Кармапа, «шенлок» ‒ это не безразличие. Один из величайших йогинов Джецун Дракпа Гьялцен, великий наставник традиции Сакья, говорил, что если вы привязаны к этой жизни, вы не практикуете Дхарму. Если вы привязаны к самсаре, то вы не достигли отречения. Если вы привязаны к себе, тогда вы не подлинный бодхисаттва. Если вы цепляетесь, у вас нет правильного воззрения. Четыре Дхармы Гампопы по сути заключают в себе тот же смысл. Гьялванг Кармапа добавил, что непривязанность, или отречение, могут быть «неполными». Например, если вы положите перед плотоядными животными траву, они не станут ее есть. Это нельзя назвать непривязанностью в полном смысле слова. Если вы положите перед оленем кусок мяса, то он не притронется к нему, потому что олень – травоядное животное. Или другой пример: большинство птиц, за исключением ворон, не делают запасов. Все это примеры «неполной» непривязанности. Скорее, просто такова их природа, что они не привязаны к подобной пище, и у них нет подобных привычек. Что же мы подразумеваем под подлинным отречением, или подлинной непривязанностью? Существуют три уровня непривязанности. На первом уровне мы должны осознать бессмысленность привязанности к этой жизни. Если мы продвинулись на следующий уровень, то не будем ощущать привязанности к самсаре. На последнем же уровне мы не привязаны к полному или частичному покою (нирване). Как нам почувствовать непривязанность к этой жизни? Это мое мнение, сказал Кармапа, и я не утверждаю, что оно правильное. Когда мы говорим, что практикуем Дхарму, это в первую очередь подразумевает, что мы нацелены на будущие жизни. Если вы практикуете ради счастья в нынешней жизни, то такую Дхарму нельзя назвать истинной. Практика Дхармы предназначена не для решения задач этой жизни, а для более долгосрочной перспективы. Конечно, нам приходится зарабатывать себе на жизнь, но главная цель Дхармы – принести нам пользу в будущих рождениях. Но если мы неправильно расставляем приоритеты, то Дхарма теряет свою значимость. Большинство людей расставляют приоритеты неправильно, и все переворачивается с ног на голову. Поэтому можно назвать вас практиком или нет, зависит от того, рассматриваете ли вы пользу от практики в краткосрочной или долгосрочной перспективе. Миларепа, например, полностью отказался от благополучия текущей жизни. Он жил высоко в заснеженных горах, ему нечего было есть, вокруг не было ни единой души. Конечно, мы не можем следовать его примеру, потому что есть риск умереть от голода, холода или одиночества. Я не утверждаю, что каждому надлежит практиковать, как Миларепа. Но мне бы хотелось донести до вас мысль о том, что очень важно размышлять в долгосрочной перспективе. Для практиков Дхармы важна долгосрочная перспектива, все остальное второстепенно. Практик Дхармы ‒ это тот, кто ставит благополучие в будущих жизнях превыше благополучия в нынешней. Следовательно, если бизнес не ладится, мы должны осознавать, что это второстепенный повод для беспокойства. Ведь бизнес ‒ это наша второстепенная цель, не главная. Хотя в бизнесе могут быть проблемы, есть и другие задачи, которые нужно осуществить. Нет нужды заканчивать жизнь самоубийством. Здесь присутствует много монахов и монахинь, отметил Кармапа. Кого-то из них можно считать представителем истинной Сангхи, кого-то ‒ нет. Некоторые из них пришли сюда только ради того, чтобы выпить чаю, поесть хлеба или собрать пожертвования. Посещать молитвенное собрание линии Кагью (Монлам), преследуя материальные цели, неправильно, потому что мы собрались здесь ради того, чтобы молиться о мире. И наоборот, если мы практикуем надлежащим образом и накапливаем заслуги, то пребывание здесь имеет большой смысл. Люди, не верящие в будущие жизни, могут также практиковать Дхарму. В целом, нужны заслуги, чтобы выработать веру в будущие жизни. Некоторые из нас верят, что счастье приходит извне, его дарят материальные ценности. Если мы глубоко поразмыслим на эту тему, то поймем, что материальные вещи не являются источником счастья. Многие люди в развитых странах уже приходят к такому пониманию. Материальные ценности не приносят долговременного покоя и счастья, они служат источником еще больших трудностей, проблем и несчастий. Тщательный анализ этого вопроса приводит к осознанию того, что обретение богатства не может быть названо источником счастья. Мы должны понять, что истинное счастье рождается изнутри, благодаря взращиванию внутренней удовлетворенности. Оно не зависит от материального богатства. Поэтому, развив непривязанность, определенную степень отречения от материальных ценностей, утрату стремления к ним, мы обретаем счастье в жизни. Материальные вещи не всегда позволяют надолго обрести покой. Истинное счастье должно родиться изнутри. Вот почему, когда говорят о понятии «шенлок», зачастую утверждают, что медитации нельзя учить неподготовленных людей, иначе она будет использована в неподобающих целях. Медитации нужно учить человека, взрастившего отвращение к самсарическому положению живых существ. Поэтому великие наставники говорили, что у медитации должен быть соответствующий «хозяин». Основа должна быть прочной, поскольку с надлежащей основой человек может продвигаться по пути к просветлению. Если вы учите медитации тех, кто стремится к счастью в этой жизни, то ее будут использовать ради этой цели и ни для чего другого. Очень важно применять медитацию правильно. Гьялванг Кармапа рассказал три истории. Первая история повествует о встрече Гьялвы Янгонпы с Дзамбалой, божеством богатства. Однажды Гьялва Янгонпа находился в затворничестве и совершал подношение воды Дзамбале. Из пузырьков на воде возникли два Дзамбалы – один черного цвета, другой – желтого. Дзамбалы сказали ему, что хотели бы дать ему все, что он пожелает. Гьялва Янгонпа ответил: «Мне ничего не надо. Я живу один в уединенном месте. Если вы действительно хотите отдать что-то, отдайте это нищим». Вторая история была о Друптопе Угенпе, ученике Карма Пакши и Гьялвы Гоцангпы. Однажды он пришел в Магадху, что в Индии. Там ему явилось видение индийского божества Ганеши. Ганеша предложил ему свою защиту, если он сделает подношение торма и останется в Бодхгае на три года. Вдобавок Ганеша обещал ему владычество над одной третьей частью мира. (Его Святейшество Кармапа заметил, что не уверен, означает ли в данном случае «мир» целый мир или только Индию). Гьялва Гоцангпа ответил: «Я знаю, что тебе нужна плоть и кровь, этого я не могу тебе дать. Как долго я останусь в Бодхгае – мое дело. А если ты подаришь мне треть мира, что мне с нею делать?» Если вы слишком привязаны к материальным ценностям, все заканчивается тем, что вы теряете свою независимость. Третьей истории насчитывается около 900 лет. Давным-давно один богач поселился по соседству с бедняком. Каждый вечер богач слышал, как бедняк распевает песни и удивлялся, отчего он так счастлив. Не потому ли, что у него слишком мало денег? Однажды бедняк отправился просить милостыню, а богач подбросил в его комнату огромный кусок золота, размером с голову козла. Вернувшись домой и обнаружив золото, бедняк очень удивился. Он подумал, что кто-то позабыл его там, и раздумывал, как вернуть его владельцу. Однако позже он пришел к выводу, что, должно быть, высшие существа позаботились о нем, поскольку он так беден. Затем бедняк принялся строить планы, как распорядиться золотом, куда вложить деньги и как построить новый дом. Погрузившись в мечты, он забыл той ночью спеть свою песню. Тем временем, богач подглядывал за бедняком через окно. Эта история показывает, как часто мы забываем о своих целях. Это неправильно. Богатство никогда не принесет нам постоянного покоя и счастья. Репортаж: ЦеНам www.kagyumonlam.org Перевод Дели Лиджи-Гаряевой Материалы по теме:17-й Кармапа Оргьен Тринлей Дордже о великих учителях линии Карма Камцанг 17-й Кармапа Оргьен Тринлей Дордже о Джамгоне Конгтруле и линии Карма Камцанг Видео по теме:Лекция в Нью-Йорке. Waldorf Grand Ballroom, 18 мая 2008 Когда мы цепляемся за понятия «я», «мое», мы словно вырезаем для себя маленькое окошко, через которое мы смотрим на все явления в мире. В некотором смысле тем самым мы говорим себе, вот окно, через которое я буду смотреть на вещи. Прорубив это окно, мы возводим вполне ощутимое препятствие между «собой» и «другими». Этот разрыв между «собой» и «другими» придает нашим взаимоотношениям с миром воспринимаемых явлений дополнительную эмоциональную окраску. Если смотрим на мир исключительно через это окошко, то могут происходить странные вещи, в особенности в том, что касается наших взаимоотношений с другими людьми. Мы говорим с другими через это окошко под названием «я, мое», мы обмениваемся рукопожатиями и реагируем на то, как они проявляют себя по отношению к нам. Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |